Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:34, шпаргалка
Предмет социологии труда
Предмет экономики труда
Связь социологии труда с науками о труде
Сущность и роль труда в обществе
Виды труда и их характеристика
10) в зависимости от
степени традиционности
11) в зависимости от
степени реализации трудового
потенциала трудовое поведение
может быть достаточным, или требующим
значительной мобилизации
Основными формами трудового поведения являются:
1) функциональное поведение — это конкретная форма реализации профессиональной деятельности, определяемая технологией рабочего места, технологией изготовления продукции;
2) экономическое поведение, это поведение, ориентированное на результат, и на его соотношение с количеством и качеством затрачиваемых человеческих ресурсов. На оптимизацию затрат и результатов труда. При отсутствии компенсации за труд, будет отсутствовать интерес к такой трудовой деятельности, и трудовой деятельности вообще;
3) организационное и административное поведение. Суть его состоит в формировании позитивной трудовой мотивации членов трудовой организации. Для этого используют моральные, материальные и социальные стимулы к труду;
4) стратификационное поведение — это поведение, связанное с профессиональной, трудовой карьерой, когда работник сознательно выбирает и реализует в относительно длительный промежуток времени путь своего профессионального и должностного продвижения;
5) адаптивно-приспособленческое поведение реализуется в процессе приспособления работника к новым профессиональным статусам, ролям, требованиям технологической среды. К нему можно отнести: конформистское поведение — приспособление индивида к установкам других лиц (особенно вышестоящих); и конвенциальное — как форму приспособления индивида к сложившейся или постоянно изменяющейся поведенческой структуре;
6) церемониальные и субординационные формы трудового поведения обеспечивают сохранность, воспроизводство и передачу значимых ценностей, профессиональных традиций, обычаев и образцов поведения, поддерживают устойчивость и интеграцию работников с организацией в целом;
7) характерологические формы трудового поведения, это эмоции и настроения, которые реализуются в трудовом поведении человека;
8) деструктивные формы поведения — это выход работника за пределы статусно-ролевых предписаний, норм и дисциплинарных рамок трудового процесса.
Социальный контроль — это деятельность, направленная на поддержание нормального поведения индивида, группы или общества различными средствами социального воздействия. При этом важно обеспечить соответствие трудового поведения общепринятым социальным нормам. Основными функциями социального контроля в трудовой сфере являются:
1) стабилизация и развитие производства;
2) экономическая рациональность и ответственность;
3) морально-правовое регулирование;
4) физическая защита человека;
5) моральная и психологическая защита работника и др.
Структура социального контроля характеризуется следующими процессами: наблюдение поведения, оценка поведения с точки зрения социальных ном и реакция на поведение в форме санкций. Эти процессы свидетельствуют о наличии социально-контрольных функций в трудовых организациях.
В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (поощрения, взыскания) и моральный (презрение, уважение).
В зависимости от контролируемого субъекта могут быть выделены различные виды социального контроля: внешний, взаимный и самоконтроль. Внешний контроль характеризуется тем, что его субъект не включен в непосредственно контролируемую систему отношений и деятельности, а находится вне этой системы. Чаще всего это административный контроль, который имеет свою мотивацию, отражающую особенности отношения администрации к вопросам дисциплины в сфере труда. Взаимный контроль возникает в ситуации, когда носителями социально-контрольных функций оказываются сами субъекты организационно-трудовых отношений, обладающие одинаковым статусом. Таким образом, дополняется или замещается административный контроль. Существуют различные формы взаимного контроля — коллегиальный, групповой, общественный.
Самоконтроль — это специфический способ поведения субъекта, при котором он самостоятельно осуществляет надзор за собственными действиями, ведет себя соответственно общественно принятым нормам. Основное преимущество самоконтроля — ограничение необходимости специальной контрольной деятельности со стороны администрации.
В зависимости от характера осуществления социального контроля, выделяют следующие его типы.
1. Сплошной и избирательный. Сплошной социальный контроль носит непрекращающийся характер, наблюдению и оценке подвергается весь процесс организационно-трудовых отношений, все индивиды, составляющие трудовую организацию. При избирательном контроле его функции относительно ограничены, они распространяются только на самые главные, заранее определенные, стороны трудового процесса.
2. Содержательный и формальный. Содержательный контроль отражает глубину, серьезность, действенность контроля. Формальному контролю подвергаются не содержательное качество организационно-трудовых отношений, а внешние признаки (пребывание на рабочем месте), тогда важно определить степень имитации трудовых действий.
3. Открытый и скрытый. Выбор открытой или скрытой формы социального контроля определяется состоянием осведомленности, информированности о социально-контрольных функциях объекта контроля. Скрытый контроль осуществляется при помощи технических средств, либо через посредников.
Важный аспект социального контроля — определенность требований и санкций, что предотвращает неизвестность и неожиданность в социальном контроле, и способствует его открытому характеру, повышает социальный комфорт в процессе труда. Применение санкций и поощрений, противодействуя нежелательным поведенческим актам, способствует формированию у работников сознания необходимости соблюдения определенных норм и предписаний.
