Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:26, шпаргалка
Работа содержит 52 ответа на вопросы по дисциплине "История экономики"
1. Предмет, методы и задачи курса «История экономики»
2. Варианты периодизации экономической истории;
3. Первобытнообщинное хозяйство: этапы эволюции и их особенности;
4. Экономическая эволюция государств Древнего Востока. «Азиатский способ производства»;
5. Особенности хозяйственной эволюции античных государств;
6. Особенности развития сельского хозяйства, ремесленного производства
и торговли в период Средневековья;
7. Экономическое развитие Киевской Руси;
8. Экономическое развитие Руси в период феодальной раздробленности;
9. Образование всероссийского рынка;
10. Социально-экономические последствия Великих географических открытий;
11. Первоначальное накопление капитала: источники и особенности;
12. Мануфактурное производство и его особенности;
13. Возникновение мануфактурного производства в России и его особенности;
14. Технико-экономические предпосылки, сущность и последствия промышленного переворота;
15. Особенности промышленного переворота в Англии;
16. Особенности промышленного переворота во Франции;
17. Особенности промышленного переворота в Германии;
18. Особенности промышленного переворота в США;
19. Особенности промышленного переворота в Японии;
20. Монополистический период развития экономики в Англии;
21. Монополистический период развития экономики во Франции;
22. Монополистический период развития экономики в Германии;
23. Монополистический период развития экономики в Японии;
24. Монополистический период развития экономики в США;
25. Фермерское хозяйство и его особенности;
26. Сельские общины как сдерживающий фактор становления рыночной экономики в дореформенной России (1800-1861гг.);
27. Экономическое развитие России в период становления;
28. Экономическое развитие России в пореформенный период (1861-1890гг.);
29. Экономика России в начале XX в. (1900-1913 гг.);
30. Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
31. Первая мировая война: причины и социально-экономические последствия;
32. Экономика России в годы Первой мировой войны;
33. Экономика Советского России в период «военного коммунизма»;
34. Новая экономическая политика Советской России (НЭП): задачи, направления, последствия;
35. Экономическое развитие СССР в период индустриализации и коллективизации;
36. Экономическое развитие Германии после Первой мировой войны (1919-1929гг.). Планы Дауэса и Юнга;
37. Причины и социально-экономические последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.;
38. Экономическая программа «Нового курса» Ф. Рузвельта в США;
39. Экономическая программа «Нового порядка» в Германии;
40. Особенности государственного регулирования экономики в США, Франции, Великобритании;
41. Социально-экономические последствия Второй мировой войны;
42. План Дж.Маршала по восстановлению хозяйства европейских стран после Второй мировой войны;
43. «Экономическое чудо» в ФРГ: сущность и особенности;
44. «Экономическое чудо» в Японии: сущность и особенности;
45. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны;
46. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны;
47. Роль СССР в экономическом сотрудничестве стран –членов СЭВ;
48. «Застойный» период в экономике СССР: сущность и особенности;
49. Экономическое развитие, результаты хозяйственного реформирования СССР в годы «перестройки» (1985-1991гг.);
50. Экономическое развитие России в 90-е годы XXв.;
51. Особенности экономического развития США и Великобритании в связи с политикой «рейганомики» и «тэтчеризма»;
52. НТР как предпосылка ускорения социально-экономического развития.
42. План Дж.Маршала по восстановлению хозяйства европейских стран после Второй мировой войны;
За годы войны лишь у США пром. пр-во удвоилось, а чистая прибыль корпораций даже утроилась. Ряд стратегических отраслей дал высочайшие рез-ты. Этому способствовало географическое удаление США от основных военных действий. Главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производительных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции. По плану все поставки были разделены на 3 вида: первый объединял предметы первой необходимости – продукты питания, топливо, одежду; второй вид поставок составляло пром. оборудование; третий – сырье, с/х машины, пром. товары, запасные части. Свидетельством успешного выполнения программы экон. возрождения западноевропейских стран служат: рост выпуска продукции и рост экспорта.
