Социальная защита населения и эффективность производства Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотрение социальной защиты населения и эффективность производства Республики Беларусь.
Задачи:
1.Раскрыть понятие и сущность социальной защиты населения.
2.Охарактеризовать особенности и эффективность производства в Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Сущность и цели социальной защиты населения в Республике Беларусь 4
2. Эффективность производства в Республики Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Тема Социальная защита населения и эффективность производства Республики Беларусь.docx

— 1.08 Мб (Скачать)

Пищевая промышленность. В состав пищевой промышленности входят производства, выпускающие пищевую продукцию, мыло и моющие средства, табачные и парфюмерно-косметические изделия.

Отрасли пищевой промышленности Белоруссии весьма разнообразны и включают: масложировую, кондитерскую, консервную, крахмально-паточную, макаронную, маслосыродельную, молочную, мукомольно-крупяную, мясную, рыбную, плодоовощную, хлебопекарную, сахарную, спиртовую, ликероводочную, винодельческую, пивоваренную, табачную. Пищевая промышленность Беларуси - одна из старейших отраслей. Производство пищевой продукции неуклонно  возрастает благодаря наличию собственной  сырьевой базы и сложившихся рынков сбыта, которые в основном определяла система государства. Новые условия, которые диктует конкуренция  на международных рынках, естественно, требуют новых подходов в борьбе как за внутренний, так и за внешний  рынки. Сахарная и мукомольно-крупяная промышленности в перспективе будут  находиться в острой конкурентной борьбе с внешними производителями, работающими  на более дешевом сырье.

Строительный комплекс. Строительная комплекс - совокупность строительных и монтажных организаций, осуществляющих индустриальными методами работы по возведению, реконструкции, расширению, капитальному ремонту зданий, сооружений и монтажу оборудования.

Акционерная форма собственности представляет наиболее прогрессивную форму рыночных отношений в любой сфере деятельности.

Транспортный комплекс. Транспортная система, транспортный комплекс - так называют виды транспорта, образующие единое целое на территории Беларуси, то есть железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный, городской, электрический.

Как вид  хозяйственной деятельности, транспорт  подразделяется на транспорт общего и не общего пользования. Транспорт  общего пользования удовлетворяет  потребности всех отраслей экономики  и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещая различные  виды продукции между производителями  и потребителями, осуществляя общедоступное  транспортное обслуживание населения.

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Темпы роста промышленного производства 

 

В третьем  квартале 2012 г. наметилась тенденция замедления темпа роста промышленного производства, тем не менее, результаты января-сентября - 107,7%, выше прогнозных (106-107%).

Главным фактором роста в промышленности в т.г. были высокие объемы производства в химической промышленности (138,5%) и  нефтепереработке (116,5%) [31].

Ситуация  с поставкой сырья замедлила  рост в нефтепереработке в третьем  квартале 2012 г. и привела к общему замедлению развития промышленности. Сдерживающими факторами увеличения промышленного производства также  выступили – медленный рост емкости  рынков сбыта белорусской промышленной продукции и высокая стоимость  кредитных ресурсов.

 
 

Рисунок 2.2 – соотношения экспорта товаров и объема промышленного производства

 

 

По итогам 8 месяцев 2012 г. ухудшилась ситуация с  выполнением показателя внешнеэкономической  сбалансированности – соотношения экспорта товаров и объема промышленного производства.

В августе 2012 г. соотношение экспорта и объема промышленного производства составило 59,3%, это самый низкий показатель с начала года. В целом по республике соотношение составило 64,2%.

 

Рисунок 2.3 - соотношения экспорта товаров и объема промышленного производства

 

Прирост объемов промышленного производства обеспечен за счет опережающего роста  в обрабатывающей промышленности (секции D), доля которой составляет 92% (темп роста   108,9% к январю-сентябрю 2011 г.).

Основными лидерами секции остаются химическое производство (138,5%), производство кокса, нефтепереработки и ядерных материалов (116,5%) и производство транспортных средств  и оборудования (115,4%).

По 8 из 14 основных подсекций обрабатывающей промышленности отмечается замедление темпов роста по сравнению с началом  года.

 

 

Рисунок 2.4 – Запасы готовой продукции

 

В январе-сентябре т.г. отмечается увеличение как объемов  запасов готовой продукции так  и их уровня в среднемесячном объеме производства.

На 1 октября 2012 г. в целом по промышленности запасы готовой продукции составили 21146,9 млрд. рублей, или 54,1% к среднемесячному объему производства.

