Социально-ориентированная модель развития национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия формирования социально-ориентированной экономики, рассмотреть модель социально-ориентированной рыночной экономики в нашей стране, определить проблемы ее развития и соответствующие перспективы.
Задачи курсовой работы:
выявить понятие, сущность, черты социально-ориентированной экономики;
рассмотреть основные черты и модели социально-ориентированной экономики;
проанализировать модель экономического развития Республики Беларусь и ее дальнейшие перспективы.
выявить проблемы ,характерные экономике Республики Беларусь

Оглавление

Введение 2
1 Сущность, основные черты, задачи, принципы
социально-ориентированной рыночной экономики 3
1.1 Основные модели социально-ориентированной рыночной
экономики (либеральная, консервативная, социал-демократическая
и рудиментарная модели) 8
1.2 Трансформационная экономика: основные черты, закономерности,
противоречия функционирования. Роль государства в
трансформационной экономике 13
2 Особенности белорусской модели социально-экономического
развития 18
3 Исследование направлений оптимизации социально –
экономической модели развития экономики Республики Беларусь 35
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Социально-ориентированная модель развития национальной экономики.docx

— 305.61 Кб (Скачать)

Характерными чертами  белорусской модели экономики, которые  выделил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая 22 марта 2002 года на итоговом заседании постоянно  действующего семинара руководящих  работников республиканских и местных  государственных органов, являются:

  1. Во-первых, сильная и эффективная государственная власть. Государственная власть исходя из критериев общественного блага может и должна: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.
  2. Вторая характерная особенность нашей модели -- это равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики. При этом частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным.
  3. Третья отличительная особенность нашей белорусской модели касается приватизации. Приватизацию следует рассматривать не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами всего государства, отрасли, предприятия, работающего человека.
  4. Четвертая особенность белорусской модели -- развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией. 
    Сегодня в мировой экономике происходят глубокие преобразования. Это касается процессов глобализации и международной экономической интеграции, которые так или иначе отражаются на развитии нашей национальной экономики. Либерализация международных отношений, развитие информационных, коммуникационных компьютерных технологий решающим образом способствуют росту международного обмена товарами, услугами и капиталом; способствуют объединению и взаимопроникновению разного рода рынков, развитию международного бизнеса, что и означает глобализацию в экономическом смысле. Беларусь развивает интеграционные процессы, ориентируясь в своей внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, на своих традиционных партнеров – Россию, страны СНГ.
  5. Пятая характерная черта нашей модели -- сильная социальная политика -- краеугольный камень нашей государственной политики. 
    Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.[13]

Все перечисленные черты  характеризуют белорусскую модель социально- ориентированной рыночной экономики. Но анализируя далее социально-экономические показатели нашей страны и выполнение годового прогноза

2011 г. следует отметить, что данная модель применительно к РБ развивается неэффективно и находится в стадии перехода.

Экономика современной Беларуси характеризуется следующими основными  параметрами:

  1. среднеевропейский размер экономики с одним из самых высоких в регионе уровнем интеграции в мировые рынки: на 1 января 2012 г экспорт товаров составил более 85% от ВВП;
  2. уровень дохода на душу населения (в 2011 г. – 5950 долл. США);
  3. отсутствие богатых запасов природных ресурсов и зависимость от импорта сырья и энергоносителей;
  4. исторически сложившаяся специализация экономики страны на переработке сырьевых и топливных ресурсов;
  5. хорошо развитая промышленность, ведущие отрасли которой - машиностроение (производство сельскохозяйственной техники и большегрузных автомобилей) и нефтепереработка (преимущественно базирующаяся на поставках российской нефти).

Республика Беларусь, как и другие страны постсоветского пространства, прошла достаточно сложный путь становления. Экскурс и историю суверенитета обнаруживает тесное переплетение плюсов и минусов экономического развития.

Первоначальной ценой независимости, суверенизация и проведения самостоятельной политики стал системный кризис в связи с распадом СССР, охвативший все сферы экономической жизни. Развал традиционных рынков, разрыв экономических связей, возросшая стоимость энергетических и сырьевых ресурсов усилили негативный эффект. Порожденные Чернобылем экологические и социальные проблемы существенно усугубили ситуацию. Экономический спад продолжался на протяжении 5 лет - до 1995 г. и его величина достигла почти 40% от уровня производства 1990 г. Вместе с тем в сопоставлении с другими бывшими республиками СССР снижение производства в Беларуси было не столь глубоким - в первую очередь благодаря проведению политики поддержания спроса, позволившей смягчить последствия разрушения союзных связей.

