Социальная защита населения и эффективность производства Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотрение социальной защиты населения и эффективность производства Республики Беларусь.
Задачи:
1.Раскрыть понятие и сущность социальной защиты населения.
2.Охарактеризовать особенности и эффективность производства в Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Сущность и цели социальной защиты населения в Республике Беларусь 4
2. Эффективность производства в Республики Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Тема Социальная защита населения и эффективность производства Республики Беларусь.docx

— 1.08 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Сущность и цели социальной  защиты населения в Республике  Беларусь 4

2. Эффективность производства в Республики Беларусь 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Белорусская модель социально-экономического развития имеет эволюционную структуру, основанную на активном участии государства  в управлении рыночными отношениями. Стратегическая задача нынешнего этапа  развития страны – улучшение благосостояния населения Беларуси и приближение  к уровню жизни развитых государств Европы. 
Главным ориентиром социально-экономического развития Беларуси традиционно выступает решение социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для последующего роста благосостояния населения.

Одним из ключевых аспектов обеспечения  эффективного социального развития является расширение занятости. Эта  одна из первостепенных задач государственной  социально-экономической политики Беларуси. Уровень безработицы в  Беларуси является одним из самых  низких в Европе, он составляет в  настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости  особо нуждающимся и особо  уязвимым категориям граждан, в том  числе родителям многодетных  и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в  поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы  и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий  граждан, осуществление программ профессионального  обучения.

В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы. 

Государственная социальная поддержка  населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси.

С 2007 года в стране активно задействуется  принцип адресности при осуществлении  государственной поддержки.

Эта мера, закрепленная на законодательном  уровне, позволяет применять четкий, прозрачный, дебюрократизированный  механизм предоставления государственной  адресной социальной помощи тем, кто  в ней действительно нуждается.

В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей  и инвалидов важное место занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания. В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых  и инвалидов, в том числе 9 домов  для детей-инвалидов с особенностями  психофизического развития, а также  Республиканский интернат ветеранов  Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч  человек.

Образование и грамотность –  важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования  составляют 6 процентов от уровня ВВП  и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран.

В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено  бесплатное высшее образование, которое  доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется  обеспечению равенства образовательных  возможностей городской и сельской молодежи.  
Все это подчеркивает актуальность выбранной мною темы. 

Цель работы - рассмотрение социальной защиты населения и эффективность производства Республики Беларусь.

Задачи:

    1. Раскрыть понятие и сущность социальной защиты населения.
    2. Охарактеризовать особенности и эффективность производства в Республики Беларусь.

Объект  исследования – социальная защита населения и эффективность производства Республики Беларусь.

Предметом исследования выступают методологические, теоретические и прикладные аспекты  социального ориентирования экономики Республики Беларусь.

Методы  исследования: при написании курсовой работы использовались сравнительно-правовой, логический, исторический, системный  методы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и цели социальной защиты населения в Республике Беларусь

 

Система социальной защиты – это сфера  жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального  и экономического развития государства  и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным  сообществом и гарантированная  государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности  в объеме, необходимом для поддержания  достойной жизни.

Система социальной защиты предполагает обеспечение  минимальных жизненных стандартов для всех членов общества. Теоретическое  обоснование такого подхода было предложено Дж. Роулзом, который полагал, что если человеку не дано предвидеть свое будущее, то он должен быть защищен  от разного рода социальных и экономических  рисков путем участия в системе  страхования, организованной государством. Следовательно, организация системы  социальной защиты является одной из важнейших функций государства [9, c. 5].

Термин  «социальная защита» был впервые  применен в Законе о социальной защите США в 1935 г., который определил  новый для этой страны институт обязательного  страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре данный термин стал широко применяться  во многих странах мира и Международной  организацией труда, так как он просто и достаточно однозначно выражал  сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым  и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этого определения значительно  расширились, а в качестве субъектов  социальной защиты добавились такие  категории, как малообеспеченные семьи, люди, пострадавшие от военных действий, природных и техногенных катастроф  и другие [9, с. 7].

Под социальной защитой населения в  настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и  прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих  условия для поддержания жизни  различных социальных слоев и  групп населения, прежде всего, социально  уязвимых. Основные принципы - социальной справедливости и социальных гарантий носит солидарный характер [13, с. 15].

Объект  социальной защиты - все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои: семьи  с низкими доходами, инвалиды, престарелые, дети-сироты, одинокие и многодетные  родители, жертвы экологических бедствий и т.д. [5]

В мировой  практике выделяют два типа социальной защиты населения - активную и пассивную  социальную защиту. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей, в  первую очередь, через активные действия на рынке труда и через их участие  в социальном страховании. Пассивная  социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения  и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке [8, с. 29].

