Социальная миссия потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Конкретная социальная миссия потребительской кооперации позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.

Оглавление

Введение
1. Основные направления реализации социальной миссии потребительской кооперации………………………………………………………………………5
1.1 Сущность социальной миссии потребительской Кооперации…………...5
1.2 Направления реализации социальной миссии потребительской кооперации……………………………………………………………………….7
1.3 Направления социальной деятельности на селе…………………………..15
2. Московский региональный союз потребительских обществ…………….18
2.1 Анализ финансовых результатов Балашихинского райпо за 2005-2007 гг……………………………………………………………………………23
3. Миссия потребительской кооперации в XXI веке………………………...27
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

гл.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Кооперативные выплаты обусловлены экономическим участием пайщиков, которое проявляется в четырех формах:

   покупке товаров на предприятиях потребительской кооперации; сдаче сельхозпродукции, дикорастущих, сырья, непродовольственных товаров собственного изготовления организациям потребительской кооперации;

   образовании кооперативного капитала (паевого фонда);

   кредитовании организаций потребительской кооперации для пополнения оборотных средств.

Все формы экономического участия должны быть оплачены, то есть экономическое участие пайщиков оборачивается защитой их социальных интересов, выражающейся в формировании их доходов.

Важнейшая форма экономического участия пайщиков - покупка товаров в кооперативных магазинах. Актуальной задачей кооперативных организаций выступает привлечение населения в свои магазины не только в результате более широкого ассортимента предлагаемых товаров, высокого качества обслуживания, предоставления дополнительных услуг, но и внедрения в практику кооперативных выплат. В настоящее время в большинстве кооперативных организаций пайщикам предоставляются скидки на приобретаемые товары.

Кроме того, населению в целом и пайщикам в частности представляются льготы за счет доставки товаров в отдаленные населенные пункты без включения в их цену транспортных расходов. В нем наглядно проявляется принцип социальной справедливости.

В условиях задержки и несвоевременной выплаты пенсий существует проблема неравномерности уровня платежеспособности населения. Для сельских жителей неоценимое значение в обеспечении жизнедеятельности имеет отпуск товаров в долг: так называемый товарный кредит. Сам этот факт не соответствует принципам цивилизованных рыночных отношений, но в российских условиях потребительская кооперация, таким образом, поддерживает жизненный уровень сельских жителей, неся при этом определенные потери. Это направление деятельности заключает в себе жесткое противоречие между экономическими интересами кооперативов и социальной ориентацией их деятельности. Выдача товарного кредита обязательно сопряжена с финансовыми потерями и экономически нецелесообразна. Экономические потери снижаются или превращаются в прибыль, если товарный кредит предусмотрен индивидуальными договорами с пайщиками на сдачу сельскохозяйственной продукции, дикорастущих, продукции промыслов.

Потребительская кооперация традиционно обслуживает в сельской местности учреждения социальной сферы: больницы, детские сады, детские дома и др. В связи с проблемами финансирования бюджетной сферы товар нередко реализуется им в долг, за счет чего возникает значительная дебиторская задолженность кооперативных организаций. Но потребительская кооперация, выполняя свою миссию, осуществляет социальную защиту населения и вынуждена терпеть экономические потери.

Наконец, содержание планово-убыточных магазинов, как и реализация хлеба собственной выпечки по цене ниже себестоимости, имеет исключительно социальную направленность. Покрывая убытки таких магазинов, кооператив обеспечивает торговое обслуживание определенной части населения в отдаленных и малонаселенных местностях, чем никогда не будет заниматься частник в силу экономической невыгодности. Очевидно, мировая практика не знает подобных аналогов.

Важной формой экономического участия пайщиков служит сдача сельскохозяйственной продукции, дикорастущих, сырья, продажа непродовольственных товаров собственного изготовления организациям потребительской кооперации, в которой реализуется заготовительная деятельность потребительской кооперации.