Экономический рост начался уже с 1996 г.,  и в Беларуси были достигнуты одни из самых высоких темпы прироста ВВП среди стран СНГ.

За 2001-2011 гг. валовой внутренний продукт республики увеличился в 2,1 раза. ВВП на душу населения в долларах по паритету покупательной способности - еще более весомо, почти в 3 раза. По среднегодовым темпам рос- га ВВП (107%) Беларусь была 25-й из 183 стран мира и вошла в группу наиболее динамично развивающихся государств. В 2005-2008 гг. экономика показала рекордный среднегодовой прирост – 9,6%. Даже в условиях пика мирового кризиса 2009 г. и локального в 2011 г. ВВП страны продолжал расти. (Рисунок 2)

Рисунок 2 Динамика реального ВВП и ВВП на душу населения в долларовом эквиваленте по паритету покупательной способности*

*Источник [16, с.6]

 

 

Анализируя выполнения годового прогноза и макроэкономическую ситуацию в Республике Беларусь можно отметить, что 2011 г. оказался весьма непростым для нашей страны. В традиционном ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2011 г. Президент Республики Беларусь определил основные задачи, связанные с необходимостью решения накопившихся проблем и усиления роли Беларуси на международной арене. Важнейшие из них:

  • ликвидировать диспропорции в экономике, образовавшиеся в период мировою кризиса и последующего восстановления, выйти на равновесный валютный курс.
  • обеспечить высокое качество и сбалансированность экономического роста.
  • сформировать в стране благоприятный инвестиционный климат для привлечения в экономику республики солидного международного капитала;
  • создать необходимые условия для формирования современной, инновационной структуры производства

В стране сохранена ориентация предыдущих лет на ускоренный экономический рост, что позволило продолжить наращивание экономического потенциала - основы белорусской государственности и задела для социально-экономического развития в будущем. Республика Беларусь среди стран СНГ по итогам января-декабря 2011 г. была третьей по росту объема производства промышленной продукции (109,1%) и четвертой по темпам наращивания инвестиций в основной капитал (113,3%). Высокие темпы развития экономики в начале 2011г. позволили обеспечить довольно значительные годовые темпы роста ВВП – 5,3 % и промышленного производства – 9,1 % (Рисунок 3)[3, с.4]

Рисунок 3  Динамика ВВП Республики Беларусь и отдельных стран мира в 2011г. к уровню предыдущего года  (Беларусь - фактически; остальные страны -  по оценке  МВФ)*

*Источник [3, с.4]

В результате осложнившейся  в 2011 г. ситуации  на валютно-финансовом рынке произошло снижение уровня жизни населения. Реальные располагаемые  денежные доходы в январе-ноябре 2011 г. по сравнению с уровнем аналогичного периода 2010 г. увеличились лишь на 0,1 % при прогнозе на год 8-9,5 % . Уменьшение темпов роста данного показателя обусловлено относительно низким ростом его основных составляющих – реальной заработной платы, пенсий, пособий. Особенно резко снизилось реальное содержание пенсионных выплат, что сказалось  на сокращении доли трансфертов населению  в структуре денежных доходов: 19,9% в январе-ноябре 2011 г. и 20,8% в этом же интервале 2010 г. В структуре доходов, согласно оперативным данным Национального Статкомитета,  увеличилась до 65,2% только доля оплаты труда против 62,8% в январе-ноябре 2010 г. (Рисунок 4)

Рисунок 4  Структура денежных доходов населения в 2010 и 2011 гг., в % к итогу*

*Источник [6, с.64]

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников в январе – декабре 2011 г. составила 1925,3 тыс. руб., увеличившись к соответствующему периоду предыдущего года на 55,2%, в бюджетных организациях её размер был равен 1594,5 тыс. руб. (прирост – 62,1 %). Темпы роста реальной заработной платы работников в Республике Беларусь в январе – декабре 2011 г. в сравнении с уровнем соответствующего периода 2010 г. составили 101,3%, в бюджетных организациях – 105,8%.

Средний размер пенсии по возрасту декабре 2011 г. 937,7 тыс. руб., и увеличился по сравнению с уровнем 2010 г. на 38,9%. Размер минимальной пенсии по возрасту составил 465,5 тыс. руб., увеличившись на 63,8% по отношению к уровню 2010 г.

