Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по экономическому анализу.
Рыночная экономика дает полную самостоятельность предприятий в определении производственной программы на основе изучения рынка, выборе партнеров, распоряжении своей продукцией и заказами.
Инвесторам анализ необходим в принятии управленческих решений. При предоставлении кредитов банку надо быть уверенным в надежности предприятия, а для этого необходим анализ балансов предприятий. Поставщики должны быть уверены в платежеспособности потребителей. Анализ проводят аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации.
10 Понятие и особенности метода экономического анализа
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.
Характерными особенностями
метода экономического анализа являются:
· определение системы показателей, всесторонне
характеризующих хозяйственную деятельность
организаций;
· установление соподчиненности показателей
с выделением совокупных результативных
факторов и факторов (основных и второстепенных),
на них влияющих;
· выявление формы взаимосвязи между факторами;
· выбор приемов и способов для изучения
взаимосвязи;
· количественное измерение влияния факторов
на совокупный показатель.
Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.
К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.
Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.
Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).
11 Классификация методов
и приемов экономического
Метод экономического анализа – это диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерные особенности метода:
1. Использование показателей,
всесторонне характеризующих
2. Изучение причин изменения этих показателей,
3. Выявление и измерение взаимосвязей между ними в целя повышения экономической
Классификация методов:
1. Горизонтальный анализ
(временной) – сравнение
2. Вертикальный анализ (структурный)
– определение структуры
3.Трендовый анализ –
сравнение каждой позиции
5. Сравнительный анализ
– внутрихозяйственный анализ
сводных показателей
Основные приемы моделирования факторных
систем:
1. Расчленение – состоит
в последовательном
2. Удлиннение – состоит в замене факторов в числителе либо в знаменателе дроби на сумму однородных показателей, что позволяет получить новую модель.
3. Расширение – состоит
в умножении числителя и
4. Сокращение – состоит
в делении числителя и
12 Система аналитических
показателей как метод
Аналитические показатели представляют
собой понятия, в которых находят
отражение объем и уровень
экономической эффективности
Аналитические показатели могут быть получены непосредственно из данных учета и отчетности или путем преобразования, сочетания или обработки учетной и отчетной информации.
Следует различать общую
систему показателей и частные
системы показателей. Общая система
аналитических показателей
Общая система аналитических показателей может быть систематизирована следующим образом.
Первый признак - по назначению или по цели применения.
Все аналитические показатели систематизируются следующим образом:
показатели затрат.
показатели ресурсов. (отражающие объем авансированных и примененных ресурсов в производстве )
показатели результата. В аналитических целях выделяют показатели производственного результата
показатели эффективности.
Второй признак - по способу выражения или по форме выражения. Все аналитические показатели подразделяются на абсолютные и относительные.
В зависимости от применяемых измерителей абсолютные показатели могут быть натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными. От порядка или способа исчисления абсолютные показатели подразделяются на интервальные, моментные и средне хронологические.
Интервальные показатели характеризуют величину процесса за определенный период времени, например, выручка от реализации продукции, прибыль от продаж, чистая прибыль и т.п.
Моментные показатели характеризуют величину хозяйственных ресурсов на определенную дату, например, все показатели бухгалтерского баланса - моментные показатели.
Средне хронологические показатели отражают средний размер ресурсов за определенный период времени, плана рабочих предприятия
В зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных показателей относительные показатели могут быть коэффициентами, удельными или структурными показателями.
Коэффициенты - частное от деления двух абсолютных показателей в одинаковом измерении, например, фондоотдача, материалоотдача, рентабельность капитала и т.п.
Удельные - частное от деления двух абсолютных показателей в разных единицах измерения, например, выработка одного работающего или работающего.
Структурные показатели - в
числителе часть, в знаменателе
общее, например, все структурные
финансово-оперативные
Третий признак - по содержанию. Все аналитические показатели подразделяются на количественные и качественные показатели. Количественные показатели характеризуют объем процесса или ресурса, качественные - отражают особенности хозяйственного процесса, его качество, уровень эффективности.
Четвертый признак - по характеру
использования в факторном
Пятый признак - по полноте охвата или учета исследуемого процесса, или объекта. Аналитические показатели могут быть либо обобщающими, то есть касаться всей совокупности деятельности предприятия, либо частными.