Увеличение размеров заготовительной деятельности потребительской кооперации стимулирует производство сельскохозяйственной продукции в личных хозяйствах населения и в фермерских хозяйствах. Это повышает самозанятость сельского населения, обеспечивает рост денежных доходов селян. Отсюда увеличение покупательной способности населения. Заготовительная деятельность способствует увеличению товарных ресурсов продовольствия для покрытия товарооборота и сырья для кооперативной промышленности. За счет ее оживления стимулируется создание новых рабочих мест и на перерабатывающих предприятиях, и в торговле. Для повышения стабильности заготовительной деятельности необходимо обеспечить гарантированную закупку продукции у населения и тем формировать уверенность у сельского населения вообще и у пайщиков в первую очередь в востребованности излишков сельхозпродукции их личных хозяйств. Это повысит моральную удовлетворенность от самозанятости и предоставит гарантии получения денежных доходов сельским труженикам. В связи с этим взаимоотношения потребительской кооперации со сдатчиками сельскохозяйственной продукции должны строиться на твердой договорной основе, предусматривающей ответственность и обязательства обеих сторон. В 2007 году кооперативными организациями было закуплено 87,2 тыс. тонн мяса, 202 тыс. тонн молока, 95 тыс. тонн овощей. За принятую продукцию населению выплачено почти 15 млрд. руб., что заметно стимулировало ведение подсобных хозяйств населением сельскохозяйственных регионов России.

Кроме сельскохозяйственной продукции, потребительская кооперация традиционно занимается закупками не древесной продукции леса (дикорастущих) и лекарственно-технического сырья. Ягоды, грибы, орехи, папоротник, лекарственные травы служат источником дополнительных доходов сельского населения. К заготовительной деятельности привлекаются такие категории населения, как пенсионеры, домохозяйки, школьники.

Третья форма экономического участия пайщиков - образование кооперативного капитала (паевого фонда). Паевой фонд — фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества, пополнения собственных оборотных средств. Паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком, другим имуществом либо имущественными правами, имеющими денежную оценку.

Паевой фонд характеризует стартовое участие пайщиков в образовании кооперативного капитала. Однако эта форма экономического участия пайщиков не является главной, и паевой фонд составляет лишь незначительную часть собственных средств кооперативных организаций. Поэтому размер паевого взноса должен быть доступным для каждого сельского жителя, желающего вступить в пайщики потребительского общества. Выплаты дивидендов на сумму паевого взноса осуществляются в тех потребсоюзах, где уставом установлены значительные паевые взносы.

Более важное социально-экономическое значение имеет четвертая форма экономического участия - привлечение свободных денежных средств населения в хозяйственно-финансовую деятельность организаций потребительской кооперации на возвратной основе. Гарантирование возврата вклада, выплата даже невысоких процентов по вкладам повышают значимость системы потребительской кооперации как фактора социальной стабильности.

Отражение в программе статистического наблюдения реализации социальной миссии потребительской кооперации позволяет рассчитать общую сумму доходов населения, полученных от организаций потребительской кооперации.

Решение социальных проблем требует создания в потребительских обществах и союзах специальной службы социального управления, призванной работать как с пайщиками, так и с некооперированным населением. В компетенцию службы социального управления следует включить представление отчетности о занятости населения и других направлениях социальной миссии потребительской кооперации.

Материальные и моральные усилия, связанные с выполнением социальной миссии потребительской кооперации, возвращаются к ней в виде налоговых льгот и кредитов, увеличения товарооборота кооперативных магазинов, объемов заготовок и производства, что повышает экономическую устойчивость и укрепляет имидж потребительской кооперации

Существует и обратная зависимость: чем эффективнее развивается экономическая деятельность потребительских обществ, тем успешнее они выполняют основную предписанную законом задачу потребительской кооперации - удовлетворение потребностей пайщиков.