Конкурентный потенциал рабочей  силы в Беларуси выше, чем во многих странах мира. В стране наблюдается  достаточно устойчивая тенденция роста  численности работников, имеющих  среднее специальное и высшее образование, с 41% в 2000 г. до 48% в 2010 г. С  учётом того факта, что современное  развитие обеспечивает образованная рабочая  сила, в республике традиционно высок  уровень расходов на образование  – до 6% ВВП. По данным доклада ЮНЕСКО за 2010 г., уровень охвата населения  высшим образованием составил 73%, что  на 8%, чем в 2005 г. В числе позитивных тенденций – повышение интереса молодёжи к естественнонаучным и  техническим специальностям: доля принятых на обучение по этим специальностям возросла с 18% в 2005 г. до 20% в 2009 г. Созданные в  стране условия повышают привлекательность  профессионально – технического образования.[16, с.4]

Однако, абстрагируясь от незначительных  позитивных тенденций  развития экономики Республики Беларусь, необходимо отметить огромные проблемы республики.

Беларусь – уникальная европейская страна с точки зрения экономической структуры. Несмотря на то, что прошло более 20 лет с  момента распада Советского Союза  и начала экономического перехода в  Беларуси, структура собственности  белорусской экономики напоминает скорее плановую экономику, чем свободный  рынок. Согласно оценке Европейского банка реконструкции и развития, в 2011 г. доля продукции, произведенной принадлежащими государству или предприятиями, контролируемыми государством, составила 70 % ВВП Беларуси. В то же время, этот показатель в соседних странах – Польше, Литве, Латвии, России и Украине – колебался от 40 % в Украине до 25 % в Литве и Польше. Кроме того, среди 29 стран прежнего социалистического блока, включая страны Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии, доля государственной собственности в Беларуси была самой высокой, исключение составила только одна страна – Туркменистан. 

В 2008 г. была издана официальная программа приватизации 155 госпредприятий, которые должны были быть проданы в 2008-2010 гг. Фактически, только семь из этого списка и два  дополнительных предприятия были проданы  приблизительно за USD 1.5 млрд. В 2011 г. была объявлена новая программа приватизации касательно 244 госпредприятий на 2011-2013 гг. В соответствии с этой программой правительство запланировало продать 180 малых и средних предприятий  в 2011 г. В действительности результаты очень скромны. Только 39 предприятий  из нового списка были проданы за общую  сумму приблизительно USD 43 млн., 893 существующих предприятий были проданы за общую  сумму USD 21 млн. и 50 % Белтрансгаза –  белорусская газовая инфраструктура и транспортная компания – за USD 2.5 млрд.

Процесс приватизации в Беларуси продвигается очень медленно. Нет единой всеобъемлющей стратегии  приватизации. В настоящее время  политика приватизации сведена к  приватизации отдельных предприятий. Развитие малых и средних форм бизнеса в Беларуси остается одной  из ключевых задач на повестке дня  экономического развития. Хотя недавно  Беларусь начала проявлять больше активности в поддержке частного предпринимательства, продвигая малый и средний  бизнес в стране, правительство продолжает в большой степени полагаться на крупные государственные предприятия  вместо того, чтобы создавать реальное единое игровое поле для ОАО и  частных фирм.[17]

Таким образом, итоги  реализации плана приватизации совсем не утешительные, если сказать прямо, провальные. В Беларуси необходимо активизировать процессы реформирования структуры государственной собственности. И чем раньше это начнётся, тем больше шансов развиваться быстрее, по современным технологиям.

Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-октябре 2012 г. характеризуются постепенным  замедлением экономического роста  по сравнению с итогами первых двух кварталов на фоне тенденции  снижения темпов роста объемов промышленного  производства, экспорта товаров и  услуг, при восстановлении платежеспособного  спроса населения.

За 10 месяцев текущего года ВВП страны характеризуется умеренным ростом - 102,2% к уровню января-октября 2011 г., при годовом прогнозе 105,0-105,5%.(рисунок 5)

Рисунок 5 Динамика ВВП в Республике Беларусь в 2011 – 2012 гг.*

*Источник [4,с. 17]

Умеренная динамика экономического роста  в текущем году обусловлена реализацией  комплекса мер по сжатию внутреннего  спроса с целью ликвидации сформировавшихся в последние годы макроэкономических диспропорций.

Информация о работе Социально-ориентированная модель развития национальной экономики