Совершенствование организации труда на предприятии (на примере ИП «Экгардт Л.И.»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших направлений обеспечения социальной направленности рыночной экономики является рационально построенная организация труда на всех уровнях управления. Организованный на научной основе труд является ведущим фактором роста его производительности и снижения издержек производства, основой обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов рыночной экономики.

Оглавление

Введение
3
1. Теоретические основы организации труда на предприятии
1.1 Производственные и социально-психологические факторы условий труда
1.2 Организация и формы обслуживания рабочего места
1.3 Нормирование, производительность и системы оплаты труда
5

5
8
12
2. Анализ организации труда на предприятии (на примере предприятия ИП «Экгардт Л.И.»)
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ персонала предприятия и производительности труда
2.3 Анализ использования рабочего времени

17
17
19
25
3. Меры по улучшению организации труда на предприятии ИП «Экгардт Л.И.»
3.1 Предложения по улучшению организации труда на предприятии
3.2 Расчет экономической эффективности мероприятий по
улучшению организации труда

Файлы: 1 файл

КР__Совершенствование организации труда на предприятии Краснодар.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Таким образом, обобщая изложенное в данной главе, следует отметить, что создание благоприятных условий труда, его дальнейшее облегчение способствуют, с одной стороны, сохранению здоровья трудящихся, совершенствованию их трудовых навыков, а, с другой – повышению работоспособности и производительности труда, снижению текучести кадров и улучшению дисциплины на производстве. Основными общими показателями экономической эффективности мероприятий по НОТ, определяющими целесообразность их внедрения, являются: рост экономической эффективности и годовой экономический эффект, т.е. экономия приведенных затрат.

 

1.2 Организация и формы обслуживания рабочего места

 

Установлено, что недостатки в организации обслуживания являются причиной примерно двух третей всех  внутрисменных потерь рабочего времени. Чем полнее и совершеннее система обслуживания, тем более организованно протекает процесс труда и эффективнее используется рабочее время. Наиболее полно решение задачи целесообразности и экономичности обслуживания рабочих мест, его своевременности, отвечает научно обоснованная система обслуживания рабочих мест, которая должна включать не отдельные изменения и реорганизации, а комплекс технических, организационных и экономических решений.

Рабочее место (РМ) является первичным звеном производственного процесса в создания материальных ценностей. Систему организации рабочего место с полным правом считают показателем организованности всего предприятия, так как она характеризует качество и слаженность работы всех служб предприятия.

Любое рабочее место на предприятии должно наилучшим образом отвечать своему назначению и обеспечивать при этом выполнение основных и вспомогательных работ с наименьшими затратами труда.

Организацию труда на рабочем месте определяют следующие факторы: разделение и кооперация труда; совершенствование организации и обслуживания рабочих мест; рационализация приемов и методов труда; создание благоприятных условий труда; повышение квалификации кадров; совершенствования нормирования и стимулирование труда; воспитание сознательного творческого отношения к труду.

Как показывает практика, в наиболее запущенном состоянии оказывается обслуживание рабочих мест.

Организация обслуживания РМ связана с установлением системы взаимодействия какого-либо РМ и работника с другими работниками и рабочими местами, призванными обеспечивать его бесперебойную и качественную работу.

Рациональная организация обслуживания РМ оказывает существенное влияние на повышение производительности труда, не требуя от предприятия значительных материальных затрат.

Общие требования к организации обслуживания РМ для обеспечения бесперебойной работы в течение смены сводятся к следующему:

-           своевременному доведению до каждого работника производственного задания;

-           бесперебойному снабжению рабочих мест документацией (чертежами, нарядами, картами и т.д.), а также предметами труда (материалами, заготовками и т.п.);

-           обеспечению постоянной исправности оборудования, снабжению его необходимой энергией (тепловой, электрической и т.д.);

-           организации систематического контроля за качеством выполненных работ, своевременной приемке обработанных изделий и транспортировке их с рабочих мест;

-           постоянному поддержанию на РМ здоровых и безопасных условий труда, а также строгого порядка и чистоты.

