Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:26, шпаргалка
Работа содержит 52 ответа на вопросы по дисциплине "История экономики"
1. Предмет, методы и задачи курса «История экономики»
2. Варианты периодизации экономической истории;
3. Первобытнообщинное хозяйство: этапы эволюции и их особенности;
4. Экономическая эволюция государств Древнего Востока. «Азиатский способ производства»;
5. Особенности хозяйственной эволюции античных государств;
6. Особенности развития сельского хозяйства, ремесленного производства
и торговли в период Средневековья;
7. Экономическое развитие Киевской Руси;
8. Экономическое развитие Руси в период феодальной раздробленности;
9. Образование всероссийского рынка;
10. Социально-экономические последствия Великих географических открытий;
11. Первоначальное накопление капитала: источники и особенности;
12. Мануфактурное производство и его особенности;
13. Возникновение мануфактурного производства в России и его особенности;
14. Технико-экономические предпосылки, сущность и последствия промышленного переворота;
15. Особенности промышленного переворота в Англии;
16. Особенности промышленного переворота во Франции;
17. Особенности промышленного переворота в Германии;
18. Особенности промышленного переворота в США;
19. Особенности промышленного переворота в Японии;
20. Монополистический период развития экономики в Англии;
21. Монополистический период развития экономики во Франции;
22. Монополистический период развития экономики в Германии;
23. Монополистический период развития экономики в Японии;
24. Монополистический период развития экономики в США;
25. Фермерское хозяйство и его особенности;
26. Сельские общины как сдерживающий фактор становления рыночной экономики в дореформенной России (1800-1861гг.);
27. Экономическое развитие России в период становления;
28. Экономическое развитие России в пореформенный период (1861-1890гг.);
29. Экономика России в начале XX в. (1900-1913 гг.);
30. Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
31. Первая мировая война: причины и социально-экономические последствия;
32. Экономика России в годы Первой мировой войны;
33. Экономика Советского России в период «военного коммунизма»;
34. Новая экономическая политика Советской России (НЭП): задачи, направления, последствия;
35. Экономическое развитие СССР в период индустриализации и коллективизации;
36. Экономическое развитие Германии после Первой мировой войны (1919-1929гг.). Планы Дауэса и Юнга;
37. Причины и социально-экономические последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.;
38. Экономическая программа «Нового курса» Ф. Рузвельта в США;
39. Экономическая программа «Нового порядка» в Германии;
40. Особенности государственного регулирования экономики в США, Франции, Великобритании;
41. Социально-экономические последствия Второй мировой войны;
42. План Дж.Маршала по восстановлению хозяйства европейских стран после Второй мировой войны;
43. «Экономическое чудо» в ФРГ: сущность и особенности;
44. «Экономическое чудо» в Японии: сущность и особенности;
45. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны;
46. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны;
47. Роль СССР в экономическом сотрудничестве стран –членов СЭВ;
48. «Застойный» период в экономике СССР: сущность и особенности;
49. Экономическое развитие, результаты хозяйственного реформирования СССР в годы «перестройки» (1985-1991гг.);
50. Экономическое развитие России в 90-е годы XXв.;
51. Особенности экономического развития США и Великобритании в связи с политикой «рейганомики» и «тэтчеризма»;
52. НТР как предпосылка ускорения социально-экономического развития.