В связи  с этим существует несколько основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

1) социальная  защита - это социальное обеспечение  граждан и членов их семей,  трансформированное к новым социально-экономическим  условиям:

2) социальная  защита населения - это социальная  помощь, оказываемая отдельным категориям  людей в виде предоставления  социальных выплат, натуральной  помощи и социальных услуг  и имеющая адресный характер;

3) Социа́льная  защи́та - гарантии помощи, предоставляемые  государством, а также частными  организациями всему населению  или, что чаще, нуждающимся в  помощи категориям: одиноким матерям,  многодетным семьям, семьям социального  риска, пенсионерам, инвалидам  и т.д. [8, с. 31]

Международное организация труда (МОТ) относит  к социальной защите социальное страхование  и социальную помощь. В конвенциях МОТ сформулированы основные принципы социальной защиты населения, регламентируется минимальный уровень различных  видов социальной защиты и категории  населения, на которые они должны распространяться. Национальные системы  социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики  экономического, социального и культурного  развития конкретной страны [9, с. 17].

В настоящее  время в странах с рыночной экономикой используются разнообразные  организационно-правовые формы социальной защиты населения. Ведущими, как было указано выше, в настоящее время  являются социальное страхование и  социальная помощь, включающие в себя различные выплаты и услуги. В  разных странах эти указанные  формы складывалась в зависимости  от исторических условий и поэтому, несмотря на однотипность задач, имеют  отличия в подходах и методах. Наличие системы социальной защиты населения характерно практически  для всех стран. Необходимость в  ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии  своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.

Потребность граждан в государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами:

- полной, частичной, временной или постоянной  потерей трудоспособности из-за  болезни или по возрасту;

- потерей  кормильца, наличием многодетной  или неполной семьи, уходом  за детьми-инвалидами и прочими  факторами личного характера;

- изменениями  в социально-политической, экономической,  международной обстановке (спад  производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);

- неблагоприятными  климатическими, природными и стихийными  явлениями катастрофического и  продолжительного характера [8, с. 32].

Таким образом, система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической  политики, цель которой состоит в  обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения  от социальных рисков. Социальными  рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой  человек в течение своей жизни [10, с. 7].

Назначение  системы социальной защиты состоит  в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических  и организационно-технических средств  осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения  и отдельным людям.

Институт  учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой  и органично входит в общую  систему социальной защиты населения.

Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между  различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать  социально-психологические отношения  между ними и обществом. [13, с. 15].

В структуре  реализации механизмов системы социальной помощи населению выделяются два  глобальных уровня: законодательный  и исполнительный, компетенция которых  определяется на государственном и  местном уровне. Эти законодательные  и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной защите населения, обязательные социальные гарантии, которые  осуществляются в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Беларусь и действующими законами [5].

Важнейшим условием создания эффективной системы  социальной защиты является деятельность органов социальной защиты на уровне государства, региона, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций.

Говоря  о системе социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы  воздействия на процессы социальной практики.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные  коллективы, различные социальные группы, а также система взаимоотношений, которая складывается между людьми, нуждающимися в помощи.

Субъектами  управления в системе социальной защиты населения являются организации, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению: министерства, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объектом воздействия  со стороны органов социальной работы, сам является субъектом социального  управления, так как генерирует и  формирует через свои интересы и  потребности структурно-функциональные задачи системы социальной защиты.

Функции органов социальной работы - это  объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, характеризующаяся специфическим  содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной  формой выражения. Для органов социальной работы характерными функциями являются:

- осуществление  защищенности, страховки и гарантии  социальной обеспеченности, покровительства;

- реализация  государственной политики по  созданию необходимых предпосылок  для улучшения материального  положения и условий жизни  различных слоев и групп населения,  нуждающихся в помощи [10, с.11].

В систему  социальной защиты населения включаются следующие элементы:

1) социальное  обеспечение;

2) социальное  страхование;

3) социальная  помощь;

4) попечительство;

5) социальное  обслуживание [18].

Социальное  обеспечение - процесс осуществления  социальной защиты населения, который  представляет собой систему материальной поддержки граждан, оказавшихся  в сложной жизненной ситуации вследствие старости, инвалидности, потери кормильца и по другим установленным  законодательством причинам.

Социальное  обеспечение может осуществляться в формах:

1) социальное  страхование;

2) социальная  помощь;

3) попечительство;

4) социальное  обслуживание [18].

Социальная  помощь реализуется в виде выплаты  социальных пособий нетрудоспособным гражданам или имеющим на иждивении  детей за счет бюджетных средств. При этом размер этих социальных выплат зависит от доходов малообеспеченных семей и учитывает критерий минимальных  социальных гарантий.

Попечительство  осуществляется специальными органами опеки, учитывает индивидуальную нуждаемость  граждан, осуществляющееся за счет бюджетных  средств, пожертвований, благотворительной  деятельности, спонсорской помощи.

Информация о работе Социальная защита населения и эффективность производства Республики Беларусь