Социальная защита населения и эффективность производства Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотрение социальной защиты населения и эффективность производства Республики Беларусь.
Задачи:
1.Раскрыть понятие и сущность социальной защиты населения.
2.Охарактеризовать особенности и эффективность производства в Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Сущность и цели социальной защиты населения в Республике Беларусь 4
2. Эффективность производства в Республики Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Тема Социальная защита населения и эффективность производства Республики Беларусь.docx

— 1.08 Мб (Скачать)

Социальное  обслуживание - деятельность юридических  и физических лиц по оказанию социальной поддержки, материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, правовых услуг, по реабилитации граждан, оказывается  в сложной жизненной ситуации.

Система органов социального обслуживания:

1)государственные  органы - управления социальным обслуживанием;

2)центры  социального обслуживания различных  категорий граждан;

3)организации,  в которых проходят реабилитацию  граждане;

4)дома  престарелых, хосписы.

Источники финансирования этой деятельности:

бюджетные средства;

средства  самих граждан [5].

Система социальной защиты должна гарантировать:

1) достойное  социальное существование человека, уважение его чести и достоинств;

2) максимально  полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех,  кто не включен в систему;

3) равномерное  и равновесное распределение  услуг, выплат и льгот в рамках  всей социальной системы;

4) эффективность  функционирования учреждений социальной  защиты.

Положение о ФСЗН утверждено  Указом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 N 40.

Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) относится к государственным  внебюджетным страховым фондам и  является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре  Министерства труда и социальной защиты.

Денежные средства Фонда являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах Фонда в банках. Имущество  закрепляется за Фондом на праве оперативного управления.

В своей деятельности Фонд руководствуется  актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением.

Для обеспечения деятельности Фонда  создается его центральный аппарат, а также аппараты местных органов  Фонда - областные, Минское городское  управления и их городские, районные и районные в городах отделы. Фонд, его областные, Минское городское  управления являются юридическими лицами, имеют счета в банках, в том  числе валютные, а также печать с изображением Государственного герба  Республики Беларусь и со своим наименованием.

Обеспечение деятельности Фонда производится в пределах средств на его содержание, утвержденных Советом Министров  Республики Беларусь.

Главными задачами Фонда являются: сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование; финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и  оздоровление населения и иные выплаты  в соответствии с законодательством  о государственном социальном страховании; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей  государственного социального страхования; осуществление расширенного воспроизводства  средств Фонда на основе принципа самофинансирования; проведение разъяснительной  работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда; сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями  по вопросам государственного социального  страхования, находящимся в компетенции  Фонда. [16, с. 202].

В целях обеспечения выполнения указанных задач Фонд: осуществляет сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование; финансирует выплаты пенсий, пособий  и иные расходы по государственному социальному страхованию, предусмотренные  законодательством Республики Беларусь; готовит предложения о размерах обязательных страховых взносов  в Фонд для внесения их в установленном  порядке в Совет Министров  Республики Беларусь; осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением обязательных страховых взносов  и иных платежей и согласно действующему законодательству принимает соответствующие  меры к плательщикам, нарушающим порядок  их уплаты; предоставляет отсрочку (рассрочку) по уплате пени и иных финансовых санкций в порядке, определяемом правлением Фонда; контролирует правильность использования средств, направляемых на финансирование пенсий, пособий  и других выплат по государственному социальному страхованию; осуществляет в установленном законодательством  и международными договорами Республики Беларусь порядке выплату пенсий и пособий гражданам, выехавшим  на постоянное жительство за границу; руководит работой местных органов  Фонда и оказывает им необходимую  методическую помощь; осуществляет капитализацию  средств Фонда, а также привлечение  в него добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц; сотрудничает с международными организациями  по вопросам, относящимся к его  компетенции, участвует в разработке и реализации в установленном  порядке международных договоров  Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования, по поручению  Министерства труда и социальной защиты заключает межведомственные соглашения с аналогичными фондами (службами) других государств в целях  сотрудничества; вносит в установленном  порядке предложения по совершенствованию  законодательства о государственном  социальном страховании; создает базу данных по всем категориям плательщиков обязательных страховых взносов; осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах  для целей государственного социального  страхования, обеспечивает конфиденциальность, сохранность информации персонифицированного учета; ведет в установленном  порядке бухгалтерский учет и  статистическую отчетность, несет ответственность  за ее достоверность; дает разъяснения  по вопросам, относящимся к компетенции  Фонда, информирует общественность республики о своей деятельности;

