Шпаргалка по "Экономике и социологии труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:34, шпаргалка

Краткое описание

Предмет социологии труда
Предмет экономики труда
Связь социологии труда с науками о труде
Сущность и роль труда в обществе
Виды труда и их характеристика

Файлы: 1 файл

Экономика и социология труда. передел.Иванова,Жулина.doc

— 848.00 Кб (Скачать)

ж) возможность (степень самостоятельности) принятия управленческих решений;

з) механизм защиты в трудовых отношениях, гарантии рабочего места, контроля заработной платы, ее индексации, условий труда и реализации его продукта, социальной защиты и социальных гарантий и т.д.

Все это, в конечном счете, определяет «качество» трудовой организации, то есть уровень ее сплоченности, единомыслия, организованности и эффективности.

Назначение трудовой организации состоит в эффективной трудовой деятельности, в удовлетворении потребностей работников, в снижении издержек производства, в повышении уровня организации производства; повышении объемов и качества выпускаемой продукции; максимальном учете запросов потребителя и снижении цен с целью завоевания рынков сбыта, то есть к обеспечению экономического роста страны и процветанию общества.

 

 

  1. Понятие и элементы трудовой среды

 

 

Каждой трудовой организации присуща своя специфическая трудовая среда. Трудовая деятельность человека всегда осуществляется в определенном пространстве и в определенное время, с использованием конкретных средств производства (средств труда и предметов труда). Кроме того, в процессе конкретной трудовой деятельности между работниками складываются и определенные социально-трудовые отношения, которые также динамичны, и изменяются в зависимости от смены условий протекания трудовой деятельности человека. Поэтому трудовая деятельность осуществляется в определенной среде, понимаемой как совокупность условий и воздействий, имеющихся в некотором окружении.

Под трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения людей, участвующих в трудовом процессе. Трудовая среда включает, как физические факторы (то есть санитарно-гигиенические условия труда в широком смысле), так и технико-технологические факторы (средства труда, предметы труда, технологический процесс).

Средства труда представляют собой орудия труда, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда и, видоизменяя их, придают им полезные свойства, способные удовлетворять определенные потребности. К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, все виды транспорта, линии электропередач, средства связи и сигнализации, средства защиты работников и т.д. Основная роль в средствах труда принадлежит именно орудиям производства, так как именно с их помощью человек преобразует предметы природы. Средства труда и предметы труда в своей совокупности составляют средства производства. Но, как известно, сами по себе средства производства функционировать не могут. Ведущую роль в соединении средств труда и предметов труда, то есть функционирования средств производства принадлежит человеку. Поэтому решающим фактором процесса производства является рабочая сила человека.

Средства труда, предметы труда и люди в трудовой организации находятся в постоянном взаимодействии. Элементы физической трудовой среды подвержены постоянным изменениям. Эти изменения происходят быстрее среди элементов физической трудовой среды, являющихся продуктом человеческого труда, и порождают целый ряд социальных последствий. Изменение материальных элементов физической трудовой среды, являющихся частью природы, происходит медленнее и до определенного момента с меньшими социальными последствиями. Положение человека в трудовой среде может быть различным, и зависит от того, преобладают ли в физической трудовой среде материальные факторы, являющиеся частью природы, или материальные факторы, являющиеся продуктом человеческого труда.

Отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности, образуют социальную трудовую среду. С социологической точки зрения, труд, в первую очередь, представляет собой отношения, возникающие между конкретными людьми — участниками процесса труда. В ходе трудовой деятельности люди вступают в общественные отношения, и в рамках этих общественных отношений формируются межличностные отношения, взаимное поведение индивидов. Характер межличностных отношений в трудовой среде, определяется социальным статусом и ролью индивида в трудовой организации, и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде, и достижение эффекта трудовой деятельности.

На поведение работников в трудовой среде оказывают влияние: формы организации и оплаты труда, психологический климат, производственно-бытовые условия, жизненное окружение работников, внепроизводственная деятельность людей и т.д.

