Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика труда"

Файлы: 1 файл

ответы по социологгии труда_2.docx

— 44.04 Кб (Скачать)

1.Предмет экономики труда  – это экономические отношения,  возникающие по поводу использования  труда, это фактор, который затрагивает  экономику с точки зрения покупки  и продажи труда. Предмет социологии  труда – это социальное отношение  процесса в сфере труда, определяющееся  различием и сходством социальной  группы, социального коллектива. Экономика  труда – функциональная наука,  которая изучает общественные  отношения людей, складывающиеся  в процессе организации общественного  труда и воспроизводства рабочей  силы. Она является основой экономической  политики государства в области  труда. Экономика труда изучает  конкретные формы и методы  сознательного использования обществом  экономических законов в области  повышения эффективности производства, его материального и морального  стимулирования, воспроизводства рабочей  силы. Труд – сущность человека, основное, необходимое и естественное  условие существования человеческого  общества. Труд  с момента своего  возникновения имел, имеет и всегда  будет  иметь  общественную  природу и общественный характер, так как осуществляется сообща.  В  процессе труда люди взаимно  нуждаются друг в друге.  Общественный  труд – исключительное  достояние   человека,  выступающего ведущей  силой в процессе взаимодействия  с окружающей средой. Экономика  труда рассматривает в органическом  единстве организационные, экономические,  социально-психологические  действия  в  сфере   общественной трудовой  деятельности.  Предметом  ее   изучения   являются   специфические  особенности организации, нормирования, планирования труда и управление  им  в различных  условиях   хозяйствования   с   целью   повышения   эффективности   общественного производства. Цель  изучения всех этих многообразных  процессов и  явлений  –   это  не только выявление  общих закономерностей развития  трудовых  отношений,  но  и  выработка практических мер   по усилению воздействия  общества  на  повышение эффективности   общественного  труда,  превращение   его  в  первую  жизненную  необходимость человека.

 

2. Задачи социологии труда  состоят в: • изучении и  оптимизации социальной структуры  общества, трудовой организации  (коллектива); • анализе рынка  труда как регулятора оптимальной  и рациональной мобильности трудовых  ресурсов;  • поиске путей оптимальной  реализации трудового потенциала  современного работника; • оптимальном  сочетании моральных и материальных  стимулов и совершенствовании  отношения к труду в условиях  рынка; • усилении социального  контроля и борьбе с различного  рода отклонениями от общепринятых  моральных принципов и норм  в сфере труда; • изучении  причин и выработке системы  мер по предупреждению и разрешению  трудовых конфликтов; • создании  системы социальных гарантий, защищающих  работников в обществе, трудовой  организации и т.д.  Иными словами,  задачи социологии труда сводятся  к выработке методов и приемов  использования социальных факторов  в интересах решения важнейших  социально-экономических проблем  общества и личности, к числу  которых относится и создание  системы социальных гарантий, поддержания  и закрепления социальной защищенности  граждан с целью ускоренной  социальной переориентации экономики.

 

3. Основные категории труда.  Процесс труда включает: 1) целесообразную  деятельность человека, или сам  труд; 2) предмет труда, т.е. то, на что направлена эта деятельность; 3) орудия производства, которыми  человек воздействует на этот  предмет. Необходимо разделять  два исходных понятия : индивидуальный  труд и индивидуальная трудовая  деятельность. Первое понятие означает  индивидуальное рабочее место,  обособленную трудовую зону со  своим субъектом, кругом обязанностей  и функциями — это элемент  технологического разделения труда.  Индивидуальная трудовая деятельность  — элемент экономического разделения  труда. Это общественно полезная  деятельность граждан, основанная  на личном труде отдельных  субъектов и членов их семей.  Важное значение имеет категория  «условия труда». Не вдаваясь  в детали определения основных  ее характеристик, отметим только, что условия труда могут быть  нормальные и вредные. При нормальных  условиях работа не наносит  явного вреда здоровью человека. Вредные условия труда (работа  в шахтах, у доменных или мартеновских  печей, в некоторых цехах химического  производства и т.д.) опасны для  здоровья человека и нередко  ставят под угрозу саму человеческую  жизнь. Кроме того, условия труда  разделяются социологами на экстремальные,  относительно нормальные и благоприятные.  Во многом они зависят от  организации и содержания труда.  Под организацией труда обычно  понимают форму, способы и порядок  соединения живого и овеществленного  труда (человек — оборудование, машины, инструмент).

