Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы по вопросам для экзамена (зачета) по "Мировой экономике".

Файлы: 1 файл

экзамен мировая экономика.docx

— 212.46 Кб (Скачать)

34 СТРАХОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Сущность и особенности  страхования внешнеэкономической  деятельности

Коммерческая, предпринимательская  деятельность на внешнем рынке неизбежно  связана с опасностями, которые  угрожают различным имущественным  интересам участника внешнеэкономической  деятельности (ВЭД). Под рисками в ВЭД понимаются возмо0жные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.

Для борьбы с рисками, то есть для уменьшения возможного ущерба, практически все крупные зарубежные предприятия имеют специальные  подразделения. Они разрабатывают  комплексные программы, направленные на минимизацию возможного ущерба.

При страховании  экспортных кредитов российский экспортер получает следующие выгоды:

·     помощь специалистов по оценке надежности потенциальных партнеров при выходе на новые рынки;

·     постоянное наблюдение за финансовым состоянием иностранных клиентов и своевременное информирование об их финансовом состоянии;

·     возможность увеличивать число клиентов и объем продаж;

·     возможность повышать конкурентоспособность за счет применения более гибких форм оплаты;

·     возможность осуществлять экспорт непосредственно конечным потребителям, минуя оптиков-посредников, что увеличивает прибыльность операции.

Страхование коммерческих кредитов увеличивает экспортные возможности  предприятий в несколько раз. При этом страхование является очень  экономичным способом обеспечения  надежности внешнеторговых операций. В страховании коммерческих кредитов, кроме предприятий-экспортеров, могут  быть заинтересованы также и банки. При страховании экспортных кредитов риски по невыполнению платежных  обязательств со стороны иностранных  контрагентов берет на себя страховая  компания. Это влияет на условия  предоставления банковского кредита. Страховой полис, выданный солидной страховой компанией, может служить  надежным обеспечением после отгрузочного кредитования предприятия-экспортера. При доотгрузочном кредитовании страховой полис также может  служить дополнительным обеспечением при выдаче кредита

2. Виды страхования ВЭД

Морское страхование

Современное морское  страхование – крупнейшая отрасль страхования, составляющая основу транспортного страхования. Оно есть почти во всех странах мира.

Морские риски можно разделить  на следующие виды:

·     обычные риски, которые возникают из самого факта перевозки;

·     военные, которые лежат вне факта перевозки.

Среди обычных выделяют:

- риски самого моря (морские происшествия) – судно садится на мель, то есть остается неподвижным в течение длительного времени; затопление судна; столкновение – не только с другими судами, но и с неподвижными объектами, такими как рифы, айсберги, мосты, маяки;

- риски возникновения ущерба на судне во время нахождения в море – риски пожара, хищения;

- прочие риски – все риски, угрожающие судну, за исключением политических и военных рисков, – аварии, поломки, пробоины и т.д.

Военные и политические риски можно разделить на риски:

·     забастовок;

·     бунтов;

·     гражданских волнений.

Морское страхование можно  разделить на следующие виды:

·     каско – этот вид страхования обеспечивает страховым покрытием действующие и строящиеся морские и речные суда, а также нефти – и газодобывающие морские платформы. В объем покрытия включаются корпус судна, его двигатель, оснащение. Страхование осуществляется сроком на один год или на время рейса. Страховая премия рассчитывается исходя из размеров страховой суммы;

·     карго – страховая защита груза на всем протяжении его перемещения, то есть от склада до склада;

·     страхование ответственности – покрывает опасности (риски), возникающие во время мореплавания, так как судно является причиной загрязнения морской среды;

·     страхование фрахта – страхование судна от потери дохода.

Страхование каско охватывает все многообразие типов транспортных средств, применяемых в мореплавании. Каско-страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения или конструктивной гибели транспортного средства.

Полная гибель судна наступает тогда, когда судовладелец безвозвратно потерял корабль.

Полная конструктивная гибель судна означает, что оно находится в таком состоянии, что не подлежит восстановлению.

Конструктивная  гибель судна означает, что затраты на его ремонт будут больше стоимости самого судна после ремонта.

Транспортное  страхование грузов (страхование  карго)

Торговый контракт и договор  перевозки обычно дополняют договор  страхования грузов. Перевозка груза  производится на основании коносамента, то есть контракта между грузовладельцем  и перевозчиком. Этот документ определяет границы страхового покрытия.

Карго-страхование предусматривает страховое покрытие груза только во время его передвижения. Объектом страхования карго являются: сам груз; таможенная пошлина; оплата посредников.

Факторы, которые  учитываются при определении  страховой ставки (из которой будет потом исчислена страховая премия) при страховании карго:

- тип груза;

- упаковка груза;

- размер, вес, стоимость  груза;

- продолжительность рейса;

- время года;

- судно, на котором  будет совершаться перевозка.

По новой классификации  ИНКОТЕРМС-90 все базисные условия  разбиваются на 4 группы. В основу такой классификации положены различия в объеме обязательств контрагентов по доставке товаров.

Первая группа «E» имеет одно условие – «франко-завод», – содержащее минимум обязанностей для продавца, которые заключаются лишь в предоставлении товара для покупки в месте нахождения продавца.

