Шпаргалка по "Истоии экономики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 52 ответа на вопросы по дисциплине "История экономики"

Оглавление

1. Предмет, методы и задачи курса «История экономики»
2. Варианты периодизации экономической истории;
3. Первобытнообщинное хозяйство: этапы эволюции и их особенности;
4. Экономическая эволюция государств Древнего Востока. «Азиатский способ производства»;
5. Особенности хозяйственной эволюции античных государств;
6. Особенности развития сельского хозяйства, ремесленного производства
и торговли в период Средневековья;
7. Экономическое развитие Киевской Руси;
8. Экономическое развитие Руси в период феодальной раздробленности;
9. Образование всероссийского рынка;
10. Социально-экономические последствия Великих географических открытий;
11. Первоначальное накопление капитала: источники и особенности;
12. Мануфактурное производство и его особенности;
13. Возникновение мануфактурного производства в России и его особенности;
14. Технико-экономические предпосылки, сущность и последствия промышленного переворота;
15. Особенности промышленного переворота в Англии;
16. Особенности промышленного переворота во Франции;
17. Особенности промышленного переворота в Германии;
18. Особенности промышленного переворота в США;
19. Особенности промышленного переворота в Японии;
20. Монополистический период развития экономики в Англии;
21. Монополистический период развития экономики во Франции;
22. Монополистический период развития экономики в Германии;
23. Монополистический период развития экономики в Японии;
24. Монополистический период развития экономики в США;
25. Фермерское хозяйство и его особенности;
26. Сельские общины как сдерживающий фактор становления рыночной экономики в дореформенной России (1800-1861гг.);
27. Экономическое развитие России в период становления;
28. Экономическое развитие России в пореформенный период (1861-1890гг.);
29. Экономика России в начале XX в. (1900-1913 гг.);
30. Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
31. Первая мировая война: причины и социально-экономические последствия;
32. Экономика России в годы Первой мировой войны;
33. Экономика Советского России в период «военного коммунизма»;
34. Новая экономическая политика Советской России (НЭП): задачи, направления, последствия;
35. Экономическое развитие СССР в период индустриализации и коллективизации;
36. Экономическое развитие Германии после Первой мировой войны (1919-1929гг.). Планы Дауэса и Юнга;
37. Причины и социально-экономические последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.;
38. Экономическая программа «Нового курса» Ф. Рузвельта в США;
39. Экономическая программа «Нового порядка» в Германии;
40. Особенности государственного регулирования экономики в США, Франции, Великобритании;
41. Социально-экономические последствия Второй мировой войны;
42. План Дж.Маршала по восстановлению хозяйства европейских стран после Второй мировой войны;
43. «Экономическое чудо» в ФРГ: сущность и особенности;
44. «Экономическое чудо» в Японии: сущность и особенности;
45. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны;
46. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны;
47. Роль СССР в экономическом сотрудничестве стран –членов СЭВ;
48. «Застойный» период в экономике СССР: сущность и особенности;
49. Экономическое развитие, результаты хозяйственного реформирования СССР в годы «перестройки» (1985-1991гг.);
50. Экономическое развитие России в 90-е годы XXв.;
51. Особенности экономического развития США и Великобритании в связи с политикой «рейганомики» и «тэтчеризма»;
52. НТР как предпосылка ускорения социально-экономического развития.

Файлы: 1 файл

istoria1.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Перечень вопросов «Истории экономики»

для 1 курса

1. Предмет, методы и  задачи курса «История экономики»

2. Варианты периодизации экономической  истории;

3. Первобытнообщинное хозяйство:  этапы эволюции и их особенности;

4. Экономическая эволюция  государств Древнего Востока. «Азиатский способ производства»;

5. Особенности хозяйственной  эволюции античных государств;

6. Особенности развития сельского  хозяйства, ремесленного производства

и торговли в период Средневековья;

7. Экономическое развитие Киевской  Руси;

8. Экономическое развитие Руси  в период феодальной раздробленности;

9. Образование всероссийского рынка;

10. Социально-экономические последствия  Великих географических открытий;

11. Первоначальное накопление капитала: источники и особенности;

12. Мануфактурное производство и его особенности;

13. Возникновение мануфактурного  производства в России и его  особенности;

14. Технико-экономические предпосылки,  сущность и последствия промышленного  переворота;

15. Особенности промышленного переворота  в Англии;

16. Особенности промышленного переворота во Франции;

17. Особенности промышленного переворота  в Германии;

18. Особенности промышленного переворота  в США;

