Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:08, шпаргалка
Основными "объективными" факторами, оказывающими влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах России, можно считать:
экономико-географическое положение;
природно-климатические условия;
природно-ресурсный потенциал;
демографический потенциал и структуру населения;
структуру и специализацию хозяйства;
финансовую обеспеченность;
тип (уровень) социально-экономического развития региона
содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
организация,
содержание и развитие муниципального
жилищно-коммунального
Межбюджетные
отношения — это
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации. В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть: выравнивание бюджетной обеспеченности, стимулирование роста налогового потенциала, финансовое управление территориальным развитием, снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.
35. Государственное регулирование регионального развития.
Региональная
политика — составная часть
Методы проведения региональной политики
Методы
проведения региональной
— выделение
«нуждающихся» районов, по
— «реанимация» депрессивных районов;
— «стимулирующая» политика;
— «компенсирующая» политика.
Меры
региональной политики в
— прямую финансовую помощь;
— займы
на выгодных условиях и
— создание
за счет государства
— размещение государственных заказов;
— политика
направления в необходимое
36. Межотраслевые комплексы: структура и механизмы внутренних взаимосвязей.
Межотраслевой баланс (МОБ, метод «затраты-выпуск») — экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. Межотраслевой баланс составляется в денежной и натуральной формах. Межотраслевой баланс представлен в виде системы линейных уравнений. Межотраслевой баланс (МОБ) представляет собой таблицу, в которой отражен процесс формирования и использования совокупного общественного продукта в отраслевом разрезе. Таблица показывает структуру затрат на производство каждого продукта и структуру его распределения в экономике. По столбцам отражается стоимостный состав валового выпуска отраслей экономики по элементам промежуточного потребления и добавленной стоимости. По строкам отражаются направления использования ресурсов каждой отрасли. В Модели МОБ выделяются четыре квадранта. В первом отражается промежуточное потребление и система производственных связей, во втором — структура конечного использования ВВП, в третьем — стоимостная структура ВВП, а в четвёртом — перераспределение национального дохода.
37. ВПК (военно-промышленный комплекс) РФ.
Оборонно-промышленный комплекс России (Вое́нно-промы́шленный ко́мплекс, ВПК, ОПК) — совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт. В 2007 году объём реализации ОПК России составил $18,6 млрд, из них $11,6 млрд приходилось на государственный заказ, $7 млрд — на экспорт. В оборонной промышленности России работают около 2,5 — 3 млн человек. Государственные учреждения и организации-заказчики. Это могут быть как представители Министерства обороны, так и других силовых ведомств и органов власти. От данных учреждений зависит принятие решений об общем перевооружении либо создании отдельных новых образцов, постановка технического задания, проведение конкурса среди подрядчиков и утверждение готовых проектов. В разных странах, количество учреждений, полномочных делать госзаказ на разработку и производство тех или иных вооружений различно, так в Советском Союзе, этими вопросами ведало Главное автобронетанковое управление и Главное ракетно-артиллерийское управление. В Соединённых Штатах, каждый из пяти видов вооружённых сил, а также объединённые командования (например, командование специальных операций) и ряд других силовых структур могут сами осуществлять государственные заказы на разработку того или иного образца, однако их полномочия относительно заказа производства утверждённой модели ограничены до согласования в соответствующих комитетах конгресса. С 1 января 2008 года, в России по решению Военно-промышленной комиссии все армейские закупки производятся посредством Федерального агентства по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств[3]
Научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Оборонное производство. Заводы, фабрики, верфи, занимающиеся изготовлением стрелкового оружия и боеприпасов, сборкой единиц боевой техники, летательных аппаратов, постройкой и спуском на воду военных судов, производством ядерного оружия и т. д. В Советском Союзе было принято сосредотачивать производство в моногородах с закрытым производственным циклом и ограничениями на въезд/выезд из них (например, Горький долгое время был «закрытым городом»)
Структурные подразделения вооружённых сил, занимающиеся проведением войсковых испытаний (проводимых после выпуска ограниченной партии конкретного образца вооружений), а также постановкой на вооружение нового и снятия с вооружения устаревшего и организацией складского хранения
Международная торговля и поставки оружия зарубеж (например, дружественным режимам и движениям сопротивления). Ведётся уполномоченными на то государственными предприятиями (В России — «Рособоронэкспорт»)
В отдельных странах, преимущественно с рыночной экономикой, например в США, существуют также специфические отрасли ВПК, такие как военно-промышленное лобби, то есть объединения промышленников и предпринимателей, проводящих согласованную политику поддержки военных кампаний государства с целью получения новых заказов, для чего ими в конгресс делегируются свои собственные подчинёные или лояльные им политики, которые в дальнейшем занимаются последовательным отстаиванием позиций военных промышленников (Операция «Буря в пустыне» и Война в Ираке были пролоббированы именно ставленниками ВПК в союзе с сочувствующими милитаристам конгрессменами).
38. Свободные экономические зоны в РФ: характеристика, проблемы развития.
Осо́бая, cвобо́дная
или специа́льная экономи́ческая зо́на
(сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная
территория с особым юридическим
статусом по отношению к остальной
территории и льготными экономическими
условиями для национальных и/или
иностранных предпринимателей. Главная
цель создания таких зон — решение
стратегических задач развития государства
в целом или отдельной
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда ) и Дубны (Московская область).
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
Нано- и биотехнологии Медицинские технологии Электроника и средства связи Информационные технологии Точное и аналитическое приборостроение Ядерная физика Туристические ОЭЗРасполагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.
Портовые ОЭЗПортово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу. 2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.