Данный  результат на 8,9 процентных пункта ниже уровня, запланированного отраслевыми  и региональными стратегиями (63%).

 

 

 

Рисунок 2.5 – Рентабельность продаж по видам экономической деятельности

 

 

В январе–сентябре 2012 г. удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в целом по республике увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. на 0,3 п.п. и составил 17,1% при задании 13,5–14,5%.

Рентабельность продаж в промышленности за январь-август 2012 г. сложилась на уровне 12,6%, существенно превысив прогнозное значение (10-11%). Фактический уровень рентабельности сформировался благодаря его высокому значению в крупных, ориентированных на экспорт видах деятельности: нефтепереработке (15,4%), химическом производстве (25,3%), производстве машин и оборудования (15,8%).

За январь–август 2012 г. количество промышленных предприятий, имеющих чистый убыток, снизилось всего на 3 единицы (на 1,4%) по сравнению с январем-августом 2011 г. и составило 214 предприятий, или 10,7% от общего количества организаций. При этом сумма убытков промышленных предприятий по сравнению с 8 месяцами 2011 г. возросла в 2,8 раза и составила 1 560,8 млрд. рублей.

 

 

Рисунок 2.5 - снижение уровня материалоемкости продукции

 

Качественным  показателем работы организаций  промышленности является снижение уровня материалоемкости продукции. По сравнению с результатами января-июня текущего года в январе-августе ситуация с выполнением показателя улучшилась.

По итогам 8 месяцев 2012 г. отмечается снижение уровня материалоемкости продукции на 0,3% (при годовом задании снижения на 2–3%). По сравнению с 7 месяцами 2012 г. результат улучшился на 0,4%.

Отставание  в выполнении прогноза обусловлено  ростом уровня материалоемкости в производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (+14,3%), химическом производстве (+13,6%), производстве кожи, изделий из кожи и производство обуви (+5,8%), обработке древесины  и производстве изделий из дерева (+5,3%), производстве машин и оборудования (+4,9%).

 

 

Рисунок 2.6 – соотношение темпов роста производительности труда и реальной заработной платы

Постоянный  рост реальной заработной платы в  текущем году при относительном  сохранении уровня производительности труда привел в январе-августе 2012 г. к превышению темпов роста реальной заработной платы над темпом роста производительности труда на 5,2 п.п.

Опережающий темп роста производительности труда над темпом роста реальной заработной платы обеспечивается только концерном «Белнефтехим».

Таким образом, можно сделать вывод, что Республика Беларусь обладает значительным промышленным комплексом с развитой отраслевой структурой.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особенностью  организации социальной защиты населения  в Республике Беларусь  является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных  целевых и бюджетных фондов: Фонда  социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также  страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

Наиболее  важной задачей, которую необходимо решить и которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты  построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

Все вышеперечисленное  положительно скажется на состоянии  отечественной пенсионной системы. Жаль, что пока ничего не предпринимается  для решения ее глобальных проблем: катастрофически низкое и продолжающее ухудшаться соотношение численности  работающих и пенсионеров, назначение большого количества досрочных пенсий, зачет в трудовой стаж многих периодов без уплаты страховых взносов, льготные страховые тарифы и многое другое. Не совсем экономически оправдано и  то, что сбором страховых взносов  и ведением персонифицированного учета  занимается ФСЗН, а назначением и  выплатой пенсий - местные органы по труду и социальной защите.

Целью пенсионной реформы не является создание фондового  рынка страны, обеспечения высоких  темпов экономического роста за счет использования средств частных  пенсионных фондов для финансирования государственных проектов, в том  числе через размещение средств  в государственных облигациях. Предлагаемая реформа увеличит личную ответственности  за обеспечение высокого уровня социальной защиты в преклонном возрасте. Продолжительность  жизни и состояние здоровья во многом определяется образом жизни, питанием самого человека. Переход  на накопительную систему индивидуальных пенсионных счетов создаст реальные условия для смещения акцентов социальной политики с государственной поддержки  на поддержку семьи, общественных организаций, а также создаст активную систему  стимулов для индивидуального накопления и сбережения. Согласно предлагаемой Концепции, стратегическим направлением пенсионной реформы является, в конечном итоге, получение полностью частной  пенсионной системы, которая будет  создаваться на протяжении десятилетий  за счет добровольного выбора граждан  того или иного пенсионного фонда. Первый уровень (распределительная  государственная система) прекратит  свое существование в его сегодняшнем  виде после того, как будут выполнены  все обязательства перед нынешними  и будущими пенсионерами, которые  пожелают остаться в этой системе. После  того, как у каждого рабочего будет  индивидуальный пенсионный счет, каждый гражданин, вступающий в рабочую  силу, будет открывать счет в одном  из частных пенсионных фондов, то, что  мы сегодня называем первым уровнем  пенсионного системы станет вторым уровнем (по объему средств) и будет  представлять собой Фонд по выплате  минимальной гарантированной государством социальной пенсии различным категориям граждан, которые по разным причинам не смогли обеспечить себе минимально необходимый потребительский доход.

