Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:08, шпаргалка
Основными "объективными" факторами, оказывающими влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах России, можно считать:
экономико-географическое положение;
природно-климатические условия;
природно-ресурсный потенциал;
демографический потенциал и структуру населения;
структуру и специализацию хозяйства;
финансовую обеспеченность;
тип (уровень) социально-экономического развития региона
усадебный туризм области – туризм, ориентированный на ознакомление с дворянскими усадьбами, как объектами исторической, художественной ценности и культурного наследия.
10. Древние города Северо-Запада России как центры русской государственности и культуры.
Великий Новгород
- старейший и интереснейший
Белгород - город, отпраздновавший в 1995 году немного немало свое тысячелетие. Великий Устюг - один из древнейших русских городов, родина Деда Мороза. Воронеж - его история уходит в древние века. Находится там, где река Воронеж впадает в Дон. Рязань - расположена на правом берегу Оки и знаменита своим древним кремлем, заложенным в 1095 году. Торжок - старинный русский город с тысячелетней историей расположился на Тверской земле. Старая Русса - находится на Новгородской земле в ста километрах от Новгорода. Известна как «соляной край». Псков - один из древнейших городов России. Впервые упоминается в 903 году. Нижний Новгород - расположен на месте слияния Оки и Волги. Основан в 1221 году.
Вологда - город, обладающий огромным культурно-историческим наследием, стоит на реке Волге. Казань - город с тысячелетней историей, считающийся третьей столицей России. Тверь - город, расположившийся на пути из Москвы в Петербург. Стоит на Волге. Мышкин - здесь многое связано с маленьким серым зверьком. Даже на гербе города есть мышка. Т ула - город мастеров. Пряник, гармонь, самовар и ружье - традиционные символы города. Смоленск - живописный город, богатый своей историей и культурой, называют «ключом» Москвы. Елец - является одним из древнейших русских городов, он основан в 1146 году. Города Золотого кольца: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир, Боголюбово, Углич, Рыбинск, Калязин.
11. Территориальные аспекты развития промышленности регионов СЗФО РФ.
Межрегиональный аспект общественного воспроизводства связан с пространственной локализацией отраслевых производств. При этом объективной предпосылкой территориального разделения труда служат различия в природно-климатических условиях, ресурсном, экономическом, научно-техническом, демографическом потенциале. От пространственного размещения производительных сил зависят эффективность развития экономики и уровень благосостояния людей в регионе. Совершенствование механизмов регионального развития становится одним из наиболее актуальных вопросов в области повышения общего качества управления народным хозяйством. Российские регионы обладают существенным потенциалом развития, который при определенных условиях может стать дополнительным источником роста экономики страны. Вместе с тем существующие межрегиональные диспропорции способны в долгосрочной перспективе оказаться серьезным ограничителем роста российской экономики. В этой связи политика государства в отношении регионов не должна сводиться к выстраиванию межбюджетных отношений и реализации отдельных инвестиционных проектов. В современных условиях неотъемлемой частью стратегии развития страны должна стать выработка единой региональной политики, направленной на достижение ключевых целей, стоящих перед Россией в долгосрочной перспективе.
12. Транспортно-коммуникационный комплекс и проблемы его территориального развития в регионах СЗФО РФ.
Регион имеет большие перспективы интеграции, входящих в него и соседних субъектов. Федерации в различных формах на основе общности стратегического положения, экономических и политических интересов. Природные ресурсы, например газ, нефть, металлы, составляющие основу российского экспорта, когда-нибудь закончатся. Географическое положение России – это неисчерпаемый ресурс страны. До тех пор, пока существует торговля между Европой и Азией, России следует эффективно использовать возможность предоставления транзитного коридора, при этом СЗФО может и должен играть ключевую роль.
13. История развития внутренних водных путей на Северо-Западе России.
Внутренние водные пути Северо-Запада России связаны с морскими бассейнами — Балтийским, Северным, Каспийским, Азово-Черноморским. Значительная часть этих путей входит в состав внутренних водных магистралей международного значения. Главными водными артериями макрорегиона в европейской части России являются Волго-Балтийский водный путь и Беломорско — Балтийский канал.
В связи с увеличением автотранспортных потоков, возрастает потребность в развитии дорожной сети. К числу приоритетов в дорожной отрасли относится: развитие подходов к таможенным переходам и портовым комплексам; ремонт и новое строительство дорог федерального и регионального значения; строительство широтных автодорог в северных регионах СЗФО; завершение строительства обходов городов и населённых пунктов на всех основных направлениях автотранспортных потоков. Важнейшими проектами, имеющими межгосударственное значение, являются проекты, влияющие на параметры международных транспортных коридоров. Несмотря на то, что плотность железнодорожной сети Северо-Запада России на 54%, а плотность сети автомобильных дорог общего пользования почти на 40% (38,7%) выше средних общероссийских показателей, распределение транспортных коммуникаций в макрорегионе крайне неравномерно. Наиболее высокие показатели плотности автомобильных и железных дорог в Калининградской, Вологодской, Ленинградской, Псковской областях, Республике Карелии. Вместе с тем, в Архангельской и Мурманской областях, Республике Коми эти показатели значительно ниже средних по Российской Федерации. Кроме этого необходимо отметить недостаточность автодорожной сети всего региона в целом, особенно его северных территорий. Остро ощущается недостаток дорог широтного направления.
