Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:03, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия формирования социально-ориентированной экономики, рассмотреть модель социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране, определить проблемы ее развития и соответствующие перспективы.
Задачи курсовой работы:
выявить понятие, сущность, черты социально-ориентированной экономики;
рассмотреть основные черты и модели социально-ориентированной экономики;
проанализировать модель экономического развития Республики Беларусь и ее дальнейшие перспективы.
выявить проблемы ,характерные экономике Республики Беларусь
Введение 2
1 Сущность, основные черты, задачи, принципы
социально-ориентированной рыночной экономики 3
1.1 Основные модели социально-ориентированной рыночной
экономики (либеральная, консервативная, социал-демократическая
и рудиментарная модели) 8
1.2 Трансформационная экономика: основные черты, закономерности,
противоречия функционирования. Роль государства в
трансформационной экономике 13
2 Особенности белорусской модели социально-экономического
развития 18
3 Исследование направлений оптимизации социально –
экономической модели развития экономики Республики Беларусь 35
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Также, несомненно важным и полезным я считаю развитие адресной социальной помощи, которая после реформы получила большой импульс. Переход к адресной помощи является очень значимым шагом для формирования более эффективной социальной политики по сравнению с тем случаем, когда социальная поддержка осуществляется категориально, то есть направлена на отдельные категории населения (пенсионеров, студентов и т. д.).
Также можно сказать, что проводимая в государстве социальная политика во многом поспособствовала сокращению уровня бедности в стране. Так, если в 2000 году почти 42% населения относились к категории бедных, то в 2011 году эта цифра составила лишь 7,3%.
Однако, несмотря на имеющиеся достижения, белорусская социальная политика имеет достаточно минусов. Одной из проблем, которые нужно решать, является огромное количество нормативных актов, в которых прописаны меры, направленные на отдельные категории граждан. Такая множественность приводит к тому, что все эти мероприятия между собой достаточно слабо скоординированы, и это отнюдь не способствует эффективному распределению ресурсов. Еще один важный момент - несмотря на заявленную социальную ориентированность, в Беларуси не прослеживается четко выработанной модели социальной политики. Отсутствует и система нормативных актов, касающихся регулирования ее проведения.
К тому же, в нашей республике крайне слабо развита система мониторинга и анализа социальной политики на всех уровнях. Из-за чего экономистам даже сложно оценить, какой объем ресурсов расходуется на социальную политику. Можно, конечно, посмотреть на расходы консолидированного бюджета и оценить, что на их долю приходится около 3% от ВВП страны. Но при этом не учитываются ресурсы предприятий. Кроме того, в Беларуси не проводится оценка эффективности социальной политики. Отсутствие этой оценки приводит к тому, что выделяемые средства достаются порой далеко не самым бедным, как бы парадоксально это не звучало.
Но основной проблемой является то, что главным субъектом проведения социальной политики в Беларуси является государство. Для нашей республики характерна патерналистская модель социальной политики, в которой большая часть ресурсов сконцентрирована в государственных фондах, и их распределение проводится при участии органов власти различного уровня. При этом, активность других субъектов, таких как местные сообщества и отдельные граждане, крайне незначительна. Данными субъектами могут быть некоммерческие организации, в том числе благотворительные и международные, сами работники и работодатели.
Подводя итог, можно сказать, что в Беларуси необходимо формировать более цельную социальную политику. Основная ее стратегия может быть закреплена в специальном Кодексе, на основании которого проводились бы мероприятия в этой сфере. Также существует необходимость усиления различных субъектов социальной политики.
При этом должна повышаться роль местных сообществ при решении социальных проблем, поскольку многие из них являются локальными. Конкретные шаги, которые могут поспособствовать им на этом пути: для начала местные сообщества могут формировать повестку наиболее важных вопросов, требующих немедленного решения. Также они могут начать оказывать населению различные социальные услуги с позиции волонтерства. И, конечно же, их роль очень велика для контроля качества публичных услуг, оказываемых как со стороны органов власти, так и частных структур.
В системе институциональных
рыночных преобразований определяющая
роль принадлежит отношениям собственности.
Ее трансформация направлена на создание
многоукладной социально
Ориентировочное соотношение частного и государственного секторов должно составить 70:30, что соответствует эволюционно достигнутому уровню в экономически развитых странах мира.
Ключевыми
принципами в сфере реформирования
отношений собственности должны
стать: расширение инструментария приватизации;
дифференцированный подход к приватизации
предприятий в зависимости от
их ликвидности; принятие приватизационных
решений на основе тщательного анализа
представленных потенциальными инвесторами
долгосрочных бизнес-проектов; обязательный
учет мирового опыта приватизации;
сочетание долгосрочных и краткосрочных
интересов государства и
К основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства следует отнести:
Информация о работе Социально-ориентированная модель развития национальной экономики