 

4. С древнейших времен  человека интересовали не только  загадки и  явления окружающей  его  природы,  но  и  проблемы,  связанные  с  его   собственным  существованием среди других  людей. Античная мысль  дала  новый  толчок  исследованиям   социальной  сферы. Такие работы  Платона, как «Государство» или   «Законы»,  а  также  «Политика»  Аристотеля положили начало изучению  отдельных  общественных  институтов,  в частности государства, семьи,  права. Впервые античные философы  обратились  к проблеме места  человека в обществе. Авторы античных  произведений  поставили учение  о человеке и обществе на  теоретическую основу. Эпоху Возрождения  можно считать новым  этапом  в  развитии  социальной мысли.  В этот период появляются направленные  на  изучение  различных  сторон  общества новые изыскания, которые  можно отнести к области социологии.  Эразм Роттердамский, Томас Мор,  Никколо  Макиавелли,  Мишель  Монтень  –  великие средневековые  ученые, которые  подняли  проблемы  человеческих  отношений  в  обществе. В результате стала   складываться  модель  общества,  напоминавшего общину,  где   порядок  и  моральные   устои  регулировались  волей   Бога   и традициями. Человек  в такой системе мироздания  играл незначительную роль. Позднее  деятели эпохи Просвещения в  корне изменили взгляд на  общество  и на место в нем человека.  Клод  Адриан  Гельвецкий,  Дени  Дидро,  Жан-Жак Руссо, Вольтер  начинают анализировать структуру  общества, определять  истоки развития  неравенства,  появление  неоднородности  общества,  выявлять  роль религии  в социальных процессах. Понимание   необходимости  изучения  социальных  общностей   людей   и процессов  их развития и  функционирования  появилось  сравнительно  недавно.  Толчком к исследованию социальных  вопросов послужило развитие  производства,  когда  люди  столкнулись  с  ограниченностью   ресурсов,  в  результате  чего  единственным  способом  увеличения  производительности  стало   рациональное  использование рабочей силы.

 

5. Труд - это процесс взаимодействия  человека и природы, в котором  человек своей деятельностью  опосредствует, регулирует, контролирует  обмен веществ между собой  и природой. Наиболее активная  функция в процессе производства  принадлежит человека как носителю  живого труда, и только деятельность  человека превращает предметы  природы в предметы и средства  труда, создает технологию и  организацию. Труд характеризуется  осознанностью человеком, направленностью  своих действий на результат  (к тому же общественно полезный  результат) и энергозатраты (расходами  физической и умственной энергии  на осуществление трудовой деятельности). Трудом человек создает, воспроизводит,  увеличивает объем нужных ей  материальных и невещественных  благ. Труд является материальным  процессом взаимодействия человека  с природой и общественным  процессом взаимодействия людей  в производственной деятельности. Труд есть также и процессом  потребления человеческого капитала  как совокупность физических  и умственных способностей человека, который выступает личностным  фактором производства. Именно этот  фактор производства приводит  в движение средства производства, создает и совершенствует технику  и технологию, организует производство  и определяет его цель. Вне  живого труда, без сочетания  с ней материальные факторы  производства являются лишь определенным  набором вещей. Роль и важность  труда у развития человека  и общества проявляется в том,  что в процессе труда создаются  не только материальные и духовные  ценности, назначенные удовлетворять  потребности людей, но и развиваются  сами работники, приобретая новые  навыки, раскрывая собственные способности,  дополняя и обогащая знание. Творческий  труд способствует продуцированию  новых идей, совершенствованию средств  труда, появлению прогрессивных  технологий, новой продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь,  создают новые потребности. То  есть в результате трудовой  деятельности удовлетворяются потребности  людей и происходит прогресс  производства, возникают новые потребности  и последующее их удовольствие, которое в дальнейшем влияет  на воссоздание населения, способствует  повышению материального и культурного  уровня его жизни. Следовательно,  сущность труда заключается в  том, что труд - это процесс  осознанной трудовой деятельности  человека, который осуществляется  ради получения полезного результата  и есть, с одной стороны, процессом  взаимодействия человека со средствами, предметами труда в пределах  определенной технологии и организации,  а, с другой стороны, - процессом  общественного взаимодействия между  людьми.

