Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:04, дипломная работа
Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Введение
Глава 1.Мотивация и стимулирование персонала в организации: основы построения системы стимулирования
1.1.Понятия потребности, мотива и стимула
1.2.Обзор основных теорий мотивации
1.3.Основные подходы к мотивации и стимулированию трудовой деятельности
1.4. Методология и практика построения систем стимулирования и формирования мотивации персонала
Глава 2.Анализ системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии АО “Петро-Холод”
3.1.Краткая характеристика предприятия
3.2.Оценка системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии
3.3.Выводы и предложения по формированию системы стимулирования и мотивации персонала предприятия
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Работа по совершенствованию системы мотивации не может быть полноценной, если не учитываются настроения и пожелания если не всех работников, то хотя бы ключевых специалистов, наиболее ярких представителей коллектива, неформальных лидеров. Далее сформулирован типичный перечень проблем, в той или иной степени волнующих всех сотрудников многих компаний.
Необоснованный разрыв в уровне оплаты высшего, среднего и нижнего состава сотрудников;
Уравниловка в оплате труда при различных эффективности и отношении к делу;
Несправедливость вознаграждения за разный труд и разный вклад;
Отсутствие гибкости в оплате труда;
Завышенные оклады “особо приближенных” сотрудников;
Оплата не по конечному результату;
Отсутствие связи зарплатной системы с результатами работы компании и получаемой ею прибылью;
Низкий по сравнению с родственными компаниями уровень оплаты труда;
Деградация тарифной системы, применяемой в компании;
Односторонний порядок пересмотра условий оплаты и стимулирования труда;
Отсутствие элементов стимулирования труда конкретного работника за конкретный вклад в результаты работы фирмы;
Отсутствие критериев оценки деятельности сотрудников;
Игнорирование профессиональных навыков и знаний, сложности выполняемой работы;
Девальвация премий, которые зачастую становятся частью оклада;
Противодействие со стороны профсоюза внедрению более прогрессивных систем оплаты и стимулирования труда;
Менталитет персонала, вышедшего из советской системы;
Нежелание ряда сотрудников повышать уровень профессионализма и эффективности (даже при наличии возможности учиться);
Демотивирующий стиль руководства (неграмотные решения и типичные ошибки в вопросах мотивации, унижение работников и т.д.).
Очевидно, что проблемы в каждой организации имеют свой контекст и причины возникновения. Допустим ли в этой ситуации универсальный подход к решению мотивационных проблем? Да, если компенсационная политика и меры немонетарного воздействия будут достаточно гибкими, позволяющими учитывать всю мозаику ожиданий и мнений коллектива.
На наш взгляд,
проблема видится еще и в том,
что прямой перенос западных образцов
управления персоналом на российские
предприятия не может обеспечить
эффективность моделей
Наша страна осваивает выработанные на Западе и приспособленные к рыночным условиям технологии управления персоналом, ориентируясь на повышение индивидуальной экономической и правовой ответственности за применение труда как со стороны самих работников, так и тех хозяйственных единиц, которые его используют.
В странах с
развитыми рыночными системами
эти ориентиры можно
Но Россия только что отошла в определенном смысле от трудовой идеологии, в которой работник (трудящийся) декларировался как главная общественная ценность и хозяин своего предприятия, а в самом трудовом процессе доминировали принципы коллективизма и культивировалась его духовная значимость. В советской промышленности ведущей единицей организации трудового процесса была бригада, а не отдельный работник.
А сегодня российский менеджмент сталкивается с соблазном перенести на российскую почву механизмы мотивации, выработанные западными фирмами, благо опыт и привычка к коллективности и бесплатному труду еще не забыты. Однако необходимо учесть, что направления происходящих изменений отражают два исторических этапа общественного развития. В России происходит завершение индустриального этапа развития, а на Западе складывается постиндустриальная экономика. В системе преобладающих оценок эпохи позднего индустриализма трудно воспринять смысл тех перемен, которые происходят на Западе. Необходимо их объяснение, перевод с языка, отражающего ценности постиндустриальной западной культуры, на язык сегодняшних российских возможностей.
Трудности такого “перевода”, на наш взгляд, можно рассмотреть на примере так называемой организационной культуры, широко распространенной в практике западного менеджмента.