Из-за несовершенства системы обслуживания производство несет большие потери. Между тем известно, что производство продукции определяется по самому узкому месту в производственной цепи, которым, часто и становится организация обслуживания РМ. Технико-экономический эффект от внедрения в производство отдельных организационно-технических мероприятий по улучшению обслуживания основных рабочих значительно увеличится, если мероприятия по упорядочению обслуживания будут взаимно увязаны. Необходима комплексная разработка мероприятий по созданию системы обслуживания, регламентирующей все виды вспомогательных работ. Только при этом условии могут быть сокращены потери рабочего времени основных рабочих, связанные с обслуживанием, и значительно поднята эффективность производства в целом

Из-за отсутствия обоснованных расчетно-аналитических нормативов численность работников обслуживания устанавливается на основе фактически существующих соотношений между разными категориями рабочих или на основе различного рода опытно-статистических норм. Одной из причин высокой численности вспомогательных рабочих является диспропорция между технической оснащенностью основных рабочих и низким уровнем механизации труда на работах по их обслуживанию.

Система обслуживания – это научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации объема, периодичности, сроков и методов выполнения вспомогательных работ по снабжению рабочих мест (как основных, так и вспомогательных работников) всем необходимым для бесперебойной высокопроизводительной работы в течение смены, недели, месяца.

Важнейшая задача системы обслуживания рабочего места (РМ) – максимальное высвобождение рабочего от вспомогательных работ, т.е. создание условий, обеспечивающих наибольшую продуктивность его работы.

Руководящим принципом организации обслуживания РМ является профилактическое предупредительное обслуживание, т.е. предварительная подготовка всего необходимого для рабочих мест на основе сменно-суточных заданий и планов-графиков на длительный срок и своевременная доставка всех предметов снабжения на рабочее место.

Система обслуживания может быть централизованной, когда все функции обслуживания РМ осуществляются силами вспомогательных служб, вспомогательных цехов, децентрализованной, когда обслуживание выполняется полностью самим рабочим, а также смешанной, когда централизованно выполняется часть функций обслуживания.

В основе системы обслуживания РМ лежат следующие основные принципы: плановость процесса обслуживания, его активно-предупредительный характер; комплексность; обеспечение высокого качества обслуживания; экономичность обслуживания; бережное отношение к оборудованию, правильное хранение и расходование материалов и т.д.

В зависимости от типа и специфики производства система должна предусматривать применение одной из трех форм обслуживания:

-           стандартной – жестко регламентированное обслуживание по заранее разработанному стандарт-плану, характерное, в основном, для массового и крупносерийного производства;

-           планово-предупредительной, т.е. обслуживание в соответствии с календарными планами-графиками, применяемое, как правило, в условиях серийного производства;

-           дежурной, т.е. обслуживание по вызовам с рабочих мест, характерно для условий мелкосерийного и единичного производств. Планово-предупредительный характер обслуживания при этом сохраняется (т.е. подготовка производится заблаговременно), но обслуживание РМ осуществляется по сменно-суточным заданиям.

Нормативы обслуживания разрабатываются на основе имеющихся методических материалов Центрального бюро технических нормативов по труду НИИ труда. В зависимости от вида работ по обслуживанию производства затраты труда регламентируются различными видами нормативов: нормами времени, нормами обслуживания, нормативами численности.

Существуют следующие функции обслуживания: производственно-подготовительная, транспортная, инструментальная, наладочная, ремонтная, энергетическая, контрольная, складская, ремонтно-строительная, хозяйственно-бытовая.

Необходимость в той или иной функции определяется характеристикой РМ, родом работ, технологией производства и оснащенностью рабочего места.