Во вторую группу «F» включены условия, налагающие на продавца обязанность передать товар перевозчику, указанному покупателю.

В третьей группе «С» содержатся условия, по которым продавец обязан обеспечить перевозку продукции, но не должен принимать на себя риск случайной гибели или повреждении товара, а также нести какие-либо дополнительные расходы после отгрузки товара.

Четвертая группа «D» включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения.

Страхование рисков, связанных с инвестициями

Одно из важнейших направлений  развития процессов глобализации в  мировой экономике – международное  движение капитала. Оно находит свое выражение в виде разного рода иностранных инвестиций. Причинами  движения капитала являются его переизбыток  в одной стране и соответственно недостаток с другой.

Специфика иностранных инвестиций состоит в том, что владельцы  капитала из одного государства (или  нескольких государств) вкладывают его  в объекты инвестиций, расположенные  на территории другого государства. Этот процесс размещения иностранных  инвестиций связан с различного рода рисками, то есть возможным ущербом  от неблагоприятных событий, приводящих к убыткам инвестора.

Иностранные инвестиции могут  осуществляться в разных формах:

- долевого участия в  предприятиях, создаваемых совместно  с юридическими лицами и гражданами  России и других стран;

- приобретения долей участия  в предприятиях, паев, акций, облигаций  и других ценных бумаг;

- создания предприятий,  полностью принадлежащих иностранным  инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц.

С точки зрения Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. на 05.07.99 № 3615-1 от 09.10.92) к валютным операциям, связанным  с движением капитала, относятся:

- прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

- портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более  
90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг (товарный кредит);

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.

Существуют различные  методы предотвращения возможных убытков  по различным видам инвестиционной деятельности. Для страхования прямых инвестиций применяются различные виды страхования путем заключения соответствующих договоров со страховыми компаниями.

Риски, которым подвержены прямые инвестиции, могут быть разделены  на следующие группы:

- риски стихийных бедствий – ураган, шторм, землетрясение, наводнение, необычайно сильные морозы, град, сель, выход подпочвенных вод и другие подобные события природного характера;

- риск пожара, который может быть вызван различными причинами как природного (например удар молнии), так и техногенного (связанного с производственной деятельностью) происхождения;

- технические риски, которые могут быть непосредственно связаны со строительством, сооружением, монтажом, пробным пуском и эксплуатацией сооружаемых объектов;

- политические риски, к которым относятся: национализация, экспроприация инвестиций; общенациональные забастовки, гражданские волнения, беспорядки, военные действия, действия органов государственной власти, ограничивающие конвертируемость валюты, режим вывоза капитала, прибыли и др.;

- действия третьих лиц: грабеж, воровство, вымогательство и другие подобные действия;

- хозяйственные риски, к которым относятся изменения рыночной конъюнктуры и т. п.;

- другие риски, которые нельзя отнести ни к одному из перечисленных выше.

Страхование строительных рисков

За последнее время  в мировой торговле наблюдается  устойчивый рост доли услуг, среди которых  существенную роль играют услуги, относимые  к инжиниринговым. Они включают в себя:

- строительство;

- сооружение;

- монтаж оборудования;

- ввод в эксплуатацию  различных объектов и т. д.

Эта важная сфера внешнеэкономической  деятельности также может быть застрахована от возможных убытков.

В настоящее время в  международной практике широко применяются  два вида страхования, связанные  со строительством и сооружением  объектов за рубежом.

Страхование строительного предпринимателя  от всех рисков – страхование САR (Соntractors Аll Risk). Можно выделить следующие факторы, которые вызвали во всем мире повышенный спрос на страхование САR:

- технический прогресс  в строительстве;

- повышенный спрос на  все виды строительных работ;

- постоянный рост стоимости  сооружаемых объектов и связанное с этим увеличение технических и экономических рисков строительства.

В процессе строительства  объектов страхованию подлежат:

- строительный объект;

- оборудование строительной  площадки;

- строительные машины;

- транспортные средства, используемые на строительной  площадке (если они не допущены  к эксплуатации на дорогах  общего назначения);

- расходы по расчистке  территории после страхового  случая;

- гражданская ответственность  страхователя;

- объекты, на которых  или возле которых ведутся  работы, объекты, доверенные застрахованному  или находящиеся на хранении  у него. В рамках договора страхования  САR могут быть застрахованы и  работы по монтажу машин, установок  и стальных конструкций, если  преобладают строительные работы, то есть стоимость монтажных  объектов (включая расходы по  монтажу) составляет менее 50% от  общей страховой суммы.

Другой разновидностью страхования  строительно-монтажных рисков является страхование всех монтажных рисков – страхование ЕАR(Епgeneering Аll Risk). В основу этого вида страхования положена идея обеспечения страхового покрытия всех рисков, которые возникают при монтаже машин, механизмов, а также при возведении стальных конструкций.

Страхователями по данному  виду страхования могут быть все  стороны, для которых в связи  с монтажом объектов возникает риск.  
По данному виду страхования страхуются:

- монтаж и пробный пуск  всех видов машин, механизмов  и конструкций;

- машины, устройства и  оборудование для производства  монтажа (например, краны, мачты,  лебедки, компрессоры);

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"