Не вызывает
сомнения, что организационная культура
как система общих и
В результате опроса
журналом “Эксперт” и консультационной
фирмой “Альт” руководителей наиболее
успешно функционирующих
АО “Хлебный дом” (директор В. Федоренко)
Рабочие после окончания смены ушли, бросив аварийную печь. На другой день на собрании заявили: “Не нравится - мы уволимся”. Директор ответил: “Увольняйтесь!” Безответственность была преодолена, и дисциплина установлена.
Завод турбинных лопаток (директор В. Чернышев)
Директор предпринял решительные действия по прекращению вранья, прежде всего на уровне среднего звена управления.
АО “Русские самоцветы” (директор А. Горыня)
Были реконструированы и оснащены современным импортным оборудованием туалеты. Очень скоро люди перестали “отвинчивать блестящие детали” и воровать туалетную бумагу.
Приведенные примеры показывают, что заканчивается время безвластия. В новой ситуации персонал противостоит директору. В этом противостоянии заявлена позиция директора. И если эта позиция объективно правильная, а директор имеет соответствующие полномочия, то она принимается персоналом.
Наведение элементарного порядка - это культурная база для успешного функционирования российских фирм в современных условиях.
Что же дальше, какие пути возможны в формировании организационной культуры в контексте западного опыта?
Применительно к социальной внутрифирменной среде и к стимулированию труда бюрократическая вертикаль выполняет функцию подавления социальных различий, подчинения целей различных групп одной общей цели. В соответствии с этим определением функции бюрократии организационную культуру вполне оправданно интерпретировать как идеологизированную. С помощью термина “идеология” наиболее полно и привычно для нас выражаются две закрепленные за ним особенности: во-первых, производный, надстроечный характер идей и ценностей; во-вторых, репрессивный характер этих идей и ценностей.
Современная внутриорганизационная
политика позволяет сделать
Новый характер трудовых отношений ясно обнаруживается в крупных западных компаниях, отражая глобальные общественные сдвиги, переход общества к постиндустриальным ценностям и формам жизни. В крупных западных фирмах работа с персоналом приобретает тотальный характер, позволяющий говорить и о принципиальном изменении отношений к наемному труду. Перенос опыта этой работы на российскую почву должен происходить с осторожностью. Для отечественных условий в настоящее время на большинстве предприятий полезнее использовать традиционные механизмы организационного и символического насилия.
Символическое насилие следует понимать как функцию власти, предполагающую ее бессознательное принятие посредством системы значений и иерархии ценностей, приобретающих “само собой разумеющийся” характер. Цветаев В. Мотивация наемного труда в разных ситуациях //Персонал-МИКС.-2002.-№ 3(10)
Определим основные, на наш взгляд, стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности:
- любые стимулирующие
действия должны быть
- людям важно испытывать радость от работы, отвечать за результаты, быть лично причастными к работе с людьми, чтобы их действия были для кого-то конкретно важны;
- каждый на своем рабочем месте призван показать то, на что он способен;
- любой человек
стремится выразить себя в
труде, познать себя в его
результатах, получать
важно интересоваться отношением людей к потенциальным улучшениям условий их работы;
- каждому работнику
следует предоставить
- в достижении
цели, которую работник сам себе
определил или в
- хорошие работники
имеют полное право на
- сотрудники
должны иметь свободный,
- любые серьезные
решения об изменениях в
- самоконтроль:
должен сопровождать любые
- сотрудникам
должна быть предоставлена
- всегда следует поощрять инициативу, а не стремиться выжимать из сотрудников все, на что они способны;
- сотрудникам важно постоянно предоставлять информацию о результатах и качестве их профессиональной деятельности;
- каждый работник по возможности должен быть сам себе шефом.
Глава 2.Анализ системы мотивации и стимулирования персонала
на предприятии АО “Петро-Холод” (г.Санкт-Петербург)
3.1.Краткая характеристика предприятия
АО “Петро-Холод”
создано в 1993 г. и сегодня является
крупным многопрофильным
Основная задача
АО “Петро-Холод” - это обеспечение
жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской
области высококачественными
Для достижения поставленных целей АО “Петро-Холод” выделило приоритетные доходные направления развития:
внедрение новых технологических линий по производству мороженого;
развитие розничной торговли продовольственными товарами, приобретаемыми без посредников;
Информация о работе Система оплаты труда и стимулирование труда