Теория человеческих отношений дала толчок разработке проблем мотивации трудового поведения. А. Маслоу делил потребности личности на базисные и производные (или мета-потребности). Базисные потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:
1) физиологические (в пище, в дыхании, в одежде, в жилище, в отдыхе);
2) экзистенциальные (в безопасности своего существования, в гарантии занятости и т.д.);
3) социальные (в привязанности, принадлежности к коллективу и др.);
4) потребности в самоуважении и престиже (в служебном росте, статусе);
5) личностные или духовные (в самоактуализации, самовыражении).
Главное в теории Маслоу заключается в том, что потребности каждого нового уровня становятся актуальными лишь после того, как удовлетворены предыдущие.
Д. МакКелланд также выделял три вида потребностей. Потребности соучастия проявляются, по его мнению, в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Потребности властвования состоят в стремлении человека контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Потребности достижения проявляются в стремлении человека достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем он делал это ранее. Но МакКелланд не выстраивает выделенные им группы в иерархической последовательности.
В двухфакторной теории мотивации Ф. Герцберга в качестве независимых факторов трудовой деятельности выделены содержание труда и условия труда. Согласно Герцбергу только внутренние факторы (содержание труда) выступают мотиваторами трудового поведения, то есть, способны повышать удовлетворенность трудом. Внешние факторы, то есть заработок, межличностные отношения в группе, политика предприятия, называются гигиеническими (или условиями труда), и не могут повышать удовлетворенность трудом. Он считал, что не стоит тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности работников.
Широкую известность получили теории «X» и «У» стилей управления Д. Макгрегора. Теория «X» исходит из того, что:
1) средний человек ленив, и стремиться избегать работы;
2) работники не очень честолюбивы, боятся ответственности, не хотят проявлять инициативу и хотят, чтобы ими руководили;
3) для достижения целей работодателю нужно принуждать работников трудиться под угрозой применения санкций, не забывая при этом и о вознаграждении;
4) строгое руководство и контроль являются главными методами управления;
5) в поведении работников доминирует стремление к безопасности.
Выводы теории «Х» основываются на том, что в деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания, то есть преобладать авторитарный стиль управления.
Теория «У» включает следующие основные рассуждения:
1) нежелание работать — это неврожденное качество работника, а следствие плохих условий труда на предприятии;
2) при успешном прошлом опыте работники стремятся брать на себя ответственность;
3) лучшие средства осуществления целей — вознаграждение и личностное развитие;
при наличии соответствующих условий работники усваивают цели организации, формируют в себе такие качества, как самодисциплина и самоконтроль;
4) трудовой потенциал работников выше, чем принято считать, и используется частично, поэтому необходимо создавать условия для его реализации.
Вывод теории «У» заключается в необходимости предоставления работникам большей свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества, и создания для этого благоприятных условий. Оптимальным в этом случае будет демократический стиль управления.
Потребность — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности. В общем виде потребности можно определить как заботу человека об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования. Потребности человека являются его внутренним побудителем к активности в различных сферах деятельности.
Необходимо учитывать полноту человеческих потребностей, приоритеты и уровни удовлетворения потребностей, индивидуальные особенности человека, которые порождают многообразие потребностей, а также динамику развития потребностей, определяемую множеством внешних и внутренних факторов жизнедеятельности человека.
Виды потребностей, определяются их мотивационно-трудовым характером:
1) потребность в самовыражении, через творчество в труде, через реализацию индивидуальных способностей;
2) потребность в самоуважении (в отношении результатов своей трудовой деятельности);
3) потребность в самоутверждении, отражающая реализацию трудового потенциала работника на благо предприятия;
4) потребность в признании собственной значимости как работника, в признании весомости личного трудового вклада в общее дело;
5) потребность в реализации социальной роли, определяемая занимаемым социальным статусом и его ростом;
6) потребность в активности, в основном связана с жизненной позицией человека и заботы о собственном благополучии;
7) потребность в самовоспроизводстве как работника и как продолжателя рода, обусловлена необходимостью обеспечивать благосостояние свое и своей семьи, саморазвития в свободное от работы время;
8) потребность в стабильности, как в отношении стабильности работы, так и в отношении стабильности условий, необходимых для достижения поставленных целей;
9) потребность в самосохранении реализуется в заботе о своем здоровье, в нормальных условиях трудовой деятельности;
10) потребность в социальных взаимодействиях реализуется в коллективном труде.
Выделяют потребности общественные и личностные (индивидуальные).
Общественные потребности — это совокупность производственных и жизненных потребностей. Производственные потребности связаны с обеспечением процесса производства всеми необходимыми его элементами. Жизненные потребности в свою очередь, включают совместные жизненные потребности людей (образование, здравоохранение, культуру и др.) и личные потребности людей. Совершенствование производительных сил предполагает и развитие самого человека как работника и как личность, что, в свою очередь, порождает все новые личные потребности.
Потребности только тогда становятся внутренним побудителем к трудовой активности, когда осознаются самим работником. В этой ипостаси потребности приобретают форму интереса. Поэтому интерес — это конкретное выражение осознанных человеческих потребностей.
Любая потребность может быть конкретизирована во множестве интересов. Например, потребность удовлетворить чувство голода конкретизируется в различных видах продуктов питания, которые все могут удовлетворить эту потребность. Поэтому потребности говорят нам о том, что необходимо человеку, а интересы — как удовлетворить эту потребность, что для этого нужно сделать.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике и социологии труда"