Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:53, реферат
Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о состоянии и успехах этой экономики судят по тому, как живут люди. При всем многообразии жизненных проявлений можно получить общее представление об условиях, в которых живут люди, о том насколько они довольны этими условиями, что им дает жизнь. Всё это вместе взятое определяет качество жизни.
Введение.
Глава 1.Социальная политика государства.
1.1.Сущность, цели и направления социальной политики. Функции социальной политики государства.
1.2.Доходы населения и их расходы.
1.2.1.Распределение доходов. «Кривая Лоренца» и «коэффициент Джини».
1.2.2.Номинальные и реальные доходы.
1.2.3.Регулирование доходов (перераспределение).
1.3.Система и механизм социальной защиты населения.
Глава 2.Государственная социальная политика Республики Беларусь
2.1..Основные приоритеты социальной политики Беларусь. Повышение уровня и качества жизни населения.
2.2.Социальная политика РБ в сферах образования, здравоохранения, спорта и туризма, жилищно-коммунального хозяйства.
Заключение.
3.Используемая литература.
Реальный доход-то количество товаров и услуг, которое можно преобрести на данный номинальный доход.
Номинальный доход может быть:
-фиксированным;
-возрастающим;
-уменьшающимся.
Хотя получатель дохода обладает множеством пеотребностей, преврвщение их в реальный платёжеспособный спрос на соответствующие товары зависит от ряда факторов:
-цены на товары;
-номинальный доход.
Изменение соотношения цен в наборе избираемых товаров вызывает изменение платёжеспособного спроса даже при фиксированной величине номинального дохода.
Возрастающий доход вызывает последовательно расширяющийся спрос на:
-продовольственные товароы;
-промышленные товары;
-товары длительного использования и услуги.
Сначала
прирост дохода направляется на приобретение
преимущественно
Главным следствием уменьшения номинального дохода является переключение его на цели текущего потребления.
В результате при уменьшении размеров доходов относительно возрастает величина платежеспособного спроса на потребительские товары. Это вызывает нарушение рыночного равновесия, ибо под давлением спроса начинают расти цены.
Второе
следствие – резкое падение нормы
сбережения.Это создаёт
3.3.Регулирование доходов (перераспределение).
Само
устройство рыночной экономики делает
неизбежным вмешательство государства
в сферу доходов с целью
их перераспределения.Благодаря
Важным элементом госрегулирования доходов является определение верхнего предела номинальной заработной платы. Такой предел должен сдерживать развертывание инфляционной спирали «цена-зарплата».
Таблица 1.
Новая система госрегулирования доходов населения.
Характеристики новой системы государственного регулирования доходов | Трудности переходной экономики, которые должна преодолеть новая система | Мероприятия правительства |
Защита доходов |
Бедность Инфляция Безработица |
Социальная
помощь Индекс
доходов Пособие по безработице, активная политика в области занятости |
Поддержка минимальных доходов | Падение доходов населения ниже минимального уровня жизни |
Установление минимальной заработной платы, минимальных пенсий и выплат. Введение гарантируемого минимума доходов |
Равенство | Сохранившееся неравенство в социальном обеспечении |
Упразднение индивидуальных пенсий, упразднение раннего выхода женщин на пенсию |
Универсальность | Сохранившаяся избирательность в социальном обслуживании | Распространение системы соцстрахования на негосударственный сектор, распространение системы социальной поддержки на «новых бедных» |
Возрастание ответственности населения | Ограниченное участие в финансировании социальных программ населения | Развитие системы пенсионного страхования, введение медицинского страхования |
Сокращение финансирования государственного бюджета | Сокращение поступлений в госбюджет |
Сокращение размеров выплат, унификация условий выхода на пенсию. Адресные семейные пособия, многоцелевая система поддержки, предпологающая сокращение бедности |
Осозновая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится избежать двух крайностей; формирование иждевенчиских настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.
В условиях переходной экономики показатели социального развития ухудшаются. На первое место выступают проблемы обеспечения минимальных доходов населения, организации труда, охраны здоровья, адресной поддержки бедных.