 

1.3 Нормирование, производительность и системы оплаты труда

 

Нормы труда относятся к числу важнейших показателей, отражающих затраты труда. Они устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Ст.102 КЗоТ РФ предусматривает следующие виды норм труда:

1) Норму выработки – количество продукции, которое работник (группа работников) определенной квалификации должен произвести в единицу рабочего времени;

2) Норму времени – количество рабочего времени (в часах, минутах), которое должен затратить работник (группа работников) определенной квалификации на производство единицы продукции (работ, услуг);

3) Норму обслуживания – число объектов (единиц оборудования, производственных площадей, рабочих мест и т.д.), которые работник (группа работников) должен обслужить в единицу времени (за час, рабочий день, рабочую смену, рабочий месяц);

4) Норму численности (количество работников соответствующей квалификации для выполнения определенного объема работ (производственной, управленческой функции);

В условиях коллективных форм организации и оплаты труда могут применяться также укрупненные и комплексные нормы.

Нормы труда можно классифицировать по различным основаниям:

1. В зависимости от способа установления норм труда они делятся на:

-           опытные (на основе личного опыта нормировщика);

-           средне-статистические (утверждаются по итогам затраченного прошлого рабочего времени);

-           технически обоснованные (основанные на учете использования оборудования, техники и технологии).

2. В зависимости от сферы действия:

-           единые;

-           типовые;

-           местные.

В свою очередь, единые и типовые нормы выработки (нормы времени) и иные нормы труда делятся на:

-           межотраслевые;

-           отраслевые;

-           ведомственные.

3. По сроку действия нормы труда делятся на:

-           постоянные (без указания срока действия);

-           временные (вводимые на срок до 3-х месяцев).

Кроме того, имеются нормы на разовые работы, действие которых ограничивается сроком выполнения этих работ.

Нормы труда подлежат обязательной замене новыми по  мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда. Однако, достижение высокого уровня выработки продукции отдельным работником, бригадой за счет применения по собственной инициативе новых приемов труда и передового опыта, совершенствования своими силами рабочих мест не является основанием для пересмотра норм.

Введение, замена  и пересмотр норм труда производится администрацией предприятия,  учреждения,  организации по  согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом. О  введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за один месяц

Развитие науки и техники призвано обеспечить постоянное и быстрое повышение эффективности использования всех видов ресурсов. Для этого необходимо создание такой техники и технологии, которые обеспечивают повышение производительности труда, рост фондоотдачи, экономию сырья, материалов, энергии и рациональное их использование, например, создание высокоэффективных энергетических установок, малоотходных и безотходных технологий (внедрение четвертого передела в металлургии – прокат из проката), разработка новой техники для механизации ручного труда.

Производительность труда – это эффективность затрат труда при производстве единицы продукции, идя уровень трудовых затрат на единицу продукции. Повышение производительности труда – объективный экономический закон развития человеческого общества. В процессе труда живой труд использует результаты прошлого, овеществленного труда (предметы и средства труда) для производства новых продуктов. Рост производительных сил означает экономию не только живого, но и овеществленного труда.

Уровень производительности труда может быть измерен следующими показателями: количеством рабочего времени, затрачиваемым на производство единицы продукции, т.е. трудоемкостью изделия, или количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени одним работником, т.е. часовой, дневной, месячной или годовой выработкой одного работника.

Годовая выработка определяется путем деления созданной за год продукции в денежной оценке на средне списочное количество работающих на предприятии. В настоящее время показатель производительности труда определяется путем деления объема выпущенной продукции, исчисленной по НЧП, на количество работающих на предприятии. Часовая выработка определяется путем деления той же продукции на отработанное количество человеко-часов за год. Выработка может определяться и в натуральных показателях – в единицах продукции или в нормочасах. Однако натуральное измерение выработки затруднено на предприятиях, выпускающих неоднородную продукцию.

Рост производительности труда достигается в объединениях (на предприятиях) за счет повышения технического уровня производства, улучшения организации производства и труда отдельных работников, рационального управления трудом, соблюдения трудовой дисциплины.

Факторы, влияющие на производительную силу труда, разнообразны. Многие из них действуют на протяжении всего развития человеческого общества, однако значение отдельных факторов, определяющих производительную силу труда, меняется на разных этапах. Первоначально ведущую роль играли природные условия. От них в значительной мере зависели продуктивное использование других факторов и общая производительность труда в целом.

Информация о работе Совершенствование организации труда на предприятии (на примере ИП «Экгардт Л.И.»