Последние отражают какую-то отдельную часть исследуемого объекта или явления
Шестой признак - по широте
использования, когда все показатели
делятся на общие, применяемые для
анализа любой сферы
Седьмой признак - по порядку планирования. Это могут быть либо директивные, либо расчетные показатели. Директивные показатели - показатели, директивно устанавливаемые государством или регулируемые государством: нормы, нормативы, ставки, тарифы, коэффициенты пересчета, цены на государственный заказ и т.п. Расчетные - показатели, рассчитываемые самим предприятием
13 Сравнение как метод экономического анализа
Исходя из принятых эталонов и баз различают три вида сравнений:
динамические сравнения. Это сравнение во времени; база - данные за предыдущий период;
пространственные или статистические, или территориальные, или межзаводские и т.п. - в качестве базы применяются показатели деятельности других предприятий
сравнение с планом, нормативом, нормой, проектом, с моделью.
Основные способы приведения показателей к сопоставимости:
устранение влияния изменения цен, для чего показатели выражаются в одинаковой оценке, то есть в сопоставимых ценах.
устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей.
приведение сравниваемых
показателей к единообразной
методике
их исчисления
Детализация и группировка
Детализация - разложение показателя по различным признакам:
по времени совершения
процесса, что позволяет наблюдать
за
равномерностью процесса и выявлять тенденции
в развитии процессов и результатов;
по месту совершения хозяйственных процессов, что позволяет определить место возникновения резерва;
по составным частям. Такая детализация необходима для наблюдения за структурой процесса;
по факторам, воздействующим на исследуемый результат, что позволяет выделить некоторые однородные группы факторов, влияющих на результат.
Группировка - обобщение результатов по каким-либо признакам.
14 Обеспечение сопоставимости экономической информации
Экономический анализ базируется на системе экономической информации. К организации информационного обеспечения экономического анализа предъявляется ряд требований:
аналитичность (способность информации независимо от источников поступления соответствовать потребностям экономического анализа);
объективность (достоверное отражение исследуемых явлений и процессов);
оперативность (своевременное поступление информации);
единство (отсутствие дублирования источников информации);
рациональность (минимальные затраты на сбор, хранение и использование данных);
сопоставимость по предмету, объекту исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и другим признакам.
Источники данных для экономического анализа:
плановые – все типы планов, разработанные для организации (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), нормативные материалы, сметы;
учетные – данные, которые содержит документация бухгалтерского, статистического и оперативного учета, финансовой отчетности.
внеучетные – документы, регулирующие хозяйственную деятельность предприятия (законы РФ, указы президента, постановления правительства, акты ревизий и проверок, распоряжения руководителей организаций); хозяйственно-правовые документы (договоры, соглашения, решения судебных органов); материалы передового опыта (периодические издания, СМИ); техническая и технологическая документация; материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих участках (хронометраж, анкетный опрос); устная информация и пр.
Информация делится:
основную, вспомогательную;
регулярную и эпизодическую (
первичную (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичную (отчетность, конъюнктурные обзоры);
внутреннюю (данные бухгалтерского учета, нормативные документы, разработанные для организации) и внешнюю (данные статистических сборников, конференций).
15 Факторное моделирование
как метод экономического
Содержание факторного моделирования заключается
в установлении в каждом отдельном случае
схемы взаимосвязи между исследуемым
показателем и факторами, от которых он
зависит.
Взаимосвязанное изучение факторов предполагает:
- выявления наличия взаимосвязей между
показателем и факторами.
- определение схемы связей результативного
показателя и обусловивших его факторов.
В ЭА рассматриваются чаще всего два вида
связей:
- детерминированные
- вероятностные
Детерминированная связь – это связь,
когда между исследуемым показателем
и факторами существует жесткая функциональная
зависимость. При такой зависимости можно
точно подсчитать, в каком направлении
и насколько измениться изучаемая величина
при изменении определенного фактора.
Вероятностная связь – это связь, при которой
между изучаемым показателем и факторами
нет жесткой зависимости, но предполагается,
что связь между ними существует.
При анализе детерминированных зависимостей
различают следующие схемы связей (модели)
между факторами и результатами:
- аддитивные или алгебраические. (пример:
взаимосвязь объема продаж и обусловивших
его факторов: выпуска продукции и изменения
остатков нереализованной продукции).
- мультипликативные или пропорциональные(пример:
взаимосвязь фонда оплаты труда работников
от средней численности работников и их
заработной платы).
- комбинированные или смешанные(присутствуют
и умножение (деление) и сложение (вычитание).