 

 

  1. Социальная структура трудовой организации

 

 

Трудовой коллектив как социальный организм имеет и определенную социальную структуру. Существует несколько видов социальных структур: производственно-функциональная, целевая, профессионально-квалификационная, социально-демографическая, общественно-организационная, социально-психологическая и национальная социальные структуры.

Производственно-функциональная структура трудового коллектива включает в себя производственные подразделения предприятия: выпускающие продукцию, реализующие продукцию, управляющие, организовывающие, планирующие, обслуживающие и др. В связи с этим можно выделить три уровня социальной структуры: высший (это производственный коллектив предприятия в целом); средний (цеха, участки, службы); первичный (бригады, смены, группы).

В зависимости от выполняемых функций весь трудовой коллектив делится на две большие группы: промышленно-производственный персонал и непромышленный персонал. В состав промышленно-производственного персонала входят все работники основной деятельности: руководители, специалисты, технические исполнители, основные и вспомогательные рабочие, ученики, работники военизированной и сторожевой охраны, пожарной охраны, работники научно-исследовательских и конструкторско-технологических подразделений. В состав непромышленного персонала включают работников жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытового и медико-санитарного облуживания, подсобных сельскохозяйственных предприятий, спортивных сооружений, педагогический и обслуживающий персонал дошкольных учреждений и др.

Целевая структура трудового коллектива представляет собой совокупность всех уровней социальной структуры, связанных между собой общей целью и задачами как производственного, так и социально-психологического характера, выражающих одинаковые интересы, общие ценностные ориентации.

Профессионально-квалификационная структура трудового коллектива — это социальная форма профессионального разделения труда. Она предполагает деление работников предприятия на группы по уровню образования, профессиям, а внутри профессий по уровню квалификации, производственному стажу, специальности и специализации.

Социально-демографическая структура распределяет трудовой коллектив на группы по полу, возрасту, семейному положению, уровню доходов и др. В каждой группе необходимо изучать специфические потребности, интересы ее членов, характер воспроизводства рабочей силы, и др.

Общественно-организационная структура выражает систему отношений в трудовом коллективе, в котором всегда образуются формальные и неформальные объединения, между которыми складываются определенные отношения.  Несовпадение интересов этих групп может привести к социально-трудовым конфликтам.

Социально-психологическая структура трудового коллектива определяется системой взаимосвязи позиций и ролей отдельных работников и малых групп. В результате формируется определенный социально-психологический климат в трудовом коллективе, определенная трудовая мотивация, трудовая адаптация новых членов коллектива, разрешение социально-трудовых конфликтов, то есть эффективность деятельности коллектива.

Национальная структура трудового коллектива представляет собой национальный состав коллектива. Поэтому необходимо учитывать национальные традиции каждого работника, в особенности если в коллективе складываются довольно значительные национальные группы.

Все виды социальных структур трудового коллектива в совокупности определяют содержание внутриколлективных социально-трудовых отношений. Изучение этих отношений позволяет эффективно управлять трудом на предприятии и в организации.

 

 

  1. Социальная организация и ее структура

 

 

Социальная организация в широком смысле слова это любая организация в обществе; в узком смысле — это социальная подсистема. Социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними. В ней взаимодействую различные социальные группы, члены которых объединены интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности.

Социальная организация промышленного предприятия представляет собой систему социальных групп, выполняющих определенные производственные функции, которые способствуют достижению общей цели или целей. Это обычно работники (организационно оформленная общность людей), объединяющиеся для создания или производства конкретной продукции с помощью конкретных средств производства. Социальная организация обычно характеризуется следующими признаками:

1) наличием единой цели (производство продукции или оказание услуг);

2) существованием системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;

3) распределением функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом.