Перечень вопросов «Истории экономики»
для 1 курса
1. Предмет, методы и
задачи курса «История
2. Варианты периодизации
3. Первобытнообщинное хозяйство:
этапы эволюции и их
4. Экономическая эволюция государств Древнего Востока. «Азиатский способ производства»;
5. Особенности хозяйственной эволюции античных государств;
6. Особенности развития
и торговли в период Средневековья;
7. Экономическое развитие
8. Экономическое развитие Руси
в период феодальной
9. Образование всероссийского
10. Социально-экономические
11. Первоначальное накопление
12. Мануфактурное производство и его особенности;
13. Возникновение мануфактурного производства в России и его особенности;
14. Технико-экономические
15. Особенности промышленного
16. Особенности промышленного переворота во Франции;
17. Особенности промышленного
18. Особенности промышленного
19. Особенности промышленного
20. Монополистический период развития экономики в Англии;
21. Монополистический период развития экономики во Франции;
22. Монополистический период развития экономики в Германии;
23. Монополистический период развития экономики в Японии;
24. Монополистический период развития экономики в США;
25. Фермерское хозяйство и его особенности;
26. Сельские общины
как сдерживающий фактор
27. Экономическое развитие России в период становления;
28. Экономическое развитие России в пореформенный период (1861-1890гг.);
29. Экономика России в начале XX в. (1900-1913 гг.);
30. Аграрная реформа
П.А. Столыпина: основные
31. Первая мировая война:
причины и социально-
32. Экономика России в годы Первой мировой войны;
33. Экономика Советского России в период «военного коммунизма»;
34. Новая экономическая политика Советской России (НЭП): задачи, направления, последствия;
35. Экономическое развитие
СССР в период
36. Экономическое развитие Германии после Первой мировой войны (1919-1929гг.). Планы Дауэса и Юнга;
37. Причины и социально-
38. Экономическая программа «Нового курса» Ф. Рузвельта в США;
39. Экономическая программа «Нового порядка» в Германии;
40. Особенности государственного
регулирования экономики в США,
41. Социально-экономические
последствия Второй мировой
42. План Дж.Маршала по восстановлению хозяйства европейских стран после Второй мировой войны;
43. «Экономическое чудо» в ФРГ: сущность и особенности;
44. «Экономическое чудо» в Японии: сущность и особенности;
45. Экономика СССР в
годы Великой Отечественной
46. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны;
47. Роль СССР в экономическом сотрудничестве стран –членов СЭВ;
48. «Застойный» период в экономике СССР: сущность и особенности;
49. Экономическое развитие,
результаты хозяйственного
50. Экономическое развитие России в 90-е годы XXв.;
51. Особенности экономического
развития США и Великобритании
в связи с политикой «
52. НТР как предпосылка
ускорения социально-
1. Предмет, методы и задачи курса «История экономики»
Эк-кая история как наука зародилась в Западной Европе во второй половине XIX в., выделившись из политической экономии.
Предметом изучения учебного курса «Истории экономики» служит хоз-ная жизнь народов разных стран на различных этапах исторической эволюции - от первобытно - общинного строя до наших дней, а так же изучение направлений и результатов хоз-ой д-ти народов разных стран а процессе исторической эволюции.
Эк-кая история – многоуровневая наука. Структурными уровнями науки являются: 1) эволюция способов пр-ва; 2) история хоз-ных механизмов; 3) история народного хоз-ва; 4) стория отдельных эк-ких процессов (урбанизация, пром-ный переворот, интеграция); 5) история эк-ких институтов (налоги, цены, кредит и др.).
История мировой эк-ки является фундаментальной наукой, так как обеспечивает эк-кую теорию фактическим материалом о хоз-ном развитии человечества.
Задачей дисциплины является формирование принципов эк-кого мышления, поскольку данная наука позволяет адекватно оценивать текущую эк-кую ситуацию и принимать правильные решения. Дисциплина дает возможность составлять обоснованные прогнозы эк-кого развития отдельных стран и регионов, позволяет использовать знания хоз-ной деятельности людей в прошлом для эффективной организации эк-кой жизни в настоящем.
Функции Эк-кой истории:
– аккумулирующая – сбор, изучение и обобщение хоз-ного опыта человечества;
– пропедевтическая (подготовительная) – осваиваются базовые эк-кие термины (производительные силы, производственные отношения);
– мировоззренческая – формирование научной картины мирового процесса хоз-ной эволюции человечества;
– формирование реализма эк-кого мышления – потому что история народного хоз-ва изучает и анализирует не только положительный опыт, но и ошибки эк-ской политики государств;
– методологическая (обогащение эк-кой теории примерами хоз-ной жизни, научное обоснование новых эк-ких теорий).
Методы: – описательные; – логические; – компаративистские (сравнение – во времени и пространстве); – исторические (последовательный анализ факторов и процессов эволюции объектов, исследуемых наукой); – статистические (получение, обработка, отбор и анализ историко-статистической информации) – математические (составление системы числовых характеристик изучаемых объектов, обработке данных показателей математическими методами – корреляционный, регрессионный и факторный анализ); – психологические (поскольку народные массы оказывают непосредственное влияние на ход исторических и эк-ких процессов); - хронологический (изложение материала в хронологической последовательности);
Факторы эк-кого развития: – фактор НТП – самый основной; – прогресс в средствах коммуникации (общения) – язык, деньги, дороги, телефонное и др. сообщение, книги, радио, телевиденье; – степень обеспеченности энергией и вида энергии (начиная от энергии огня); – природный фактор (более был важен в прошлом); – демографический фактор (должен существовать оптимальный уровень численности и плотности населения); – психология людей (личные мотивы деятельности, состояние нравственности).
