Шпаргалки по "Региональной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:08, шпаргалка

Краткое описание

Основными "объективными" факторами, оказывающими влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах России, можно считать:
экономико-географическое положение;
природно-климатические условия;
природно-ресурсный потенциал;
демографический потенциал и структуру населения;
структуру и специализацию хозяйства;
финансовую обеспеченность;
тип (уровень) социально-экономического развития региона

Файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 258.26 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Развитие туризма в РФ и регионах СЗФО РФ.

Туризм вошел  в XXI век как самый стабильно  развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально-экономическое  развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм  главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним  из пяти основных источников дохода.

Туризм оказывает  огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров  народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.  Индустрия туризма  это отрасль экономики, которая имеет благородную цель  развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека. Сфера туризма – это давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм  важное и относительно новое направление развития экономики.  В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Виды туризма:

Экскурсионный туризм.

Рекреационный туризм.

Спортивный  туризм.

Лечебный  туризм.

Этнический  туризм.

Деловой туризм.

Конгрессный туризм.

Религиозный туризм или паломничество.

Событийный  туризм.

Экологический туризм (экотуризм).

Приключенческий или экстремальный туризм.

Автотуризм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Оценка  туристического потенциала Псковской  области.

Туристско-рекреационная деятельность играет важную роль в экономике стран и регионов, обеспечивая рациональное использование и сохранение природно-экологических, культурно-исторических, информационно-по

знавательных, ресурсов, территории. Необходимым условием развития туризма и рекреации является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т.д.Под рекреационным потенциалом пони- мается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории . Часто под рекреационным потенциалом

понимается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от социо-культурных  особенностей стран и регионов, в пределах , которых она расположена . Иногда рекреационным потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов, что является, по нашему мнению, не очень удачным использованием данного понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Проблемы административно-территориального деления в СЗФО РФ.

Экономическое районирование - это выделение системы  соподчиненных территорий - экономических  районов страны,  объективно отражающих сложившееся территориальное разделение труда. Его основная цель - создание необходимых предпосылок для  территориального управления и осуществления  социально-экономической региональной политики. Повышенный практический интерес  к экономическому районированию, особенно генеральному, всегда возникал на переломных этапах развития страны. Становление научной теории экономического районирования как важного звена территориальной организации производительных сил было связано с разработкой первых планов экономического и социального развития страны. Именно в рамках разработки первого плана развития РСФСР ГОЭЛРО (1920 г.) была предложена и новая сетка экономического районирования страны. В последующем по мере территориального развития производительных сил и постановки новых задач развития народного хозяйства сетки экономических районов в той или иной мере изменялись. Анализируя работы ведущих специалистов предыдущего периода по экономическому районированию - И.Г. Александрова , Н.Н. Колосовского, П.М. Алампиева , И.И. Белоусова , Т.М. Калашниковой , В.В. Кистанова , О.А. Кибальчича , В.А. Кротова , Е.Е.Лейзеровича и др., - можно отметить, что в тот период была разработана хорошая теоретико-методологическая, методическая основа. Однако в последние годы произошли серьезные изменения политико-экономических условий в стране, и многие принципы районирования требуют изменений, уточнений. В новых условиях  экономическое районирование может стать основой корректировки административно-территориального деления  (АТД) России с учетом сложившейся финансово-экономической обстановки в регионах. Формулируя подходы к экономическому районированию в изменившихся политико-экономических условиях в стране, следует отметить, что новая сетка АТД должна быть такой, чтобы обеспечивалась финансовая, ресурсная, структурная самодостаточность субъектов и тем самым повышался уровень жизни населения соответствующей территории. Кроме того, новая схема АТД должна быть упрощенной и унифицированной, обеспечивать единый политический статус и «равновесность» субъектов по основным их характеристикам: размерам занимаемой территории, экономическому и демографическому потенциалам.К настоящему времени в стране сложилась громоздкая и неупорядоченная схема административно-территориального устройства, не обеспечивающая политико-экономического равенства субъектов Российской Федерации, а также административно-территориальных единиц более низких иерархических уровней. В статье субъектов Российской Федерации имеются 6 краев, 49 областей, 21 республика, 1 автономная область, 10 автономных округов, 2 города федерального значения, которые существенно различаются как по правовым положениям, так и по основным параметрам. В целом в России до декабря 2005 г. насчитывалось 32 национальных субъекта Федерации. Общая численность проживающего в их пределах населения, по данным переписи 2002 г., составляет 26700 тыс. чел., или 18.4% населения страны. В среднем в одном национальном субъекте Федерации насчитывается 834.4 тыс. чел. Для сравнения: в краях и областях в среднем проживает около 2 млн. чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Региональная экономическая политика: концепция, условия реализации.

Существует несколько теорий региональной политики.

Важнейший вывод неоклассических теорий – выравнивание со временем уровня экономического развития регионов. Однако, на начальном этапе развития региональных теорий их сторонники пришли к выводу о нецелесообразности вмешательства центральных властей в экономическое развитие регионов, хотя они, естественно, не отрицали необходимости выделения проблемным территориям финансовой помощи на решение социальных проблем.Сторонники теорий кумулятивного роста, исходя из увеличения или по меньшей мере сохранения диспропорций в уровне экономического развития регионов, наоборот, предлагали проводить активную региональную политику. От них идет и формулировка такой цели региональной политики, как снижение различий в уровне экономического развития регионов (или выравнивание уровня их экономического развития, причем под выравниванием понимается не достижение равенства, а снижение различий). Из этого следует, что государство должно стимулировать экономическое развитие в наиболее отсталых в этом отношении регионах. Изначально теоретическая основа региональной экономической политики практически исчерпывалась этими двумя крайними подходами. Однако идеи приверженцев неоклассических теорий на практике не реализовывались: в краткосрочном периоде диспропорции в уровне экономического развития регионов не исчезали, поэтому в той или иной степени вмешательство центральных властей в экономическое развитие регионов осуществлять приходилось. Г. Камерон выделил три течения: «неинтервенционалистов», которые в принципе отрицали необходимость воздействия государства на региональный рост, «адапторов», которые ратовали за смягчение воздействия стихийных рыночных сил и незначительное корректирование развития территорий путем ускорения естественных процессов благодаря стимулированию миграций рабочей силы и инвестиций, и «радикальных преобразователей», выступавших за проведение интенсивного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Экологическая безопасность и устойчивость  развития регионов.