Дальнейшее развитие потребительской кооперации возможно на основе оптимального сочетания социальной и экономической деятельности, использования социально-экономического потенциала потребительской кооперации с учетом влияния внешних факторов: уровня доходов населения, протекционистской политики государства в отношении потребительской кооперации. Однако влияние этих внешних факторов нельзя рассматривать как привнесенное извне, оно формируется благодаря деятельности и самой потребительской кооперации. Поддержка государства гарантирована ей как некоммерческой организации, осуществляющей меры социальной защиты населения, то есть только в случае реализации социальной миссии. Повышение покупательной возможности населения, обусловленное ростом доходов, также зависит от деятельности потребительской кооперации: предоставления рабочих мест, повышения занятости сельского населения, закупки выращенной и заготовленной им сельскохозяйственной продукции. Это в конечном итоге оборачивается увеличением оборота розничной торговли, повышением доходов кооперативных организаций, достижением безубыточной деятельности.

 

1.3 Направления социальной деятельности на селе

 

Исторически сложилось, что свою деятельность потребкооперация осуществляет в основном в сельской местности. Членами кооператива выступают сельские жители.

Социальная миссия потребкооперации заключается в повышении жизненного уровня сельского населения путем решения их социально-бытовых проблем и снижения социальной напряженности в обществе. Социальная миссия предприятий потребкооперации представляет собой выполнение таких видов деятельности, как:

   доставка и реализация товаров в отдаленных населенных пунктах по ценам, сложившимся в целом по району;

   ежедневная доставка хлеба в отдаленные населенные пункты;

   содержание планово-убыточных магазинов;

   доставка товаров на дом по заявкам населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам;

   продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;

   помощь в обучении пайщиков и их детей в вузах и техникумах: в Смоленской области действуют кооперативный техникум и высшее учебное заведение – Смоленский филиал Российского университета кооперации;

   обслуживание бюджетных организаций (школ, детских домов, больниц и др.);

   организация школьного питания;

   предоставление товарного кредита населению.

Все направления деятельности потребительской кооперации имеют «социальную окраску».

Занимаясь торговлей, кооператоры обслуживают сотни населенных пунктов области. А многие магазины расположены в отдаленных и малонаселенных хуторах, их содержание, доставка туда хлеба, продуктов питания и других товаров требуют дополнительных расходов. Но смысл кооперации и состоит в том, чтобы слабому помогали сильные. Потребительская кооперация Смоленской области содержит около 300 убыточных магазинов, годовая сумма убытка которых составляет более 20 млн.рублей. Кооперативный магазин в сельской местности, особенно в малонаселенных селах и хуторах, - это центр общественной и культурной жизни. Именно здесь можно купить товары, сдать сельхозпродукцию, получить бытовые услуги и, наконец, просто пообщаться.

Благодаря заготовительной деятельности кооператоров жители села имеют возможность сдать в предприятия потребкооперации молоко, мясо и другую сельхозпродукцию, что содействует развитию личных подсобных хозяйств населения.

Производство и сфера услуг решают проблему занятости населения. Потребительская кооперация обеспечивает занятость работников на действующих предприятиях, открывает новые производства и виды деятельности, привлекает население на временную, сезонную работу, на условиях неполного рабочего дня. Развитие сферы услуг делает жизнь селян удобной, поднимает уровень жизненных благ, у людей отпадает необходимость ехать в районный центр, город, чтобы получить те или иные услуги.

С каждым сельским жителем, пожелавшим работать в системе потребительской кооперации на условиях общественных работ, потребительские общества заключают срочный трудовой договор. При этом основанием для приема его на работу служит направление на участие в общественных работах в конкретной кооперативной организации, выданное органами службы занятости.

Потребительской кооперации принадлежит также значительная роль в формировании денежных доходов сельского населения: это - заработная плата своих работников, оплата при закупках сельскохозяйственных продуктов и сырья, доходы на заемные средства населения, кооперативные выплаты. В случаях, когда низкие доходы не позволяют сельским жителям приобретать необходимые товары, кооперативные организации выдают им товары в долг. Кроме того, доходы, поступающие от функционирования предприятий и организаций потребкооперации, составляют в большинстве районов значительную часть местного бюджета, обеспечивая тем самым экономическое и социальное развитие муниципальной территории. Все это, в конечном счете, решает очередную проблему потребкооперации - проблему бедности сельского населения.

 


2. Московский региональный союз потребительских обществ кооперация социальная миссия

Информация о работе Социальная миссия потребительской кооперации