19. Особенности промышленного переворота  в Японии;

20. Монополистический  период развития экономики в  Англии;

21. Монополистический  период развития экономики во  Франции;

22. Монополистический  период развития экономики в  Германии;

23. Монополистический  период развития экономики в  Японии;

24. Монополистический  период развития экономики в  США;

25. Фермерское хозяйство и его особенности;

26. Сельские общины  как сдерживающий фактор становления  рыночной экономики в дореформенной  России (1800-1861гг.);

27. Экономическое развитие  России в период становления;

28. Экономическое развитие  России в пореформенный период (1861-1890гг.);

29. Экономика России  в начале XX в. (1900-1913 гг.);

30. Аграрная реформа  П.А. Столыпина: основные задачи  и последствия;

31. Первая мировая война:  причины и социально-экономические  последствия;

32. Экономика России  в годы Первой мировой войны;

33. Экономика Советского России в период «военного коммунизма»;

34. Новая экономическая  политика Советской России (НЭП): задачи, направления,     последствия;

35. Экономическое развитие  СССР в период индустриализации  и коллективизации;

36. Экономическое развитие Германии после Первой мировой войны (1919-1929гг.). Планы Дауэса и Юнга;

37. Причины и социально-экономические  последствия мирового экономического  кризиса     1929-1933 гг.;

38. Экономическая программа  «Нового курса» Ф. Рузвельта  в США;

39. Экономическая программа «Нового порядка» в Германии;

40. Особенности государственного  регулирования экономики в США,  Франции,     Великобритании;

41. Социально-экономические  последствия Второй мировой войны;

42. План Дж.Маршала  по восстановлению хозяйства  европейских стран после Второй   мировой войны;

43. «Экономическое чудо»  в ФРГ: сущность и особенности;

44. «Экономическое чудо»  в Японии: сущность и особенности;

45. Экономика СССР в  годы Великой Отечественной войны;

46. Восстановление народного  хозяйства СССР после Великой Отечественной войны;

47. Роль СССР в экономическом  сотрудничестве стран –членов  СЭВ;

48. «Застойный» период  в экономике СССР: сущность и  особенности;

49. Экономическое развитие, результаты хозяйственного реформирования  СССР в годы «перестройки»  (1985-1991гг.);

50. Экономическое развитие  России в 90-е годы XXв.;

51. Особенности экономического  развития США и Великобритании  в связи с политикой «рейганомики»  и «тэтчеризма»;

52. НТР как предпосылка  ускорения социально-экономического  развития.

1. Предмет, методы и задачи курса «История экономики»

Эк-кая история как наука зародилась в Западной Европе во второй половине XIX в., выделившись из политической экономии.

Предметом изучения учебного курса «Истории экономики» служит хоз-ная жизнь народов разных стран на различных этапах исторической эволюции - от первобытно - общинного строя до наших дней, а так же изучение направлений и результатов хоз-ой д-ти народов разных стран а процессе исторической эволюции.

Эк-кая история – многоуровневая наука. Структурными уровнями науки являются: 1) эволюция способов пр-ва; 2) история хоз-ных механизмов; 3) история народного хоз-ва; 4) стория отдельных эк-ких процессов (урбанизация, пром-ный переворот, интеграция); 5) история эк-ких институтов (налоги, цены, кредит и др.).

История мировой эк-ки является фундаментальной наукой, так как обеспечивает эк-кую теорию фактическим материалом о хоз-ном развитии человечества.

Задачей  дисциплины является формирование принципов эк-кого мышления, поскольку данная наука позволяет адекватно оценивать текущую эк-кую ситуацию и принимать правильные решения. Дисциплина дает возможность составлять обоснованные прогнозы эк-кого развития отдельных стран и регионов, позволяет использовать знания хоз-ной деятельности людей в прошлом для эффективной организации эк-кой жизни в настоящем.

Функции Эк-кой истории:

– аккумулирующая – сбор, изучение и обобщение хоз-ного опыта человечества;

– пропедевтическая (подготовительная) – осваиваются базовые эк-кие термины (производительные силы, производственные отношения);

– мировоззренческая – формирование научной картины мирового процесса хоз-ной эволюции человечества;

– формирование реализма эк-кого мышления – потому что история народного хоз-ва изучает и анализирует не только положительный опыт, но и ошибки эк-ской политики государств;

– методологическая (обогащение эк-кой теории примерами хоз-ной жизни, научное обоснование новых эк-ких теорий).