4.Система и механизм
Осуществление активной социальной политики невозможно без ускоренного развития отраслей, которые обеспечивают население жильём, работой, медицинской помощью, способствуют духовному развитию личности, осуществляют нормальное жизнеобечпечение граждан. В настоящее время в этих отраслях нарастают негативные тенденции: социально недопустимая дифференциация в уровне потребления услуг, низкая заработная плпта,обострения вопросов трудоустройства и снижения гарантий занятости, невозможность преобретения жилья абсолютным большинством населения, и особенно молодм семьям.
Выход отраслей социальной сферы на новые качественные характеристики возможен при выработке в РБ такого экономического механизма, который позволил бы решить проблемы повышения эффективности этих отраслей в новых условиях хозяйствования, обеспечил бы их выживание, адаптирование и саморазвитие, помог бы практически реализовать принцип доступности социальных благ для всего населения республик и получение гарантированного права на образаование,услуги учреждений культуры, медицинское обслуживание, жильё и работу. В период преодоления кризиса и стабилизации экономики развитие этих отраслей необходимо осуществлять при непосредственном госрегулировании, включающем стабильное бюджетное финансирование, проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание экономических условий для более широкого привлечения в социальную сферу внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций.
Характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения. В этих условиях весьма актуальной становится реорганизация существующей системы социальной защиты населения в соответствии с критериями экономической эффективности и общественной целесообразности. Право на получение социальной помощи предоставляется нуждающимся гражданам на определенный период после проверки доходов и материально-бытовых условий жизни, социально-экономическое положение, которых соответствует следующим основным критериям: совокупный среднедушевой доход ниже установленного регионального уровня; отсутствие средств существования; одиночество и неспособность к самообслуживанию; наличие материального ущерба или физических повреждений вследствие бедствий и катастроф, а также в результате служебных обязанностей.
Переход
к социально-ориентированной
Основные принципы реформы социальной политики заключаются в следующем:
-предоставление всесторонних возможностей для обеспечения достаточного дохода через зарплату всем трудоспособным людям (образование,здравоохранение и хорошо функционирующий рынок труда являются ключевыми элементами для достижения этой цели);
-самообеспечение должно быть краеугольным камнем социальной политики ( все граждане трудоспособного возраста должны обеспечивать себя и зарабатывать зарплату или другой доход). Защита от риска (т.е. болезни, инвалидности, уход на пенсию, потери кормильца и безработицы) должна быть в виде гибких социальных программ, увязанных с доходом и приспособленных различным потребностям и запросам населения;
-забота об особых потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему обеспечения в натуральном выражении и денежной форме. Для этого потребуется интегрированная система социальных услуг или специальных денежных пособий, предоставляемых местными органами самоуправления и негосударственными организациями;
-создание системы социальной помощи, апробированной на местном уровне, которая будет дополнять вышеизложенный набор программ целевыми инициативными мероприятиями, напрвленными на удодовлетворение различных потребностей семей и отдельных граждан, которые не могут себя обеспечить, или потому, что они не способны работать, или не охвачены сетью социального обеспечения;
-создание предпосылок для плавного перехода к пенсионному обеспечению, основанному на страховых принципах, с сохранением прав, приобретённых по действующей пенсионной системе. При этом личные права на пенсионное обеспечение будут гарантироваться наличием учета страховых взносов. Инструментом упорядочивания отношений по их взиманию должен стать персонифицированный учет застрахованных.
Таблица 2.
Типы социальных программ.
Социальная помощь | Социальное страхование | Социальные услуги |
Денежные пособия нуждающимся | Пенсионное страхование | Образование |
Денежные пособия инвалидам | Страхование по безработице | Служба занятости |
Талоны на питание | Страхование по потере трудоспособности | |
Дотации на жильё |
Главным
уловием для реформирования социальной
политики является бюджетная устойчивость,
при которой расходы не должны превышать
уровень,соответсвующий имеющимсяресурсам,
чтобы не поставить под угрозу макроэкономическую
стабильность.
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ И
КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой являются:
реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.
Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться: