Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:34, шпаргалка
Предмет социологии труда
Предмет экономики труда
Связь социологии труда с науками о труде
Сущность и роль труда в обществе
Виды труда и их характеристика
Разрешить социально-трудовой конфликт — значит: устранить конфликтную ситуацию либо исчерпать инцидент. Однако, как показывает практика, в жизни встречается много случаев, когда, по объективным причинам, невозможно устранить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избегания конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.
Разрешение социально-трудового конфликта — это процесс или целенаправленная деятельность, снимающая его причины и последствия. Разрешение социально-трудового конфликта может быть организованным или произвольным, стихийным.
Разрешимость социально-трудового конфликта зависит от степени его сложности. Факторами, обуславливающими сложность социально-трудового конфликта, являются:
1) масштаб конфликта. Он определяется как общим количеством участвующих в конфликте лиц и групп, так и количеством сторон и позиций в конфликте. Так, в процессе конфликта могут проявиться три, четыре и т.д. конфликтующие стороны, позиции, что усложняет разрешение конфликта. В междисциплинарном конфликте сильнее проявляются личностные факторы, что усложняет его разрешение. В межгрупповом конфликте участники могут осознавать его масштабность, связанные с ним последствия, риск, ответственность, поэтому особенно стремятся к его разрешению. В межиндивидуальном конфликте преимуществом является то, что здесь проще процесс обсуждения; оно может происходить оперативно, в рабочем порядке, но здесь меньше вероятность компромисса;
2) длительность конфликтной ситуации. Разрешимость конфликта в его начальной стадии может быть более проста, чем в поздней стадии. Это объясняется следующими аргументами: конфликт еще не персонифицирован; еще не велики разрушительные последствия конфликта; не сформировалась сложная структура участников конфликта. Поэтому социально-трудовой конфликт необходимо разрешить как можно быстрее. Однако и заключительные стадии конфликта имеют ряд преимуществ, ускоряющих разрешение конфликта, им являются: с течением времени всем субъектам конфликта становится понятной причина конфликта, и четче вырисовываются пути его разрешения; с течением времени субъекты конфликта устают конфликтовать, что способствует скорейшему разрешению конфликта; с течением времени мотив игры в конфликте сменяется мотивом риска, что является тормозом при затягивании конфликта, особенно для более консервативных субъектов конфликта;
3) новизна или стандартность конфликта имеют разнонаправленное влияние на его разрешение. Так, если подобный социально-трудовой конфликт уже имел место ранее, то его повторение будет происходить в менее острой форме. При этом участники конфликта знают на собственном опыте, какие меры необходимо предпринять, чтобы разрешить конфликт, то есть разрешить существующее противоречие на предприятии. В том случае, если аналогов конфликту не было, то все участники находятся в ситуации неопределенности и действуют методом проб и ошибок, либо используют опыт разрешения аналогичных конфликтов, имевших место на других предприятиях;
4) объективные или субъективные причины конфликта. Если конфликт вызван объективными причинами, то для его разрешения требуются организационно-трудовые изменения, требующие больших материальных и временных затрат, а если субъективными причинами, то его разрешение будет более сложным;
5) субъективные характеристики конфликтующих сторон. Если участники конфликта, культурны, образованы, то они способны быстрее найти решение проблемы. Однако высокий уровень культуры участников может и обострять конфликтную ситуацию в силу их более принципиального отношения к делу.
Существует ряд методов разрешения социально-трудовых конфликтов, которые по признаку поведения конфликтующих сторон можно разделить на следующие группы: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действия.
Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.
Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы стимулирования работников. К таким методам относятся: разъяснение работникам требований к работе, использование координационных механизмов, разработка и уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения членов трудового коллектива.
Межличностные методы предполагают выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб своих интересов.
Переговоры выполняют определенные функции, и представляют собой набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений.
Ответные агрессивные действия — методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций, так как их применение приводит к разрешению конфликта с позиции силы.
О.В. Ромашов выделяет несколько типов разрешения социально-трудового конфликта:
1) автономный, когда конфликтующие в процессе социально-трудовых отношений стороны способны снять проблемы самостоятельно, собственными силами, в границах собственных задач и функций;
2) общеорганизационный, когда социально-трудовой конфликт может быть разрешен только в результате организационных изменений;
3) самостоятельный, когда конфликтующие стороны сами решают проблему, опираясь на собственные возможности, желания и способности;
4) публичный, когда в разрешении конфликта участвуют окружающие, они сочувствуют, советуют, одобряют или осуждают;
5) административный, когда урегулирование происходит только в результате вмешательства и соответствующих решений администрации.
Различают следующие формы разрешения социально-трудового конфликта:
1) реорганизация, то есть
изменение организационно-
2) информирование, то есть
социально-психологическая
3) трансформация, то есть
перевод конфликта из
4) отвлечение представляет
собой перенос внимания
5) дистанционирование, то
есть исключение конфликтующих
сторон их общих
6) игнорирование, то есть
умышленное невнимание к
7) подавление конфликта
происходит в том случае, если
причины конфликта не
8) комформное предпочтение, то есть решение в пользу большинства, либо удовлетворение интересов более сильной в социальном отношении стороны.
Социальная политика государства призвана обеспечивать поддержание определенного уровня благосостояния граждан, обеспечение их материальных и интеллектуальных потребностей, формировать уважение к достоинству человека и обеспечивать социальный мир в обществе.
Организация как социальная
система, как устойчивая форма объединения
людей, имеющих общие интересы и цели,
характеризуется разносторонностью функционирования.
Ее развитие осуществляется в трех направлениях:
техническом, экономическом и социальном.
Техническое направление в основном связано
с совершенствованием средств и технологий
производства, наличием нужного, безопасного
оборудования и материалов, степенью механизации
и автоматизации трудовых процессов. Экономическое
направление выражает формы собственности
на средства производства и результаты
труда, уровень специализации и кооперирования
производства, систему организации и оплаты
труда, структуру и методы управления
трудовым коллективом и производства
в целом. Социальное развитие объемлет
персонал организации с его традициями,
предпочтениями, интеллектуальным потенциалом
и профессионально-
Социальную среду организации определяет ее социальная политика. Социальную среду организации, теснейшим образом связанную с технической и экономической сторонами ее функционирования, составляют те материальные, общественные и духовно-нравственные условия, в которых работники трудятся, живут вместе со своими семьями и в которых происходят распределение и потребление материальных благ, складываются реальные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.
Достижением социальной цели любой организации является удовлетворение социальных потребностей работника в условиях производства, что происходит в результате обеспечения нормальных условий труда и мотивации труда. Вектор социального развития организации должен быть обращен на то, чтобы разнообразить и обогатить содержание трудовой деятельности, более полно использовать интеллектуальный и творческий потенциал работников, повысить их дисциплину и ответственность, создать надлежащие условия для эффективной работы, хорошего отдыха, устройства семейных дел.
Социально-трудовая сфера отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений. На практике трудовые отношения — это отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной оставляющей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий и конфликтов. Социально-трудовая сфера в полной мере отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение.
Основными блоками социальной политики в области социально-трудовой сферы, и в частности, в области воспроизводства рабочей силы, являются:
1) социальная сфера, то есть отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), а также комплекс социальных услуг, предоставляемых организацией своим работникам;
2) рынок труда, службы занятости, повышения квалификации и переподготовки кадров (в том числе и в организации);
3) сфера мотиваций роста производительности труда работников (организация оплаты труда, обеспечение высокого качества трудовой жизни работников организации и др.).
Социальная защита населения — это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.
Система социальной защиты в широком смысле — это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:
1) трудоспособным гражданам — за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;
2) социально уязвимым слоям — за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, то есть систему направлений, по которым она осуществляется, а, с другой — институциональную, то есть систему институтов, ее обеспечивающих (государство, профсоюзы и другие общественные организации).
Социальная защита должна охватывать следующие направления:
1) обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;
2) создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;
3) обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;
4) обеспечение экологической безопасности членов общества;
5) защита граждан от преступных посягательств;
6) защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;
7) создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;
8) защита от политического преследования и административного произвола;
9) обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
10) создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;
11) обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.
Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 конституции Российской Федерации. Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты относятся Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; другие нормативные акты министерств и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и организаций.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике и социологии труда"