Методы: – описательные; – логические; – компаративистские (сравнение – во времени и пространстве); – исторические (последовательный анализ факторов и процессов эволюции объектов, исследуемых наукой); – статистические (получение, обработка, отбор и анализ историко-статистической информации) – математические (составление системы числовых характеристик изучаемых объектов, обработке данных показателей математическими  методами – корреляционный, регрессионный и факторный анализ); – психологические (поскольку народные массы оказывают непосредственное влияние на ход исторических и эк-ких процессов); - хронологический (изложение материала в хронологической последовательности);

Факторы эк-кого развития: – фактор НТП – самый основной; – прогресс в средствах коммуникации (общения) – язык, деньги, дороги,  телефонное и др. сообщение, книги, радио, телевиденье; – степень обеспеченности энергией и вида энергии (начиная от энергии огня); – природный фактор (более был важен в прошлом); – демографический фактор (должен существовать оптимальный уровень численности и плотности населения); – психология людей (личные мотивы деятельности, состояние нравственности).

2. Варианты периодизации экономической  истории;

Периодизация – это установление определенных хронологических последовательных этапов в эк-ом развитии общества. Среди важнейших теорий периодизации можно назвать:  1. восхождение от низшего к высшему; 2. теория исторического круговорота; 3. теория цивилизации.

Восхождение от низшего к высшему

  1. Концепция русского просветителя 18 века Десницкого: идея постоянного усложнения форм хоз-ной жизни. Стадии: – собирательство, – скотоводство, – земледелие, – коммерческое состояние общества.
  2. Русский ученый Мечников: идея по степени развития водных путей: – речной период (период древности); – средиземноморский (Средневековье); – океанический (Новое и Новейшее время).
  3. Германский ученый Бюхер: исходя из длины пути, который проходит продукт от производителя к потребителю: – замкнутое домашнее хоз-во; – городское хоз-во (производитель работает на заказ) – народное хоз-во (производитель работает на неизвестный рынок).
  4. Гильдебранд – явления обмена, купли и продажи: – натуральное хоз-во; – денежное хоз-во; – кредитное хоз-во.
  5. Американский ученый Ростоу – концепция «стадий эк-кого роста» пять фаз: – традиционное общество (применение ручного труда, развитие с/х как основы эк-ки, низкая производительность труда, отсталая техника и наука);  – переходное общество (развитие науки, рынка и свободной конкуренции, а также накопление капитала и рост капиталовложений в народное  хоз-во);  – стадия сдвига (развитие отдельных отраслей пром-ти и замена ручного труда на машинный); – стадия зрелости (быстрый и постоянный прогресс всех отраслей хоз-ва);  – стадия, обеспечивающая высокий уровень массового потребления.
  6. К. Маркс – формационная теория – все народы развиваются одинаково и рано или поздно проходят одни и те же стадии общественно-эк-кого развития: – первобытнообщинную (от возникновения человека до IV тыс. до нэ),  – рабовладельческую (IV тыс. до нэ - V в. нэ),  – феодальную (V-XVII вв.),  – капиталистическую (с середины XVII в. по настоящее время в ведущих  странах),  – коммунистическую. В основе перехода от одной формации к другой лежит эволюция производительных сил и производственных отношений.
  7. Бела, Турен – периодизация под воздействием НТР: – доиндустриальное общество – индустриальное – постиндустриальное.
  8. Тоффлер – аграрная – индустриальная – технотронная цивилизация.

Теории исторического  круговорота - Вико, Гердер, Мейер – концепция исторических кругов – развитие всех народов идет по циклам.

Теория цивилизации - Цивилизация характеризуется определенной эк-ой системой, этническими корнями, религией, философией, стилем творческого мышления, обобщенным образом мира, особым принципом жизни цивилизации.

1. Рус. ученый Данилевский – основной реальной единицей всемирной истории является локальный культурно-исторический тип — цивилизация, каждая из которых борется с внешней средой и другими цивилизациями. Цивилизации покоятся на четырех основах - культурной,  религиозной, политической и эк-ой.

2. Сорокин предложил разделить все цивилизации на три группы в зависимости от преобладающих в них методов познания мира: – цивилизации чувственного типа (чувственное исследование окружающей действительности); – цивилизации идеациональные (преобладает рациональное мышление); – цивилизации идеалистические (господствует интуитивный тип познания).

3. Английский ученый Тойнби – всемирная история есть просто сумма  глубоко специфических, не связанных друг с другом цивилизаций, каждая  из которых проходит одни и те же стадии в своем развитии - зарождается,  достигает расцвета, приходит в упадок и погибает.

