1.Предмет экономики труда
– это экономические отношения,
возникающие по поводу использования
труда, это фактор, который затрагивает
экономику с точки зрения покупки
и продажи труда. Предмет социологии
труда – это социальное отношение
процесса в сфере труда, определяющееся
различием и сходством социальной
группы, социального коллектива. Экономика
труда – функциональная наука,
которая изучает общественные
отношения людей, складывающиеся
в процессе организации общественного
труда и воспроизводства рабочей
силы. Она является основой экономической
политики государства в области
труда. Экономика труда изучает
конкретные формы и методы
сознательного использования обществом
экономических законов в области
повышения эффективности производства,
его материального и морального
стимулирования, воспроизводства рабочей
силы. Труд – сущность человека,
основное, необходимое и естественное
условие существования человеческого
общества. Труд с момента своего
возникновения имел, имеет и всегда
будет иметь общественную
природу и общественный характер,
так как осуществляется сообща.
В процессе труда люди взаимно
нуждаются друг в друге. Общественный
труд – исключительное достояние
человека, выступающего ведущей
силой в процессе взаимодействия
с окружающей средой. Экономика
труда рассматривает в органическом
единстве организационные, экономические,
социально-психологические действия
в сфере общественной трудовой
деятельности. Предметом ее
изучения являются специфические
особенности организации, нормирования,
планирования труда и управление
им в различных условиях
хозяйствования с целью
повышения эффективности
общественного производства. Цель
изучения всех этих многообразных
процессов и явлений –
это не только выявление
общих закономерностей развития
трудовых отношений, но и
выработка практических мер
по усилению воздействия общества
на повышение эффективности
общественного труда, превращение
его в первую жизненную
необходимость человека.
2. Задачи социологии труда
состоят в: • изучении и
оптимизации социальной структуры
общества, трудовой организации
(коллектива); • анализе рынка
труда как регулятора оптимальной
и рациональной мобильности трудовых
ресурсов; • поиске путей оптимальной
реализации трудового потенциала
современного работника; • оптимальном
сочетании моральных и материальных
стимулов и совершенствовании
отношения к труду в условиях
рынка; • усилении социального
контроля и борьбе с различного
рода отклонениями от общепринятых
моральных принципов и норм
в сфере труда; • изучении
причин и выработке системы
мер по предупреждению и разрешению
трудовых конфликтов; • создании
системы социальных гарантий, защищающих
работников в обществе, трудовой
организации и т.д. Иными словами,
задачи социологии труда сводятся
к выработке методов и приемов
использования социальных факторов
в интересах решения важнейших
социально-экономических проблем
общества и личности, к числу
которых относится и создание
системы социальных гарантий, поддержания
и закрепления социальной защищенности
граждан с целью ускоренной
социальной переориентации экономики.
3. Основные категории труда.
Процесс труда включает: 1) целесообразную
деятельность человека, или сам
труд; 2) предмет труда, т.е. то,
на что направлена эта деятельность;
3) орудия производства, которыми
человек воздействует на этот
предмет. Необходимо разделять
два исходных понятия : индивидуальный
труд и индивидуальная трудовая
деятельность. Первое понятие означает
индивидуальное рабочее место,
обособленную трудовую зону со
своим субъектом, кругом обязанностей
и функциями — это элемент
технологического разделения труда.
Индивидуальная трудовая деятельность
— элемент экономического разделения
труда. Это общественно полезная
деятельность граждан, основанная
на личном труде отдельных
субъектов и членов их семей.
Важное значение имеет категория
«условия труда». Не вдаваясь
в детали определения основных
ее характеристик, отметим только,
что условия труда могут быть
нормальные и вредные. При нормальных
условиях работа не наносит
явного вреда здоровью человека.
Вредные условия труда (работа
в шахтах, у доменных или мартеновских
печей, в некоторых цехах химического
производства и т.д.) опасны для
здоровья человека и нередко
ставят под угрозу саму человеческую
жизнь. Кроме того, условия труда
разделяются социологами на экстремальные,
относительно нормальные и благоприятные.
Во многом они зависят от
организации и содержания труда.
Под организацией труда обычно
понимают форму, способы и порядок
соединения живого и овеществленного
труда (человек — оборудование,
машины, инструмент).
4. С древнейших времен
человека интересовали не только
загадки и явления окружающей
его природы, но и проблемы,
связанные с его собственным
существованием среди других
людей. Античная мысль дала
новый толчок исследованиям
социальной сферы. Такие работы
Платона, как «Государство» или
«Законы», а также «Политика»
Аристотеля положили начало изучению
отдельных общественных институтов,
в частности государства, семьи,
права. Впервые античные философы
обратились к проблеме места
человека в обществе. Авторы античных
произведений поставили учение
о человеке и обществе на
теоретическую основу. Эпоху Возрождения
можно считать новым этапом
в развитии социальной мысли.