Средства Фонда образуются за счет: обязательных страховых взносов; ассигнований из республиканского бюджета; добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических  лиц; доходов от капитализации средств  Фонда; средств нанимателей, предназначенных  на выплату пенсий в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 12 Закона Республики Беларусь "О  пенсионном обеспечении"; поступлений  по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, ответственным за причиненный вред, в размере суммы пособий и  пенсий, выплаченных в связи с  увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца; средств от взыскания  недоимок, пени, иных финансовых санкций  и административных штрафов; других поступлений.

В структуру Фонда входят:

центральный аппарат;

6 областных и Минское городское  управления;

153 городских, районных и районных  в городах отделов.

 

Рисунок 1.1 - Функциональная структура Фонда

Таким образом, можно сделать вывод, что Фонд социальной защиты населения  Республики Беларусь представляет собой  государственный внебюджетный фонд, который образуется в процессе перераспределения  финансовых ресурсов государства, предприятий  и населения и используется на финансирование не включённых в бюджет некоторых общественных потребностей (материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям).

Рассмотрев выше понятие Фонда  социальной защиты населения Республики Беларусь, его задачи и функции, необходимо остановиться на источниках его формирования, которые в свою очередь и позволяют  выполнять фонду возложенные  на него функции, исходя из целевой  направленности.

Средства Фонда в соответствии с действующим законодательством  образуются за счет:

    • обязательных страховых взносов (таблица 1.1);
    • ассигнований из республиканского бюджета;
    • добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;
    • доходов от капитализации средств Фонда;
    • средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 12 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении";
    • поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, ответственным за причиненный вред, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца;
    • средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов;
    • других поступлений.

 

Таблица 1.1- Размеры обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.

Плательщики

Процент отчислений

Общественные объединения  инвалидов и пенсионеров

4,7

Предприятия, объединения, учреждения, полностью принадлежащие  таким общественным объединениям на праве собственности, у которых  работает не менее 50% инвалидов и  пенсионеров от среднесписочной  численности работников

4,7

Жилищные, жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы  и садоводческие товарищества, не имеющие доходов от своей деятельности

5

Товарищества собственников, не имеющие доходов от своей деятельности

5

Молодёжные жилые комплексы, коллективы индивидуальных застройщиков, кооперативы по строительству и  эксплуатации открытых стоянок или  гаражей, не имеющих доходов от своей  деятельности

5

Коллегии адвокатов

5

Предприятия с иностранными инвестициями (за иностранных граждан)

5

Наниматели, у которых  работает не менее 50% инвалидов от среднесписочной  численности работников

20,4

Колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие субъекты хозяйствования, занимающиеся преимущественно производством  сельскохозяйственной продукции

30

Другие наниматели (в  том числе с иностранными инвестициями – за граждан Республики Беларусь)

35

Индивидуальные предприниматели

15

Члены крестьянских (фермерских) хозяйств

15

Творческие работники

15

Работающие граждане

1

Средний тариф

35,4


 

Все годы существования Фонда его  бюджет был сбалансированным, расходы  покрывались доходами без дотационных  вливаний со стороны государства. Вместе с тем, обеспечение поступления  страховых взносов всегда было и  остается серьезной проблемой. Имеет  место постоянная просроченная задолженность  страхователей перед Фондом, которая  сегодня составляет 15% его месячной потребности Фонда. Возможность  полного погашения этой задолженности  в ближайшее время не просматривается. Более того, практикуется предоставление отсрочки по погашению задолженности, которая, правда, дается лишь при условии  уплаты текущих платежей.