3. Первобытнообщинное хозяйство:  этапы эволюции и их особенности;

Доиндустриальное общество представляет собой преимущественное развитие с/х сферы, которая дополняется  промыслами, рудниками, охотой, рыболовством, в которых занято до 95% работающего населения. Главными институтами являются церковь и армии. Главный конфликт вокруг владения землёй, острой остаётся также проблема личной свободы. Первобытнообщинное хозяйство – это первый самый длительный период хоз-ной истории человечества от миллионов лет назад до 4 тыс. лет  до нэ.

Для производственных отношений  было характерно: – сочетание коллективной, общинной и семейной собственности; – разделение труда по полу и возрасту; – неразвитость обмена; – уравнительное распределение результатов труда; – чрезвычайная зависимость от природных стихий; – низкий уровень развития техники.

Первобытное общество разделяется  на ряд этапов в зависимости от степени развития орудия труда, материалов из которых они изготовлены, качества жилья, организации ведения хоз-ва: 1) присваивающее хоз-во (до 10 тыс. лет до нэ), когда люди использовали дары природы; 2) неолитическая революция (до 7 тыс. лет до нэ) - переход от присваивающего к производящему хоз-ву; 3) производящее хоз-во (до 4 тыс. лет до нэ), когда произошло разделение общественного труда: земледелие отделилось от скотоводства, с/х от ремесла и появилась торговля.

Факторы причин перехода к  производящему хоз-ву:

  1. Истощение запасов дичи и полезных растений, что вызвало настоятельную потребность в восполнении потерь. 2. Количественный рост населения, когда пр-во пищи стало причиной и следствием демографического сдвига. 3. Достаточно высокий технический уровень орудий труда и пр-ва (более совершенная шлифовка и сверление, разработка подземных отложений кремня, появились шахты, лыжи, сани, посуда, серпы и мотыги, сети, капканы, ткачество). 4. Накопление зачатков знаний, в частности фармакологических и медицинских. 5. Наличие благоприятных природных условий, развитие земледелия и животноводства.

Прогресс в хоз-ной деятельности людей, отделение земледелия от скотоводства, развитие ремесла, возросшие объемы пр-ва создавали благоприятные предпосылки для обмена. С помощью обмена люди стремились получить прежде всего редкие вещи или труднодоступное сырье. В качестве обменного эквивалента использовали чаще всего скот. С появлением металла изготовленные из него престижные изделия иногда выполняли роль «первобытных денег». В определенный момент развития стали выделяться старейшины родов, племенные вожди. Источником их доходов были их собственные земли, обработанные трудом общинников, налоги, поборы, войны. В их руках накапливались материальные ценности и т.д.

Возникновение частной  собственности привело к разложению первобытного строя, распаду общины, которая прошла три стадии:

  1. родовая, или кровнородственная, основанная на совместном ведении хоз-ва, использовании и владении землей кровными родственниками;
  2. земледельческая, в которой собственность на территорию сочеталась с разделом пахотных участков большими семьями;

3) соседская, в которой преобладала индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли.

4. Экономическая эволюция государств  Древнего Востока. «Азиатский  способ производства»;

Достаточно высокий  для своего времени уровень эк-кого развития был достигнут странами Древнего Востока (государства Месопотамии, Египет, Китай, Индия и др.), на основе ирригационного земледелия. Здесь наметился значительный культурный и социальный прогресс, активную роль в организации хоз-ва играли гос-ные структуры.

Общими чертами хоз-ного развития древневосточных («азиатских») цивилизаций были:

  1. Сочетание элементов хоз-ва, свойственных первобытному строю и раннеклассовому обществу;
  2. Устойчивость общины, объясняемая необходимостью создания искусственных оросительных и осушительных каналов, что требовало усилий значительного количества людей;
  3. Устойчивость гос-ва, взявшего на себя функции распоряжения ирригационными и всеми общественными работами;
  4. Слабое развитие частной собственности на землю;
  5. Появление больших городских поселений и городов, социальная дифференциация и ремесленная специализация населения;
  6. Использование рабского труда, но рабство было патриархальным. Пр-во было направлено на создание не товаров, а средств существования рабовладельцев и рабов;
  7. Отраслевую структуру эк-ки составляли с/х и ремесло его обслуживающее.
  8. Увеличение роли обмена и торговли, сосредоточение функций управления ею в руках гос-ва.

Информация о работе Шпаргалка по "Истоии экономики"