Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:00, шпаргалка
Работа содержит ответы по вопросам для экзамена (зачета) по "Мировой экономике".
7. Проблема устойчивого развития
Большое влияние на формирование концепций развития с учетом экологических ограничений оказал доклад «Наше общее будущее», выполненый по заданию ООН Международной комиссией по окружающей среде и развитию под председательством Г.Х. Брундтланд (1987 г.). Целью доклада являлась подготовка глобальной программы изменений в мировом развитии. В нем были предложены долгосрочные сратегии в области охраны окружающей среды, которые смогли бы обеспечить устойчивое развитие мировой экономики на длительный период, а также рассмотрены средства и способы, используя которые, мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы использования природных ресурсов. Выводы и рекомендации комиссии получили положительную оценку Генеральной Ассамблеи ООН. К числу самых значимых следует отнести документы конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., в частности программу «Повестка дня на XXI век», которая представляет собой глобальную программу экономического и социального развития человечества на будущий век.
Все развитые государства мира выразили свое стремление следовать по направлению к устойчивому развитию, и практически все концептуальные официальные государственные и международные документы последних лет в качестве базовой идеологии используют понятие устойчивого развития.
Центральное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений. Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу (указанный подход основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства)
1.Относительно возобновимых
природных ресурсов (земля,
лес и т.д.) — их количество или
возможность увеличивать биомассу, по крайней мере,
не должны уменьшаться в течение некоторого
времени, т.е. должно существовать хотя
бы их простое воспроизводство.
В завершение следует сказать несколько слов о путях достижения устойчивого развития. Обобщая самые разные точки зрения по этому вопросу, можно объединить их в два основных подхода.
Первый подход — это стратегия «тотальной очистки», которая связывает устойчивое развитие человечества с экологически чистой энергетикой, безотходными технологиями, замкнутыми циклами производства. Данный подход исходит из того, что изменения в окружающей среде и деградация экологических систем являются следствием неправильного ведения хозяйства и могут быть устранены путем такой его перестройки, которая не будет угнетать окружающую среду. Однако создание абсолютно замкнутого технологического цикла или невозможно, или слишком дорого. Поэтому внедрить в жизнь в полной мере концепцию устойчивого развития в соответствии с первым подходом не представляется возможным.
Второй подход — это
стратегия ограниченного
Оба подхода исходят из того, что главным источником экологических проблем служит слишком высокий уровень потребления природных благ.
8. Проблема развития человеческого потенциала
Развитие экономики любой страны и мировой экономики вцелом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное — их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации трудовой морали.
Изменение условий
и характера труда и
Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.
Образование и проблема человеческого потенциала
Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.
Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии — 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки — менее трех лет, в Восточной Африке — около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.
Отдельная задача в области образования — это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.
29 НОВЫЕ И НАРОЖДАЮЩИЕСЯ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Среди нарождающихся проблем
глобального характера
Однако человека на Земле окружает не только природная, но и социальная среда, порождающая свои специфические проблемы. Среди них, помимо упомянутой выше проблемы демилитаризации, особую тревогу в последнее время вызывают растущие организованная транснациональная преступность, международный терроризм, наркомания, незаконный оборот наркотиков и наркобизнес, нарушение гражданских прав человека. Освоение космоса и т.д.
Эти новые вызовы еще не получили официального статуса глобальных проблем, но от этого они не перестают быть серьезными и даже опасными для развития человечества.
Глобальные проблемы имеют
общепланетарный характер, так как
затрагивают жизненно важные вопросы
всех стран и народов. При этом
по ряду позиций они настолько
обострены, находятся в таком
критическом состоянии, что любое
промедление их решения грозит неминуемой
гибелью цивилизации или
25 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Специализированные
международные экономические и
научно-технические
Их деятельность охватывает
самые различные сектора
Организация
Объединенных Наций по
Основными целями ЮНИДО являются:
• выполнение
центральной координирующей
• индустриализация
развивающихся стран и
• приоритетная
индустриализация Африки и
• реструктуризация,
оздоровление и приватизация
промышленности, в том числе в
странах с переходной
Организация
Объединенных Наций по
Продовольственная
и сельскохозяйственная
организация Объединенных
• ликвидация голода;
• улучшение питания и качества жизни;
• совершенствование
производства, переработки, сбыта
и распределения
• содействие
развитию сельских районов и
улучшению условий жизни
Компьютерные
базы данных ФАО
(Всемирный центр сельскохозяйственной
информации в Риме) располагают
информацией по различным
Устав Международного
агентства по атомной энергии
(МАГАТЭ) был утвержден в 1956 г.
на международной конференции,
состоявшейся в ООН. Он
Агентство
устанавливает и обеспечивает
гарантии недопущения
Безопасности, Экономическому и Социальному Совету и другим органам ООН доклады по вопросам, входящим в их компетенцию.
В середине
90-х гг. режим гарантий МАГАТЭ
распространялся на 850 ядерных установок.
Соглашения о предоставлении
гарантий того, что государства
не используют ядерные
Международная
организация труда (МОТ) была
создана в 1919 г. согласно Версальскому
договору (ч. XIII). Она объединяет на
равных правах правительства,
предпринимателей и трудящихся.
Местопребывание — Женева (Швейцария).
Членами Организации являются
более 170 государств, включая Россию.
В качестве
Цели МОТ:
• обеспечение
полной занятости и рост
• поощрение
экономических и социальных
• соблюдение основных прав человека;
• охрана жизни и здоровья трудящихся;
• поощрение
сотрудничества между