Хранящиеся на счетах Фонда денежные средства в соответствии с Законодательством  изъятию не подлежат, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не относящиеся к социальному  страхованию.

На устойчивость финансирования положительно влияет более высокий уровень  собираемости страховых взносов  по сравнению с налогами. Это обусловлено, главным образом, целевой направленностью  этих взносов, а также тем обстоятельством, что за сбор взносов и финансирование пенсий и пособий отвечают одни и  те же лица и это обязывает их относиться к сбору взносов с  высокой степенью ответственности.

Страховые взносы в меньшей степени  подвержены уклонению от их уплаты, чем налоги, особенно в условиях, когда работники Фонда ведут  необходимую разъяснительную работу со страхователями о целевой направленности этих взносов.

Действующим законодательством в  республике установлена жесткая  система санкций в виде пени и  финансовых штрафов к страхователям  и обслуживающим банкам в случае нарушения ими правил уплаты и  перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения  виновных к административной ответственности.

Все это позволяет обеспечивать собираемость страховых взносов  на уровне 97-99 процентов и поддерживать тем самым систему финансирования выплаты пенсий и пособий в  сравнительно устойчивом состоянии.

Весьма ценным с точки зрения обеспечения стабильности финансирования является право Фонда капитализировать временно свободные остатки средств. Это дает возможность даже при  наличии сравнительно небольших  запасов финансовых ресурсов (как  правило, ниже месячного) за счет такого рода деятельности увеличивать доходы Фонда.

В 2011 году Фондом социальной защиты населения осуществлялась работа по обеспечению сбора страховых взносов и устойчивому финансированию выплат пенсий, пособий, других выплат в соответствии с установленным законодательством.

Бюджет Фонда за 2011 год исполнен с профицитом, удельный вес доходов в ВВП составил 12 процентов, расходов – 11,2 процента. Поступления в бюджет Фонда за 2011 год составили 19 583 млрд. рублей. Расходы бюджета Фонда сложились в сумме 18 301 млрд. рублей, из которых на финансирование выплат пенсий направлен 81 процент, социальное страхование – 17 процентов [16]. Средства Фонда имеют целевое назначение и направляются на: выплату пенсий и пособий населению.

Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся  нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального  страхования.

Из средств государственного социального  страхования выплачиваются пособия: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в связи  с рождением ребенка; женщине, ставшей  на учет в государственной организации  здравоохранения до 12-недельного срока  беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение.

Кроме того, в соответствии со ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь за счет средств государственного социального  страхования предоставляется один дополнительный свободный от работы день в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет [19].

Выплаты по государственному социальному  страхованию производятся лицам, на которых распространяется государственное  социальное страхование. К ним относятся, в частности, граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и  создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основе членства (участия) в юридических  лицах любых организационно-правовых форм и др.

Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование  и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством  случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование. Лицам, работающим по трудовым договорам, по гражданско-правовым договорам у  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на основе членства (участия) в юридических лицах  любых организационно-правовых форм (кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств) пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается  работодателем, который является плательщиком обязательных страховых взносов  в Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в случаях: утраты трудоспособности в связи с заболеванием или  травмой; ухода за больным членом семьи; ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом  в возрасте до 18 лет в случае болезни  матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; санаторно-курортного лечения в  санаторно-курортных организациях республики по перечню, утверждаемому  Правительством Республики Беларусь, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; протезирования с помещением в стационар  протезно-ортопедического предприятия; карантина. Пособие по временной  нетрудоспособности назначается, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания  случая временной нетрудоспособности.

Информация о работе Социальная защита населения и эффективность производства Республики Беларусь