В этот период появляются направленные
на изучение различных сторон
общества новые изыскания, которые
можно отнести к области социологии.
Эразм Роттердамский, Томас Мор,
Никколо Макиавелли, Мишель
Монтень – великие средневековые
ученые, которые подняли проблемы
человеческих отношений в
обществе. В результате стала
складываться модель общества,
напоминавшего общину, где
порядок и моральные
устои регулировались волей
Бога и традициями. Человек
в такой системе мироздания
играл незначительную роль. Позднее
деятели эпохи Просвещения в
корне изменили взгляд на общество
и на место в нем человека.
Клод Адриан Гельвецкий, Дени
Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер
начинают анализировать структуру
общества, определять истоки развития
неравенства, появление неоднородности
общества, выявлять роль религии
в социальных процессах. Понимание
необходимости изучения социальных
общностей людей и процессов
их развития и функционирования
появилось сравнительно недавно.
Толчком к исследованию социальных
вопросов послужило развитие
производства, когда люди
столкнулись с ограниченностью
ресурсов, в результате чего
единственным способом увеличения
производительности стало рациональное
использование рабочей силы.
5. Труд - это процесс взаимодействия
человека и природы, в котором
человек своей деятельностью
опосредствует, регулирует, контролирует
обмен веществ между собой
и природой. Наиболее активная
функция в процессе производства
принадлежит человека как носителю
живого труда, и только деятельность
человека превращает предметы
природы в предметы и средства
труда, создает технологию и
организацию. Труд характеризуется
осознанностью человеком, направленностью
своих действий на результат
(к тому же общественно полезный
результат) и энергозатраты (расходами
физической и умственной энергии
на осуществление трудовой деятельности).
Трудом человек создает, воспроизводит,
увеличивает объем нужных ей
материальных и невещественных
благ. Труд является материальным
процессом взаимодействия человека
с природой и общественным
процессом взаимодействия людей
в производственной деятельности.
Труд есть также и процессом
потребления человеческого капитала
как совокупность физических
и умственных способностей человека,
который выступает личностным
фактором производства. Именно этот
фактор производства приводит
в движение средства производства,
создает и совершенствует технику
и технологию, организует производство
и определяет его цель. Вне
живого труда, без сочетания
с ней материальные факторы
производства являются лишь определенным
набором вещей. Роль и важность
труда у развития человека
и общества проявляется в том,
что в процессе труда создаются
не только материальные и духовные
ценности, назначенные удовлетворять
потребности людей, но и развиваются
сами работники, приобретая новые
навыки, раскрывая собственные способности,
дополняя и обогащая знание. Творческий
труд способствует продуцированию
новых идей, совершенствованию средств
труда, появлению прогрессивных
технологий, новой продукции, материалов,
энергии, которые, в свою очередь,
создают новые потребности. То
есть в результате трудовой
деятельности удовлетворяются потребности
людей и происходит прогресс
производства, возникают новые потребности
и последующее их удовольствие,
которое в дальнейшем влияет
на воссоздание населения, способствует
повышению материального и культурного
уровня его жизни. Следовательно,
сущность труда заключается в
том, что труд - это процесс
осознанной трудовой деятельности
человека, который осуществляется
ради получения полезного результата
и есть, с одной стороны, процессом
взаимодействия человека со средствами,
предметами труда в пределах
определенной технологии и организации,
а, с другой стороны, - процессом
общественного взаимодействия между
людьми.
6. Трудовой потенциал
общества . Трудовой потенциал общества
– совокупная общественная способность
к труду, потенциальная трудовая дееспособность
общества. Структура трудового
потенциала общества включает в себя:
трудовой потенциал личности; трудовой
потенциал коллектива предприятия, организации,
фирмы; трудовой потенциал отрасли, региона
и т.д. Качественная сторона трудового
потенциала общества характеризуется:
состоянием здоровья трудоспособного
населения, показателями его психо-физиологического
развития; профессионально-квалификационным
уровнем трудоспособного населения, т.е.
уровнем общего и профессионального образования,
наличием определенных знаний и практического
опыта и навыков; социально-личностными
характеристиками. Количественная сторона
трудового потенциала выражается численностью
трудоспособного населения и ресурсами
рабочего времени (потенциальным фондом
рабочего времени). Трудовой потенциал
организации (ТПО) составляет некоторое
множество (совокупность) трудоспособных
работников, которые могут трудиться в
организации при наличии необходимых
организационно-технических условий.