 

6. Трудовой потенциал общества . Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества.    Структура трудового потенциала общества включает в себя: трудовой потенциал личности; трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы; трудовой потенциал отрасли, региона и т.д. Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется: состоянием здоровья трудоспособного населения, показателями его психо-физиологического развития;  профессионально-квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний и практического опыта и навыков; социально-личностными характеристиками. Количественная сторона трудового потенциала выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени (потенциальным фондом рабочего времени). Трудовой потенциал организации (ТПО) составляет некоторое множество (совокупность) трудоспособных работников, которые могут трудиться в организации при наличии необходимых организационно-технических условий. Формирование и использование трудового потенциала организации (ТПО), являясь частью воспроизводства рабочей силы (А), осуществляется в отраслевой (В) и территориальной (С) системах хозяйства. Заключая трудовой договор с индивидуальным носителем рабочей силы, администрация предприятия оценивает способности работника с точки зрения его возможностей выполнить те задачи, которые стоят перед конкретным предприятием. Организация должна не просто набирать рабочую силу из тех, кто вообще может и хочет трудиться, ей необходимо формировать свой трудовой потенциал: Внутренняя структура коллектива неповторима; как нет в природе двух совершенно одинаковых людей, так нет абсолютно идентичных коллективов. Трудовой потенциал человека является частью его потен-циала как личности, т. е. по отношению к индивидууму трудо-вой потенциал -- это часть потенциала человека, который фор-мируется на основе природных данных (способностей), образо-вания, воспитания и жизненного опыта.

 

7. Социально-трудовые отношения  (СТО) — это объективно существующие  взаимозависимость и взаимодействие  субъектов этих отношений в  процессе труда, нацеленные на  регулирование качества трудовой  жизни. Регулирование социально-трудовых  отношений осуществляется с использованием  договорного метода воздействия.  Локальные нормы трудового права,  опосредуя взаимодействие работников  и работодателей в сфере найма  труда, являются одним из видов  социально- трудового партнерства  в организации.Усиление локального (местного) регулирования общественных  отношений, входящих в предмет  трудового права,  требует изучения, анализа, рассматриваемого явления.  В современной юридической литературе  проблемы связанные с нормотворчеством  в организации, все еще не  получают должного освящения.  Характерно, что в советский период  локальные нормы трудового права  изучались довольно активно, но  с изменением экономической политики, изменением идеологии  трудового  права, ранее проведенные исследования  и выводы нуждаются в соответствующей  корректировке.

 

8. Процесс труда — это совокупность действий работника на рабочем месте, направленных на выполнение определенного задания. Для того чтобы задание выполнялось с наименьшими трудовыми затратами и наибольшей эффективностью, процесс труда должен быть организован на научной основе. Структура Труда- внутреннее строение, расположение и взаимозависимость основных компонентов трудового процесса,  к каковым относятся: 1) предметы труда;  2) средства труда;  3) продукт труда. Все многообразие видов труда можно классифицировать по следующим критериям: • по содержанию труда • по характеру труда • по результатам труда • по степени механизации процесса труда • по методам привлечения людей к труду. В зависимости от содержания труда различают: 1) простой и сложный труд. Простой труд – это труд, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки, то есть неквалифицированный труд. Сложный труд – это квалифицированный труд. В одном часе сложного труда заключено несколько часов простого труда, поэтому квалифицированные работники создают в единицу времени большую стоимость, чем неквалифицированные. 2) репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный – это труд заранее известный, не содержащий творческих начал. Творческий – это труд, в процессе которого создается нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, неповторимое. 3) функциональный и профессиональный труд. Функциональный – это труд, определяемый составом и характером выполняемых функций, например, инженерный труд, управленческий, научный. Профессиональный – это труд, различающийся по роду профессии и специальности, например, инженер – конструктор, инженер – экономист. 4) умственный и физический труд. Физический труд – это затрата физической энергии. Умственный труд – это возникновение в человеческом сознании идеи создания той или иной потребительской стоимости.

 

9. Мне кажется, что как  каждый человек выбирает, как  ему жить на этой земле, так  и здесь - кто-то труд (работу) воспринимает  как часть системы ценностей,  а кто-то - нет. Думаю, что не  все работают с той мыслью, что потом на эти деньги "оторвутся"  на отдыхе... И потом, в современном  обществе есть проблема, которая  заключается в том, что большая  часть людей хочет много зарабатывать, при этом особо не утруждая  себя работой...Господь заповедал  людям трудиться,  не только  уже после грехопадения, но еще  до него: "И взял Господь  Бог человека, и поселил его  в саду Едемском, чтобы возделывать  его и хранить его" (Быт.2:15)!....И  действительно, посмотрите, если  человек не работает, а сидит  на "чьей-нибудь шее" - это ведь  паразитарный образ жизни, растревающий  и душу и тело!

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"