Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучения социально экономической сущности занятости.
Задачи:
- рассмотреть социально-экономическую сущность и структуру занятости;
- изучить занятость как экономическую категорию и выделить виды занятости;
- проанализировать особенности государственной политики занятости в РФ;
- рассмотреть управление занятостью и социальное партнерство.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Занятость населения как социально-экономическая характеристика рынка труда……………………………………………………………………..
1.1 Социально-экономическая сущность и структура занятости…………….
1.2 Занятость как экономическая категория и виды занятости……………..
Глава 2. Регулирование занятости населения на современном этапе социально-экономического развития…………………………………………
2.1 Особенности государственной политики занятости в РФ………………
2.2 Управление занятостью и социальное партнерство………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы……………………………
2. развитие трудовых ресурсов;
3. предупреждение
массовой и сокращение
4. обеспечение
социальной защиты в области
занятости, создание специальных
мер для граждан, испытывающих
трудности в поиске работы, т.е.
помощь особо нуждающимся
5. сочетание
местных мер с
Занятость и безработица являются важнейшими экономическими характеристиками рынка труда, которые определяют его емкость, т.е. количественные границы.
Наиболее распространенным является представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда различных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности: в общественном производстве, на учебе, и индивидуальном хозяйстве.
Категорию занятости необходимо рассматривать с двух позиций.
- как экономическую категорию
- как
социально-экономическую
Характеристика занятости как экономической категории оправдана, если она исследуется непосредственно в процессе реализации ее в труде, где осуществляется соединение активной части населения со средствами производства, и занятость рассматривается в системе производственных отношений. Занятость отражает достигнутый уровень развития, вклад живого труда как реализованного фактора производства.
Вместе с тем занятость есть характеристика общественного производства, под которым понимается совместная деятельность работников, обладающих определенным набором качеств, по преобразованию предметов труда. Таким образом, занятость представляет собой механизм реализации взаимосвязей работников в процессе производства, то есть выступает социально-экономической категорией, и ее можно определить как социально-экономические отношения – соединения трудовых ресурсов со средствами производства.
Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю июля 2013 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июле 2013г. составила 75,8 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 71,8 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в июле 2013г. составил 5,3% (без исключения сезонного фактора).
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июле 2013г. составил 65,2%.
По сравнению с июнем численность занятого населения в июле 2013г. увеличилась на 390 тыс. человек или на 0,5%, численность безработных уменьшилась на 76 тыс.человек, или на 1,9%. По сравнению с июлем 2012г. численность занятого населения сократилась на 660 тыс.человек, или на 0,9%, численность безработных выросла на 49 тыс.человек, или на 1,2%.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,2 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июля 2013г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 945 тыс. человек, что на 2,6% меньше по сравнению с июнем и на 13,0% – по сравнению с июлем 2012 года.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в июле 2013г. 72% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в июле 2013г. составила 26,9%, среди безработных женщин – 30,5%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – в июле 2013г. его использовали 56,7% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете – второй по популярности способ поиска работы, который использовали 35,4% безработных.
Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, в зависимости от количественных и качественных характеристик, различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранная, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.
Продуктивная (эффективная) занятость – во-первых, это занятость, приносящая трудящимся доход, обеспечивающий достойные условия жизни. Во-вторых, это теоретическое понятие, подразумевающее использование рабочей силы без потерь, когда достигается наибольший материальный результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении фонда рабочего времени занятых за вычетом потерь рабочего времени к фонду рабочего времени занятых.
Полная занятость – это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, опржщоеделяемый фрикционной и структурной безработицей.
Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику.
Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.
Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.
Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.
Маятниковая занятость – это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.
Периодическая занятость – это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).
Итак, занятость населения как социально-экономическая категория отражает основные свойства и закономерности явлений объективной реальности и представляет собой единство и противоположность экономических и социальных отношений. Рассматривать занятость населения без учета какого-либо из этих аспектов означает лишить ее того реального содержания, присущего ей. В зависимости от количественных и качественных характеристик, различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранная, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.