Формирование и использование трудового
потенциала организации (ТПО), являясь
частью воспроизводства рабочей силы
(А), осуществляется в отраслевой (В) и территориальной
(С) системах хозяйства. Заключая трудовой
договор с индивидуальным носителем рабочей
силы, администрация предприятия оценивает
способности работника с точки зрения
его возможностей выполнить те задачи,
которые стоят перед конкретным предприятием.
Организация должна не просто набирать
рабочую силу из тех, кто вообще может
и хочет трудиться, ей необходимо формировать
свой трудовой потенциал: Внутренняя структура
коллектива неповторима; как нет в природе
двух совершенно одинаковых людей, так
нет абсолютно идентичных коллективов. Трудовой потенциал
человека является частью его потен-циала
как личности, т. е. по отношению к индивидууму
трудо-вой потенциал -- это часть потенциала
человека, который фор-мируется на основе
природных данных (способностей), образо-вания,
воспитания и жизненного опыта.
7. Социально-трудовые отношения
(СТО) — это объективно существующие
взаимозависимость и взаимодействие
субъектов этих отношений в
процессе труда, нацеленные на
регулирование качества трудовой
жизни. Регулирование социально-трудовых
отношений осуществляется с использованием
договорного метода воздействия.
Локальные нормы трудового права,
опосредуя взаимодействие работников
и работодателей в сфере найма
труда, являются одним из видов
социально- трудового партнерства
в организации.Усиление локального
(местного) регулирования общественных
отношений, входящих в предмет
трудового права, требует изучения,
анализа, рассматриваемого явления.
В современной юридической литературе
проблемы связанные с нормотворчеством
в организации, все еще не
получают должного освящения.
Характерно, что в советский период
локальные нормы трудового права
изучались довольно активно, но
с изменением экономической политики,
изменением идеологии трудового
права, ранее проведенные исследования
и выводы нуждаются в соответствующей
корректировке.
8. Процесс труда
— это совокупность действий работника
на рабочем месте, направленных на выполнение
определенного задания. Для того чтобы
задание выполнялось с наименьшими трудовыми
затратами и наибольшей эффективностью,
процесс труда должен быть организован
на научной основе. Структура Труда-
внутреннее строение, расположение и взаимозависимость
основных компонентов трудового процесса,
к каковым относятся: 1) предметы труда;
2) средства труда; 3) продукт труда.
Все многообразие видов труда можно
классифицировать по следующим критериям:
• по содержанию труда • по характеру
труда • по результатам труда • по степени
механизации процесса труда • по методам
привлечения людей к труду. В зависимости
от содержания труда различают: 1) простой
и сложный труд. Простой труд – это труд,
не требующий от работника специальной
профессиональной подготовки, то есть
неквалифицированный труд. Сложный труд
– это квалифицированный труд. В одном
часе сложного труда заключено несколько
часов простого труда, поэтому квалифицированные
работники создают в единицу времени большую
стоимость, чем неквалифицированные. 2)
репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный
– это труд заранее известный, не содержащий
творческих начал. Творческий – это труд,
в процессе которого создается нечто качественно
новое, оригинальное, уникальное, неповторимое.
3) функциональный и профессиональный
труд. Функциональный – это труд, определяемый
составом и характером выполняемых функций,
например, инженерный труд, управленческий,
научный. Профессиональный – это труд,
различающийся по роду профессии и специальности,
например, инженер – конструктор, инженер
– экономист. 4) умственный и физический
труд. Физический труд – это затрата физической
энергии. Умственный труд – это возникновение
в человеческом сознании идеи создания
той или иной потребительской стоимости.
9. Мне кажется, что как
каждый человек выбирает, как
ему жить на этой земле, так
и здесь - кто-то труд (работу) воспринимает
как часть системы ценностей,
а кто-то - нет. Думаю, что не
все работают с той мыслью,
что потом на эти деньги "оторвутся"
на отдыхе... И потом, в современном
обществе есть проблема, которая
заключается в том, что большая
часть людей хочет много зарабатывать,
при этом особо не утруждая
себя работой...Господь заповедал
людям трудиться, не только
уже после грехопадения, но еще
до него: "И взял Господь
Бог человека, и поселил его
в саду Едемском, чтобы возделывать
его и хранить его" (Быт.2:15)!....И
действительно, посмотрите, если
человек не работает, а сидит
на "чьей-нибудь шее" - это ведь
паразитарный образ жизни, растревающий
и душу и тело!