Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Макроэкономика"

Файлы: 1 файл

шпора макроэкономика.doc

— 721.50 Кб (Скачать)

Для анализа  всей совокупности прямых и обратных связей между отдельными рынками в рамках их единой системы используются макроэкономические модели общего экономического равновесия. Эти модели позволяют установить следующий характер макроэкономических взаимосвязей рынка товаров и услуг и остальных рынков:

– рынок труда  определяет формирование функции совокупного  предложения на рынке товаров  и услуг. В свою очередь совокупный спрос на товары и услуги в краткосрочном  периоде может оказывать определяющее воздействие на формирование спроса на труд;

– рынки денег (национальной валюты) и ценных бумаг оказывают влияние на рынок благ путем воздействия на формирование функций совокупного спроса. В то же время параметры равновесного состояния рынка благ (уровень цен, объем продаж) или происходящий на нем процесс приспособления к состоянию равновесия влияют на процентную ставку, величину спроса на деньги, а также на величины спроса и предложения на рынке ценных бумаг;

– международные  финансовые рынки в открытой экономике  непосредственно влияют на совокупный спрос на товары и услуги. Существование устойчивой взаимосвязи между отдельными рынками в рамках единой системы должно учитываться при осуществлении макроэкономической политики государства.

 

17. СОВОКУПНЫЙ  СПРОС 

В макроэкономике под совокупным спросом понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.

В соответствии с распределением расходов между  отдельными секторами экономики  в составе совокупного спроса выделяют следующие основные элементы:

– потребительские  расходы домохозяйств (С);

– инвестиционные расходы частного сектора (/);

– государственные  закупки (б);

– чистый экспорт (NX).

 

В результате совокупный спрос в целом может  быть представлен как сумма указанных расходов.

Большую часть  совокупного спроса составляют расходы  населения на товары и услуги потребительского назначения, т. е. элемент С, для краткости  часто называемый потреблением. Доля этого показателя в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50 %, а в США – около 67 %.

Под инвестиционными  расходами понимается спрос фирм и домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы  увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Приобретение домов и квартир тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15–20 % ВНП страны.

Третий элемент  совокупного спроса – государственные  закупки товаров и услуг. Он включает расходы правительственных органов  всех уровней на оплату услуг(например, образование, здравоохранение), приобретение товаров и выплату заработной платы государственным чиновникам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30 % национального дохода страны.

Чистый экспорт  представляет собой разницу между  экспортом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведенных за границей).

 

Существует  еще три основных эффекта, способных  повлиять на изменение величины совокупного спроса:

– эффект процентной ставки. При повышении уровня цен  повышается спрос на деньги, а это  при неизменном объеме денежной массы  в обращении обусловливает рост процентной ставки, что в свою очередь  снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов для покупки автомобилей, мебели, недвижимости и других товаров;

– эффект богатства  состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход (облигации, вклады). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках;

– эффект импортных  закупок. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, и снизится величина экспорта. В результате произойдет сокращение чистого экспорта, и следовательно, общей величины совокупного спроса.

 

18. ПОТРЕБЛЕНИЕ  И СБЕРЕЖЕНИЕ

 

Сущность  потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в  индивидуальном и совместном использовании  населением потребительских благ в  целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

При рассмотрении потребления как элемента совокупного спроса речь идет о расходах домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При макроэкономическом анализе проблема формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача межвременного выбора потребителей.

Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде.

Вместе с  тем сбережения, сделанные в настоящем  периоде, есть не что иное как вычет  из текущего потребления, поскольку сбережения – это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество

Y = C + S,

где Y – располагаемый  доход (национальный доход за вычетом  чистых налогов).

Благодаря двоякой  роли сбережений (как источника дополнительного будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора на макроуровне представляется как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения.

В макроэкономическом плане особое значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее воздействие на выбор потребителей,т. е. определяют функции потребления и сбережений.

К числу основных объективных факторов потребления  относятся уровень цен, имущество  потребителей, реальная ставка процента, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей.

В число субъективных факторов включают предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и т. д.

Среди всех перечисленных  факторов наиважнейшее значение имеет  предельная склонность к потреблению, которая выступает параметром, устанавливающим  количественную связь между потреблением и располагаемым доходом.

Предельная склонность к потреблению (С) показывает, какую часть от каждой единицы своего дополнительного располагаемого дохода домохозяйства направляют на приращение потребления. Количественно она измеряется как соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением располагаемого дохода.

Аналогично  предельной склонности к потреблению  может быть определена предельная склонность к сбережению. Под предельной склонностью  к сбережению понимается та часть  каждой дополнительной единицы располагаемого дохода, которая идет на увеличение сбережений.

Количественно она рассчитывается как отношение  изменения сбережений к определившему  его изменению располагаемого дохода.

Наряду с  понятиями «предельная склонность к потреблению» и «предельная  склонность к сбережению» экономическая теория оперирует понятиями «средняя склонность к потреблению» и «средняя склонность к сбережению».

Средняя склонность к потреблению – это отношение  общего объема потребления к располагаемому доходу.

Средняя склонность к сбережению (норма сбережений) представляет собой отношение общего объема сбережений к располагаемому доходу.