Глава 2. Регулирование занятости населения на современном этапе социально-экономического развития
2.1 Особенности государственной политики занятости в РФ
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Политика занятости осуществляется государством на основе ежегодно принимаемой (соответственно развиваемой, дополняемой и корректируемой) «Федеральной программы содействия занятости населения в Российской Федерации». В центре программы – защита от безработицы. Она охватывает как работающих, но находящихся под угрозой увольнения, так и безработных, зарегистрированных в органах федеральной государственной службы занятости. Обеспечение занятости происходит посредством реализации комплекса мер, которые в совокупности составляют политику занятости. Содержание политики занятости определяется особенностями конкретного исторического периода и зависит от состояния экономики, проводимой социальной политики, уровня безработицы и иных факторов.
Защита от безработицы происходит по двум направлениям:
- предотвращение безработицы (в том числе создание и сохранение рабочих мест; опережающее трудоустройство);
- преодоление ее последствий (трудоустройство и переобучение потерявших или не имеющих работы; вовлечение в общественные работы).
Меры по защите от безработицы, предусмотренные в Законе о занятости, направлены, прежде всего, на незанятое экономически-активное население. Категория незанятых, ищущих работу, включает, в том числе безработных, которые получили этот статус в результате регистрации в органах службы занятости.
Пособие по безработице, как и стипендия, получаемая при обучении по направлению службы занятости, из-за их небольшого размера не выполняют функции замены утраченного заработка, но являются формой материальной поддержки в трудной жизненной ситуации, возникшей из-за отсутствия работы.
Непосредственной целью политики обеспечения занятости и правового регулирования в этой сфере является создание организационных, экономических и правовых условий, обеспечивающих достойное существование и возможность всестороннего развития личности человека.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Итак, необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. В рамках «Федеральной программы содействия занятости населения в Российской Федерации» должна оказываться поддержка безработных и содействие их занятости.
2.2 Управление занятостью и
занятость безработица социальное партнерство
Формирование, распределение, перераспределение и использование человеческих ресурсов подчиняются общим закономерностям развития общества; в любом обществе существуют объективная взаимосвязь и взаимозависимость наличного трудоспособного населения и характера, степени его участия в общественном производстве. Совокупность социально-экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в производственной и непроизводственной сферах хозяйства, можно рассматривать как занятость.
На этапе перехода к рынку сбалансированность рабочих мест с трудовыми ресурсами представляет собой решение проблемы урегулирования спроса и предложения в сфере труда. Человек является носителем рабочей силы, которая выступает товаром, поэтому необходимо опираться на прогнозирование всех проблем, связанных с функционированием рабочей силы. Кроме того, необходимо также заниматься планированием и учетом рабочих мест, поскольку в современных условиях развития экономики рабочие места являются более устойчивой категорией, меньше подвержены стихийным процессам рынка и лучше учитываются в статистике1.
В целях совершенствования планирования и управления человеческими ресурсами необходимо определить и проанализировать параметры кадрового потенциала страны, региона, отрасли. К ним относятся аспекты анализа кадрового потенциала: демографический (половозрастная структура и показатели, которые будут получены в результате ее анализа), экономический (структура занятости в отраслях и сферах производства, уровень специализации, концентрации и кооперирования, оплата и стимулирование труда и др.) и социальный (показатели уровня жизни, здоровья, профессиональных и квалификационных качеств, сферы обслуживания и т. д.). Анализ приведенных показателей позволяет детально изучить имеющийся кадровый потенциал и наметить пути его совершенствования.
Основная задача планирования и управления кадровым потенциалом (т. е. человеческими ресурсами) – установить оптимальные трудовые пропорции, одной из которых является сбалансированность рабочей силы и рабочих мест. Наиболее тяжелыми последствиями этого дисбаланса являются неукомплектованность действующих рабочих мест, наличие большого количества устаревших рабочих мест, низкий коэффициент сменности оборудования, безработица.
Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов должна быть обеспечена как по количественным, так и по качественным параметрам, а также на всех этапах этого процесса и др.
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Целью социального партнерства является развитие экономики, улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Именно система социального партнерства позволяет придать рыночной экономике социальный характер, направить ее развитие на благо общества, согласовать частные и общественные интересы. Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном (федеральном), региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях. Принципами социального партнерства признаются: равноправие, уважение и учет интересов сторон; соблюдение ими законов и других нормативно-правовых актов; свобода выбора и добровольность принятия решений; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, ответственность за их невыполнение.
Информация о работе Социально-экономическая сущность занятости населения