14. История развития железнодорожной сети РФ.
Первая железнодорожная линия, проходящая по территории современной Тверской области (Николаевская железная дорога), была построена в конце 1840-х годов, официально открыта в 1851 году. При этом железная дорога вводилась в действие поэтапно, а движение на участке Вышний Волочёк — Тверь было открыто уже в 1850 году. Железная дорога прошла рядом с Тверью (станция была расположена в нескольких километрах от города), а в 1851 году она соединила Тверь и другие города региона с Москвой и Санкт-Петербургом. В 1900 году была проведена железная дорога от Москвы до станции Савёлово (ныне находится на территории г. Кимры), а в 1901 году введена в эксплуатацию железная дорога Москва — Виндава (Вентспилс), проведённая через Ржев. В 1907 году была открыта железнодорожная линия Бологое — Полоцк, прошедшая через Осташков и Великие Луки, а в 1910-е годы предпринимательницей Ю. М. Кувшиновой было организовано строительство «Кувшиновского подъездного пути» — железной дороги от Торжка до села Каменное (ныне — город Кувшиново), в котором находилась принадлежавшая Ю. М. Кувшиновой бумажная фабрика. В 1913 году было принято решение о продлении подъездного пути от Кувшиново до Селижарово, этот участок был открыт в 1917 году. В послереволюционное время был построен участок от станции Селижарово до примыкания к Бологое-Полоцкой железной дороге (станция Соблаго), этот участок был открыт в 1928 году) . В 1913 году железная дорога от Красного Холма была продлена до станции Овинище-I. В 1918 году все железные дороги России были национализированы и переданы в ведении Народного комиссариата путей сообщения, и в дальнейшим строительство магистральных железных дорог в течение всего XX века организовывалось только государством. В 1919 году открыто движение по станции Калязин, соединены в одну линию железнодорожные ветки от Савёлово (Кимры) и от Кашина. В том же 1919 году железная дорога прошла через Сандово и далее на Мгу, а завершение строительства этой дороги в 1921 году фактически сделало Савёловское направление дублёром железной дороги Москва — Ленинград. В 1919 году также была построена железнодорожная линия Овинище — Весьегонск — Суда. Но на участке Весьегонск — Суда прошло только несколько поездов — временный деревянный мост через реку Мологу в первую же весну после его постройки был разрушен ледоходом, после чего не восстанавливался. Если бы участок Весьегонск — Суда удалось бы ввести в полноценную эксплуатацию — это была бы кратчая связь Москвы с Череповцом. Затопление Рыбинского водохранилища не помешало реализации этого плана — к моменту его начала линия Весьегонск — Суда уже давно была заброшена. В начале 1930-х годов была построена ветка Земцы — Жарковский — Ломоносово, с предполагаемым выходом в северном направлении на Соблаго и в южном — на Смоленский узел. В 1936 году была открыта тупиковая ветка от Дорошихи на Васильевский Мох, которая использовалась преимущественно для вывоза торфа (впоследствии в районе Васильевского Моха получили интенсивное развитие торфовозные узкоколейные железные дороги), а в 1937 году — ещё одна тупиковая ветка от Решетниково (Московская область) на Конаково. Кроме того, в конце 1930-х годов в связи с строительством гидроэлектростанции в Угличе была построена железнодорожная ветка от Калязина на Углич. Строительство железных дорог серьёзно повлияло на систему расселения региона. Вдоль магистральных железных дорог возникли пристанционные посёлки, некоторые из них (Бологое, Лихославль, Нелидово, Удомля и другие) впоследствии стали городами или посёлками — районными центрами (Максатиха, Сонково, Спирово и другие).
15. Агропромышленный комплекс и особенности его регионального развития в СЗФО РФ.
Агропромышленный
комплекс и его базовая отрасль
– сельское хозяйство являются ведущими
системообразующими сферами экономики
Российской Федерации, формирующими агропродовольственный
рынок, продовольственную и
16. Сельское
хозяйство регионов СЗФО РФ: отраслевая
специализация, история
Объективные
предпосылки социально-
социальной сферы.
17. Добывающая промышленность в РФ и регионах СЗФО РФ
Особое место занимает
18. Нефте-газовая
отрасль как ведущая