 

19. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ  НАЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИИ 

 

Уровень инвестиций оказывает существенное влияние  на объем национального производства и темпы его роста. Строительство новых предприятий, возведение жилых домов, прокладка дорог, а следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процесса инвестирования, или капиталообразования.

Следует иметь  в виду, что инвестиции оказывают  неодинаковое воздействие на рынок  товаров и услуг в коротком и длительном периодах.

В коротком периоде  инвестиции выступают как элемент  совокупного спроса на блага. В длительном периоде инвестиции обусловят рост запаса капитала, что приведет к  росту производственных возможностей страны и увеличению совокупного предложения.

Основная  особенность инвестиций как элемента совокупного спроса заключается  в том, что они сильно зависят  от изменений хозяйственной конъюнктуры  и поэтому их величина очень нестабильна.

В зависимости  от функционального назначения выделяют три вида инвестиционных расходов.

 

1. Инвестиции  в основные фонды предприятий  – расходы фирм на здания, сооружения, машины и оборудование, которые  приобретаются ими для использования  в своей производственной деятельности. Такие инвестиции осуществляются с целью расширения объема применяемого или восстановления изношенного капитала.

2. Инвестиции  в запасы – это те товары, которые откладываются фирмами  для хранения, включая сырье и  материалы, незавершенное производство  и готовые изделия. Запасы создаются фирмами с различными целями. Важнейшей из них является сглаживание колебаний объема производства при временных изменениях объема продаж. Кроме того, причинами образования запасов могут являться технологические особенности производства, потребности обеспечения его непрерывности и эффективности и пр.

3. Инвестиции  в жилищное строительство –  расходы домохозяйств на приобретение  вновь построенных домов или  квартир для последующего проживания  или последующей сдачи в аренду.

 

Экономисты  изучают инвестиции для лучшего понимания природы изменения выпуска товаров и услуг. Поэтому центральное место в теории инвестиций занимает вопрос о том, какие факторы определяют намерения (планы) фирм по увеличению своего физического капитала и товарных запасов, т. е. чистые инвестиции предпринимательского сектора экономики.

Исследования  показывают, что наиболее существенное влияние на объем и динамику инвестиций оказывают два фактора – изменение  реального объема национального  дохода и реальная ставка процента.

На изменение объема инвестирования может повлиять множество не только экономических, но и политических обстоятельств. Темпы инфляции, ожидания будущих изменений экономической конъюнктуры, смена правительства, слухи, опасения и даже болезнь президента могут повлиять на оценку предпринимателями целесообразности инвестирования.

Чувствительность  инвестиционных решений предпринимателей к параметрам, не оказывающим влияния  на потребительские решения домохозяйств, определяет высокую нестабильность инвестиций. Поэтому инвестиции считаются самым динамичным элементом совокупного спроса, который может обусловливать не только экономический рост, но и циклические колебания в экономике.

 

20. СОВОКУПНОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ 

 

Совокупным  предложением в макроэкономике называется сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода при каждом возможном уровне цен.

Иными словами, это – реальный объем национального  производства при различных значениях  индекса цен на конечные товары и услуги. Зависимость реального объема национального производства от уровня цен называется кривой совокупного предложения.

Характер  влияния уровня цен на объем национального  производства и, следовательно, вид  кривой совокупного предложения  в решающей степени зависит от продолжительности рассматриваемого промежутка времени. Поэтому следует различать долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения.

В макроэкономике (в отличие от микроэкономики) основным критерием выделения краткосрочного и долгосрочного периодов является гибкость цен, а не стабильность запаса капитала.

При макроэкономической трактовке временных периодов предполагается, что в долгосрочном периоде все  цены как на товары, так и на ресурсы  являются гибкими и изменяются в  одной и той же пропорции, а в краткосрочном либо все цены, либо цены на труд такой гибкостью не обладают.

Можно выделить две причины, по которым фирмы  вправе рассчитывать, что в долгосрочном периоде цены на товары и цены на ресурсы будут изменяться в одной  и той же пропорции.

В основе первой причины лежит влияние динамики товарных цен на размеры заработной платы рабочих. Вторая причина заключается  в том, что многие виды продукции  являются одновременно и готовыми товарами и ресурсами.

Если фирмы  ожидают пропорционального изменения цен на товары и ресурсы, они лишаются стимулов к увеличению объема производства при росте уровня цен, поскольку предполагают, что их издержки вырастут в той же пропорции, что и цены.

Поэтому кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде имеет вид вертикальной прямой.

Если фирмы  будут рассчитывать на то, что в  течение определенного периода  цены на ресурсы (и, следовательно, издержки производства) останутся без изменения, то в ответ на увеличение совокупного  спроса они будут увеличивать реальный объем предложения при сложившемся уровне товарных цен. Тогда кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде примет вид горизонтальной прямой.

Если они  будут рассчитывать на то, что при  росте совокупного спроса цены на ресурсы будут расти, но в меньшей пропорции, чем товарные цены, кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде будет иметь положительный наклон.

Помимо уровня цен, на объем совокупного предложения  оказывают влияние многие неценовые  факторы, под действием которых кривая совокупного предложения может смещаться влево или вправо. К числу этих факторов относятся:

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"