Социальная организация относится к наиболее сложному типу организационных систем, так как в ее природе заложена определенная двойственность: во-первых, она создается для решения определенных задач и, во-вторых, выступает социальной средой общения и предметной деятельности людей. На заранее созданную социальную организацию накладывается целая система разнообразных межличностных отношений, обусловленных индивидуальными особенностями, целями, ценностями, мотивами людей.

Перед трудовой социальной организацией чаще всего ставятся следующие задачи:

1) повышение экономической  эффективности производства и  качества выпускаемой продукции и труда;

2) социальное развитие  коллектива и/или работника как  личности.

Эти задачи определяют два типа структуры социальной организации: производственную и непроизводственную.

Производственный тип структуры социальной организации формируется в зависимости от производственных факторов деятельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как:

1) функциональную, определяющую содержание труда;

2) профессиональную, реализующуюся в  подготовке и переподготовке кадров;

3) социально-психологическую, то есть межличностные отношения в коллективе;

4) управленческую, состоящую в конкретной системе управления.

Качественными признаками функционирования производственного типа структуры социальной организации выступают потребности и интересы, требования работника к труду и в первую очередь к содержанию и условиям труда, к условиям своего профессионального и карьерного роста, к организации труда.

Непроизводственный тип структуры социальной организации имеет место тогда, когда члены трудовой организации (трудового коллектива) участвуют в различных видах  непроизводственной деятельности в свободное от работы время. К непроизводственной структуре социальной организации можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.

Общая структура социальной организации промышленного предприятия возникает и развивается как в рабочее время, так и во время досуга (развитие неформальных отношений). Эти социальные организации связаны между собой и дополняют друг друга. В социальную структуру трудовой организации (трудового коллектива) входят и социальные процессы и явления. Под социальным процессом в трудовой организации понимаются последовательные изменения социальной организации в целом или отдельных ее структурных элементов.

 

 

  1. Сплоченность трудового коллектива

 

 

Сам трудовой коллектив является важнейшим мотиватором трудовой деятельности, фактором поддержки индивидуальных усилий работников, стимулирующей и творческой средой, в которой раскрываются индивидуальные способности работников. Эффективность совместной трудовой деятельности во многом определяется уровнем сплоченности трудового коллектива.

Сплоченность характеризуется привлекательностью трудового коллектива для каждого его члена, желанием оставаться в его составе, а также развитостью сотрудничества и групповых коммуникаций на основе взаимной поддержки и обмена опытом. Она проявляется в сработанности, ответственности и обязательности членов коллектива друг перед другом, согласованности действий и взаимной помощи в ходе выполнения производственных заданий. По своей направленности внутриколлективная сплоченность может быть:

1) положительной — функциональной, ориентированной на достижение производственных целей, повышение производительности труда и качества продукции;

2) отрицательной — дисфункциональной, направленной на реализацию целей социально-психологических групп или отдельных личностей, противоречащих целям всего коллектива.

Внутриколлективная сплоченность является важнейшей интегративной характеристикой коллектива, свидетельствующей об уровне его социального развития. Значение внутриколлективной сплоченности резко возрастает под воздействием усложнения содержания труда, повышения уровня образования и запросов работников. Многие организации развивают групповую сплоченность с помощью распространения автономных самоуправляющихся групп, базирующихся на интенсивных коммуникациях (в Японии — кружки качества). Такие группы самостоятельно определяют, кто, когда и какие задачи выполняет,  сами задают ритм трудовой деятельности, сами контролируют и регулируют трудовой процесс и оценивают результаты труда.

Процесс сплочения трудового коллектива — это формирование и поддержание единства интересов, ценностей, поведения всех его членов в ходе трудовой деятельности. Для определения уровня сплоченности трудового коллектива применяются следующие показатели: групповые индексы социометрического статуса и эмоциональной экспансии, коэффициенты оценки межличностных отношений в коллективе, коэффициенты фактической и потенциальной текучести, число случаев абсентеизма (прогулы, опоздания на работу и другие нарушения трудовой дисциплины), количество конфликтов и трудовых споров.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике и социологии труда"