Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда"
20. Отношение к труду
может быть положительным,
На формирование отношения человека к труду и его соответствующее поведение влияет большая группа объективных - внешних и субъективных - внутренних факторов.
К объективным факторам относятся:
1. социально-политическая обстановка в стране
2. экономическое состояние региона и отрасли, в которых действует работник.
3. условия труда на конкретном
предприятии, определяемые
Субъективные факторы - это личностные характеристики самого работника: его пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж работы, его личный опыт, общая и профессиональная культура, ценностные ориентации и др.
21Удовлетворенность трудом
— это состояние
22.Трудовое поведение — это индивидуальные и групповые действия, показывающие направленность
и интенсивность реализации человеческого фактора в производственной организации. Это сознательно
регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением
профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации,
производственного процесса. Это процесс самонастройки, саморегуляции, обеспечивающий
определенный уровень личностной идентификации. Трудовое поведение можно дифференцировать по
следующим основаниям: предметно-целевой направленности; глубине пространственно-временной
перспективе достижения определенной цели; контексту трудового поведения, т.е. по комплексу
относительно устойчивых факторов производственной среды, субъектов и систем коммуникации, во
взаимодействии с которыми развертывается все многообразие поступков и действий; методам и
средствам достижения конкретных результатов в зависимости от предметно-целевой направленности
трудового поведения и его социокультурных образцов; по глубине и типу рационализации, обоснования
конкретной тактики и
функциональный алгоритм
трудовой деятельности; является формой приспособления работника к требованиям и условиям
технологического процесса
и социального окружения;
стандартов, стереотипов и
процессе социализации и конкретного жизненного опыта; отражает характерологические черты личности
работника; есть определенный способ и средство
воздействия человека на
окружающую его
23.ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ – это долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным критериям существующей структуры ценностных ориентаций и интересов, формирования мотивационного ядра, и, тем самым, развития трудового потенциала работника. Выделяются ТИПЫ МОТИВАЦИИ – преимущественная направленность индивида на первоочередное удовлетворение определенных групп потребностей. Типологий мотивации множество. Каждая из них помогает решить тот или иной (ограниченный) круг задач управления. Основной (модальной) является типология с использованием трех типов мотивации: I тип – работники, ориентированные преимущественно на содержательную и общественную значимость труда, II тип – работники, ориентированные на оплату труда и другие нетрудовые ценности, и III тип – работники, значимость ценностей у которых сбалансирована. Сегодня получила распространение другая типология мотивации: в зависимости от факторов, влияющих на отношение к труду в современных условиях, сложились 5 основных типов мотивации труда: люмпенизированный – работники смирились со своим положением и не принимают рыночных перемен; инструментальный – его представителям свойственно главным образом стремление к высокому заработку; профессиональный – его представители ценят содержательность труда, самостоятельность, характеризуются высоким чувством профессионального достоинства; патриотический – в основе труда чувство долга перед обществом, ценность в добросовестном труде; хозяйственный – тип работников с мотивацией хозяина, интерес которых в результатах собственного дела, работающих без понукания и принуждения.
25. Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором,
в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно - адаптирующими системами. В процессе трудовой адаптации работник проходит следующие стадии: 1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.2. Стадия приспособления – на этом этапе работник
переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие
свои установки. 3. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к
среде, идентификация с новой группой. 4. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями
трудовой организации, предприятия, фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д.
26 трудовая деятельность — элемент экономического
разделения труда. Это
общественно полезная
граждан, основанная на личном труде отдельных субъектов
и членов их семей.
Основу такой деятельности
находящиеся в личной собственности средства труда, жилые
здания и постройки, земля, производственные продукты,
транспортные средства и т. д. Индивидуальная трудовая
деятельность выступает элементом разделения труда
внутри общества.
28 Метод опроса в социологическом
исследовании Опрос - метод сбора информации
посредством обращения с вопросами к определенной
группе людей (респондентам). В 90% маркетинговых
исследований используется данный метод.
-массовый опрос (случайно отобранная
группа людей - неспециалистов по теме
опроса);
-экспертный опрос (респонденты
- специалисты по теме опроса);
-глубинное интервью, т.е. беседа
по теме в свободной форме;
-фокусированный опрос, который
предполагает сбор данных по конкретной
ситуации с -предварительной подготовкой
респондентов;
-социометрический опрос служит
для измерения внутригрупповых отношений.
Анкетирование: очное и заочное
(почтовое, через газеты и журналы, в сети
ИНТЕРНЕТ).
Место проведения играет не
маловажную роль в определении вида опроса:
в лабораторных условиях;
уличный опрос;
опрос на рабочем месте;
"домашний" опрос.
Особенности метода опроса заключаются
в том, что информация отражает социальную
реальность с точки зрения ее преломления
в сознании опрашиваемых, т.е. данный метод
позволяет работать с мнениями людей.
Особенность связана с тем, что данный
метод позволяет получать первичную и
разнообразную информацию об отношении
людей к каким-либо событиям, о мотивах
поведения и ценностных ориентациях, о
характере отношений с другими людьми.
Данный метод позволяет охватить массовую
аудиторию, но с этим связана относительная
дороговизна и высокая трудоемкость.
При проведении опроса группа
опрашиваемых может подвергаться или
однократному, или многократным обследованиям.
В первом случае получается как бы поперечный
срез данной группы по многим парамет-рам
для фиксированного момента времени (cross-sectional
study -"поперечное" изучение). Например,
редакции журналов и газет проводят од-норазовые
выборочные исследования своих читателей
по таким парамет-рам, как возраст, пол,
уровень образования, род занятий и т.п.
Во втором случае одна и та же
группа опрашиваемых, называемая панелью,
неоднократно изучается в течение определенного
периода времени (longitudinal study - "продольное"
изучение).
Методам опроса присущи следующие
достоинства:
Высокий уровень стандартизации,
обусловленный тем, что всем респондентам
задаются одни и те же вопросы с одинаковыми
вариантами ответов на них.
Возможность проведения статистического
анали-за заключается в использовании
методов математической статистики и
соответствующих пакетов прикладных программ
для персональных компьютеров.
Возможность анализировать
полученные результаты применительно
к конкретным рыночным сегментам обусловлена
возможностьюдразделить общую выборку
на отдельные категории в соответствии
с различными критериями (пол, возраст,
образование, и т.п.).