Таким образом, социальная защита - это забота государства  о гражданах, нуждающихся в помощи, его содействие им в связи с  возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью  средствами существования, а система  социальной защиты - это совокупность принципов, методов, социальных гарантий, мероприятий, законодательно установленных  государством и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей людей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования  личности, социальных категорий и  групп.

Активное реформирование социальной политики Республики Беларусь началось после 2000 г., когда стало очевидным, что затратная патерналистская  модель социальной политики не отвечает потребностям страны. Основными направлениями  реформирования и совершенствования  социальной политики на современном  этапе стали: поиск путей ограничения  расходов государственного бюджета  на социальные нужды и ужесточение  финансовой дисциплины использования  средств; активное привлечение средств  нанимателей к социальной защите и страхованию; расширение круга  платных услуг для населения  в здравоохранении, образовании, санаторно-курортном  обслуживании, обеспечение дополнительной защиты граждан в пенсионной сфере, расширение занятости, обеспечение  социальной безопасности наиболее незащищенных слоев населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Долан Э.Дж., Линдсей  Д.Е. Макроэкономика. – СПб.: Литера Плюс, 2004г. –402с.
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: Дело и Сервис, 200г. –415с.
  3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов неэкономических ВУЗов. - М.: Гардарика, 2003.
  4. Бушуева Л.И. Статистика уровня жизни населения: Учеб. пособие. 2003.
  5. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002. – 656 с.
  6. Гальперин В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М.Игнатьев. – М.: Изд – во СПб: эконом школа, 2000. – 280 с.
  7. Грязновой А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика / А.Г.Грязновой, А.Ю.Юдановой. – М: Изд – во ГНОМ и Д, ИТД "КноРус", 2000. – 544 с
  8. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2005г. –783с.
  9. Игошин Н.В. Экономика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 607 с.
  10. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Справочник студента. – М.: Филологическое общество "СЛОВО", ООО "Фирма "Издательство АСТ"", 2004. – 544 с.
  11. Иохин В.П. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 861 с.
  12. Козырев В.м. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 368 с.
  13. Курс экономики/ Под ред. проф. Райзберга Б.А. – М.: Инфра – М, 2004г.
  14. Курс экономики: Учебник / под ред. В.Л. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2006. 606 с.
  15. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е, А., - Киров, 2006. – 456 с.
  16. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для вузов/ И.В. Липсиц. – М.: Омега – Л, 2004 г. – 656 с.
  17. Макроэкономика. : Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2005г. –212с.
  18. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.;. – Мн.: Новое знание, 2007. – 244 с.
  19. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Еникс.- 2001.
  20. Основные показатели уровня жизни населения // НЭГ. –2009г. –№ 3
  21. Основы экономической теории. Учебное пособие/ Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд. – во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. – 284 с.
  22. Самуэльсон П./ Экономика. Том 2-ой. М.: Изд.дом "Дашков и Ко", 2002.
  23. Сафрончук М.В. Микроэкономика: курс лекций. – М.: Изд. – во ЭКСМО, 2005. – 256 с.
  24. Соколова С.В. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 128 с.
  25. Экономика. Учебник/ Под ред. А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. – М.: "Проспект", 2008. – 792 с.
  26. Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.
  27. Экономическая теория: Общие основы и особенности России: Учебное пособие/ Под ред. проф. И.К.Ларионова. – М.: 2001 г.
  28. Экономическя теория: Учебник/ под ред. И.П. Николаевой. – М.: ПРОСПЕКТ, 2008. – 448 с.
  29. Экономическая теория (Общие основы): курс лекций. / Головачев А.С., Головачева И.В., Лутохина Э.А. – 2-е издание –Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 240 с.
  30. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year10/ynov11/. – Дата доступа: 04.02.2012.

Информация о работе Социальная защита населения и эффективность производства Республики Беларусь