2. Варианты периодизации
Периодизация – это установление определенных хронологических последовательных этапов в эк-ом развитии общества. Среди важнейших теорий периодизации можно назвать: 1. восхождение от низшего к высшему; 2. теория исторического круговорота; 3. теория цивилизации.
Восхождение от низшего к высшему
Теории исторического круговорота - Вико, Гердер, Мейер – концепция исторических кругов – развитие всех народов идет по циклам.
Теория цивилизации - Цивилизация характеризуется определенной эк-ой системой, этническими корнями, религией, философией, стилем творческого мышления, обобщенным образом мира, особым принципом жизни цивилизации.
1. Рус. ученый Данилевский – основной реальной единицей всемирной истории является локальный культурно-исторический тип — цивилизация, каждая из которых борется с внешней средой и другими цивилизациями. Цивилизации покоятся на четырех основах - культурной, религиозной, политической и эк-ой.
2. Сорокин предложил разделить все цивилизации на три группы в зависимости от преобладающих в них методов познания мира: – цивилизации чувственного типа (чувственное исследование окружающей действительности); – цивилизации идеациональные (преобладает рациональное мышление); – цивилизации идеалистические (господствует интуитивный тип познания).
3. Английский ученый Тойнби – всемирная история есть просто сумма глубоко специфических, не связанных друг с другом цивилизаций, каждая из которых проходит одни и те же стадии в своем развитии - зарождается, достигает расцвета, приходит в упадок и погибает.
3. Первобытнообщинное хозяйство:
этапы эволюции и их
Доиндустриальное общество представляет собой преимущественное развитие с/х сферы, которая дополняется промыслами, рудниками, охотой, рыболовством, в которых занято до 95% работающего населения. Главными институтами являются церковь и армии. Главный конфликт вокруг владения землёй, острой остаётся также проблема личной свободы. Первобытнообщинное хозяйство – это первый самый длительный период хоз-ной истории человечества от миллионов лет назад до 4 тыс. лет до нэ.
Для производственных отношений было характерно: – сочетание коллективной, общинной и семейной собственности; – разделение труда по полу и возрасту; – неразвитость обмена; – уравнительное распределение результатов труда; – чрезвычайная зависимость от природных стихий; – низкий уровень развития техники.
Первобытное общество разделяется на ряд этапов в зависимости от степени развития орудия труда, материалов из которых они изготовлены, качества жилья, организации ведения хоз-ва: 1) присваивающее хоз-во (до 10 тыс. лет до нэ), когда люди использовали дары природы; 2) неолитическая революция (до 7 тыс. лет до нэ) - переход от присваивающего к производящему хоз-ву; 3) производящее хоз-во (до 4 тыс. лет до нэ), когда произошло разделение общественного труда: земледелие отделилось от скотоводства, с/х от ремесла и появилась торговля.
Факторы причин перехода к производящему хоз-ву:
Прогресс в хоз-ной деятельности людей, отделение земледелия от скотоводства, развитие ремесла, возросшие объемы пр-ва создавали благоприятные предпосылки для обмена. С помощью обмена люди стремились получить прежде всего редкие вещи или труднодоступное сырье. В качестве обменного эквивалента использовали чаще всего скот. С появлением металла изготовленные из него престижные изделия иногда выполняли роль «первобытных денег». В определенный момент развития стали выделяться старейшины родов, племенные вожди. Источником их доходов были их собственные земли, обработанные трудом общинников, налоги, поборы, войны. В их руках накапливались материальные ценности и т.д.
Возникновение частной
собственности привело к
3) соседская, в которой преобладала индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли.
4. Экономическая эволюция
Достаточно высокий для своего времени уровень эк-кого развития был достигнут странами Древнего Востока (государства Месопотамии, Египет, Китай, Индия и др.), на основе ирригационного земледелия. Здесь наметился значительный культурный и социальный прогресс, активную роль в организации хоз-ва играли гос-ные структуры.
Общими чертами хоз-ного развития древневосточных («азиатских») цивилизаций были: