Шпаргалки по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:08, шпаргалка

Краткое описание

Основными "объективными" факторами, оказывающими влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах России, можно считать:
экономико-географическое положение;
природно-климатические условия;
природно-ресурсный потенциал;
демографический потенциал и структуру населения;
структуру и специализацию хозяйства;
финансовую обеспеченность;
тип (уровень) социально-экономического развития региона

Файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 258.26 Кб (Скачать)

содержание  муниципальных органов охраны общественного  порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов; содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей среды на территории муниципальных образований; реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов; проведение муниципальных выборов и местных референдумов. Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

Межбюджетные  отношения — это взаимоотношения  между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных  правоотношений, формированием и  исполнением соответствующих обязательств бюджетов. Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации. В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть: выравнивание бюджетной обеспеченности, стимулирование роста налогового потенциала, финансовое управление территориальным развитием, снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Государственное регулирование регионального развития.

Региональная  политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических  мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Методы проведения региональной политики

 Методы  проведения региональной политики:

 — выделение  «нуждающихся» районов, по отношению  к которым государство должно  проводить региональную политику;

 — «реанимация»  депрессивных районов;

 — «стимулирующая»  политика;

 — «компенсирующая»  политика.

 Меры  региональной политики в депрессивных  и нуждающихся районах страны  предусматривают:

 — прямую  финансовую помощь;

 — займы  на выгодных условиях и налоговые  льготы;

 — создание  за счет государства производственной  и социальной инфраструктуры;

 — размещение  государственных заказов;

 — политика  направления в необходимое русло  миграционных потоков населения.

 

 

 

 

 

 

36. Межотраслевые комплексы: структура и механизмы внутренних взаимосвязей.

Межотраслевой баланс (МОБ, метод «затраты-выпуск») — экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые  производственные взаимосвязи в  экономике страны. Характеризует  связи между выпуском продукции  в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих  отраслей, необходимым для обеспечения  этого выпуска. Межотраслевой баланс составляется в денежной и натуральной  формах. Межотраслевой баланс представлен в виде системы линейных уравнений. Межотраслевой баланс (МОБ) представляет собой таблицу, в которой отражен процесс формирования и использования совокупного общественного продукта в отраслевом разрезе. Таблица показывает структуру затрат на производство каждого продукта и структуру его распределения в экономике. По столбцам отражается стоимостный состав валового выпуска отраслей экономики по элементам промежуточного потребления и добавленной стоимости. По строкам отражаются направления использования ресурсов каждой отрасли. В Модели МОБ выделяются четыре квадранта. В первом отражается промежуточное потребление и система производственных связей, во втором — структура конечного использования ВВП, в третьем — стоимостная структура ВВП, а в четвёртом — перераспределение национального дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. ВПК (военно-промышленный комплекс) РФ.

Оборонно-промышленный комплекс России (Вое́нно-промы́шленный  ко́мплекс, ВПК, ОПК) — совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт. В 2007 году объём реализации ОПК России составил $18,6 млрд, из них $11,6 млрд приходилось на государственный заказ, $7 млрд — на экспорт. В оборонной промышленности России работают около 2,5 — 3 млн человек. Государственные учреждения и организации-заказчики. Это могут быть как представители Министерства обороны, так и других силовых ведомств и органов власти. От данных учреждений зависит принятие решений об общем перевооружении либо создании отдельных новых образцов, постановка технического задания, проведение конкурса среди подрядчиков и утверждение готовых проектов. В разных странах, количество учреждений, полномочных делать госзаказ на разработку и производство тех или иных вооружений различно, так в Советском Союзе, этими вопросами ведало Главное автобронетанковое управление и Главное ракетно-артиллерийское управление. В Соединённых Штатах, каждый из пяти видов вооружённых сил, а также объединённые командования (например, командование специальных операций) и ряд других силовых структур могут сами осуществлять государственные заказы на разработку того или иного образца, однако их полномочия относительно заказа производства утверждённой модели ограничены до согласования в соответствующих комитетах конгресса. С 1 января 2008 года, в России по решению Военно-промышленной комиссии все армейские закупки производятся посредством Федерального агентства по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств[3]

Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские организации. Это специализированные научно-исследовательские  институты и конструкторские  бюро, зачастую закрытого типа, занимающиеся проектированием и созданием  экспериментальных моделей. В Соединённых  Штатах и других странах с рыночной экономикой, проектированием и созданием  новых образцов могут заниматься и частные предприятия, однако, они  обязуются организовать режим секретности  при осуществлении разработок, чтобы  не допустить разглашения государственной  тайны

Оборонное производство. Заводы, фабрики, верфи, занимающиеся изготовлением  стрелкового оружия и боеприпасов, сборкой единиц боевой техники, летательных  аппаратов, постройкой и спуском  на воду военных судов, производством  ядерного оружия и т. д. В Советском  Союзе было принято сосредотачивать  производство в моногородах с  закрытым производственным циклом и  ограничениями на въезд/выезд из них (например, Горький долгое время  был «закрытым городом»)

Структурные подразделения вооружённых сил, занимающиеся проведением войсковых  испытаний (проводимых после выпуска  ограниченной партии конкретного образца  вооружений), а также постановкой  на вооружение нового и снятия с  вооружения устаревшего и организацией складского хранения

Международная торговля и поставки оружия зарубеж (например, дружественным режимам  и движениям сопротивления). Ведётся  уполномоченными на то государственными предприятиями (В России — «Рособоронэкспорт»)

В отдельных  странах, преимущественно с рыночной экономикой, например в США, существуют также специфические отрасли  ВПК, такие как военно-промышленное лобби, то есть объединения промышленников и предпринимателей, проводящих согласованную  политику поддержки военных кампаний государства с целью получения  новых заказов, для чего ими в  конгресс делегируются свои собственные  подчинёные или лояльные им политики, которые в дальнейшем занимаются последовательным отстаиванием позиций  военных промышленников (Операция «Буря  в пустыне» и Война в Ираке  были пролоббированы именно ставленниками  ВПК в союзе с сочувствующими милитаристам конгрессменами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Свободные экономические зоны в РФ: характеристика, проблемы развития.

Осо́бая, cвобо́дная  или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим  статусом по отношению к остальной  территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или  иностранных предпринимателей. Главная  цель создания таких зон — решение  стратегических задач развития государства  в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических  задач. Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005 Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны", единственным акционером которого является государство.На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы Предоставляется ряд налоговых преференций Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами В России существуют особые экономические зоны четырёх типов: Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ. Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.Портовые зоны Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.. Промышленные ОЭЗ Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек. Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:Автомобилей и автокомпонентов Строительных материалов Химической и нефтехимической продукции Бытовой техники и торгового оборудования Инновационные ОЭЗ Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные  зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда ) и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных  зон являются:

Нано- и биотехнологии Медицинские технологии Электроника и средства связи Информационные технологии Точное и аналитическое приборостроение Ядерная физика Туристические ОЭЗРасполагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые  ОЭЗПортово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу. 2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалки по "Региональной экономике"