Термин  “устойчивое развитие” получил  широкое распространение после  публикации доклада, подготовленного  для ООН в 1987 г. специально созданной  в 1983 г. Международной комиссией  по окружающей среде и развитию [1]. В русском издании этого доклада  английский термин sustainable development переведен  как “устойчивое развитие”, хотя слово sustainable имеет и другие значения: “поддерживаемое, самоподдерживаемое”, “длительное, непрерывное”, “подкрепляемое”, “защищаемое”. Еще в докладе “Всемирная стратегия охраны природы” (1980 г.), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось, что для того чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические аспекты, но также социальные и экологические. В 80-е годы проблемы связи экологии и развития особенно активно обсуждались в трудах ученых из исследовательского института “Worldwatch” (“Всемирная вахта”) в США, и в частности его директора Л.Р. Брауна. ЮНЕП еще с середины 1970-х годов широко использовала понятие “развитие без разрушения”, а в дальнейшем получило распространение понятие “экоразвитие”, означающее экологически приемлемое развитие, т.е. развитие, наименее негативно воздействующее на окружающую среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Особо охраняемые природные территории и их классификация. ООПТ СЗФО РФ.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки  земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются  природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное  и оздоровительное значение, которые  изъяты решениями органов государственной  власти полностью или частично из хозяйственного использования и  для которых установлен режим особой охраны.Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Всего в России по состоянию на 2009 год создано более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник, 41 национальный парк и 69 государственных природных заказников федерального значения, а также памятники природы, курорты и др. категории ООПТ. Общая площадь ООПТ федерального значения около 580 тысяч квадратных километров в 81 из 84 субъектов Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в Санкт-Петербурге, Волгоградской и Тульской областях), что составляет приблизительно 3 % территории РФ. Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения био разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Урбанизация в регионах России: этапы, формы, региональная специфика.

Урбаниза́ция (от лат. urbanus — городской) — процесс  повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации  — рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации  характерны приток в города сельского  населения и возрастающее маятниковое  движение населения из сельского  окружения и ближайших малых  городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям  и пр.). Процесс, обратный урбанизации, называется рурализацией. Процесс урбанизации идёт за счёт: преобразования сельских населённых пунктов в городские; формирования широких пригородных зон; миграции из сельской местности в городскую. Явление трансформации естественных природных ландшафтов в искусственные под влиянием застройки обозначают понятием «урбанизация природы». Процесс ко- или соэволюции искусственных и природных факторов развития называют геоурбанизацией, его изучает геоурбанистика. Технология производства пищи требует, чтобы люди жили в селах, а не в городах,поэтому еще в начале 20-го века в селах жило 87% населения России. Но с появлением тракторов и машин, производительность труда выросла и необходимость в натуральном хозяйстве уменьшалась. В 1887 году в России насчитывалось 16 городов с населением более 50 000 чел., в 1989 г. в России был 1001 город, в 170 городах проживало 70% населения. На 2010 год процент городского населения составил 73,7% (высокий уровень урбанизации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Город и деревня как формы расселения людей.

Мегало́полис (от др.-греч. μέγας (род. падеж μεγάλου) — большой и πολης — город), мегаполис, редко сверхагломерация (суперагломерация) — наиболее крупная  форма расселения, образующаяся при  срастании большого количества соседних городских агломераций.

Мегалополис — крайне урбанизированная, как  правило, стихийно складывающаяся форма  городского расселения в ряде стран, в которых имеются регионы  с большими масштабами урбанизации. Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь, возникшего в результате слияния более 35 поселений Аркадии. Основные черты мегалополиса: линейный характер застройки, вытянутой в основном вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей (иногда рек или морских побережий); общая полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием относительно близко расположенных друг к другу крупных городов-центров агломераций, формирующих мегалополис; нарушение экологического равновесия между деятельностью человека и природной средой.Впервые термин был применён для обозначения сплошной городской застройки (протяжённостью свыше 1000 км и шириной местами до 200 км) вдоль Атлантического побережья США — связанных между собой агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона (населением 40 млн человек).

Наиболее  крупными и известными мегалополисами являются:

Токайдо (англ.) (от Токио до Осаки и Кобе) в  Японии

Босваш (от Бостона  до Вашингтона) в США

Чипитс (англ.) Район Великих озёр в США и  Канаде

«Голубой  банан» в Европе.

Лондон-Ливерпуль  в Великобритании

Сансан (англ.) или калифорнийский (от Сан-Франциско  до Сан-Диего) в США

Дельта Янцзы  в Китае

Дельта Жемчужной  реки в Китае

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Финансовый механизм развития регионов СЗФО РФ, региональный бюджет и принципы его формирования.

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории  «публичные финансы». Доходы местных бюджетов также, как и доходы других уровней бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

Информация о работе Шпаргалки по "Региональной экономике"