Участники: Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, позже ФРГ.
Цели плана:
Основные направления плана:
Инструменты:
Результаты:
В 1951 план «Маршалла» был
заменен законом о взаимном обеспечении
безопасности и способствовал формированию
военно-политического блока
43. «Экономическое чудо» в ФРГ: сущность и особенности;
В первые послевоенные годы особенно удручающей выглядела экономика Германии. Автором, архитектором возрождения ФРГ после войны был министр экономики, а затем канцлер страны Людвиг Эрхард, который предложил про- грамму создания социального рыночного хозяйства. В начале 50-х он написал книгу «Благосостояние для всех», в которой он называет потребителя королём всего, а также указывает направления и этапы восстановления страны. В конце 40-х он проводит серию экономических реформ:
– денежную, ценовую (наряду с крупными предприятиями формируются мелкие, средние),
– налоговая реформа (основной налоговый гнета крупные корпорации, а средние, мелкие на первые 3-5 лет от налогов освобождались).
И уже в течение первого года стали сказываться результаты:
– полки в магазинах наполнены отечественными товарами,
– на 1/3 повысилась производит труда,
– исчез чёрный рынок,
– введён каталог обязательных цен на жизненно-важную продукцию,
– был установлен контроль за ценами, которые не должны были превосходить роста зарплаты.
В итоге к концу 50-х – началу 60-х федеративная республика Германия решила свои экономические проблемы, вышла на 2-ое место в мире в эконо- мическом отношении и стала инициатором создания «общего рынка».
44. «Экономическое чудо» в Японии: сущность и особенности;
После Второй мировой войны экономика страны была чрезвычайно расслаблена. В состоянии хаоса находилась экономика Японии, проигравшей Вторую мировую войну. К тому же страна не обладала необходимым сырьём, полезными ископаемыми. Американец Додж Шоуп предлагал план возрождения Японии «обратный путь», который включал демилитаризацию экономики, демонополизацию (разукрупнение гигантских промышленных и торговых компаний), демократизацию. Проведена бюджетная и денежная реформа, аграрная реформа (отмена крепостного права), были включены исторические традиции страны (культ образования), пожизненный найм на работу, уважение к старшим, по азиатски дешёвые – по европейски квалифицированные рабочие руки, превращение Японии в мастерскую Азии, ориентированную на трудоёмкие и наукоёмкие отрасли, постоянное обновление основных фондов, изучение и внедрение достижений научно-технического прогресса. В итоге к концу 60 – началу 70-х Япония вышла на 2-ое место в мире в экономическом отношении после США, а по ряду достижений научно-технического прогресса даже превзошла США.
Сложившаяся модель, возможная только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится.
Другой чертой японской модели развития служит активная роль государства, направленная на создание такой хозяйственной среды, в которой перспективные отрасли развиваются наиболее динамично.
45. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны;
Великая Отечественная война (1941-1945)
Начало войны. Превосходство Гитлера: армия в 2 раза, танки в 3 раза, самолёты в 3 раза, артиллерия 25%.
Конец войны: Превосходство СССР – танки в 1,5 раза, артиллерия в 1,9 раза, самолёты 25%.
Основные факторы экономической победы СССР в Великой Отечественной войне:
– высокая мобильность управления народным хозяйством, обусловленная чрезмерной централизацией административно-командной системы;
– массовая эвакуация промышленных объектов;
– хорошо организованная конверсия гражданского сектора;
– быстрая организация слаженного военного хозяйства (к лету 1942);
– массовый трудовой героизм;
– плановая мобилизация населения на трудовой фронт;
– бесплатный труд работников ГУЛАГа;
– нормированное снабжение продовольствием;
– перенапряжение сельского хозяйства;
– максимальное использование научно-технического потенциала для нужд обороны;
– помощь антигитлеровской коалиции.
Ущерб, нанесенный войной народному хозяйству, был колоссальным.
Итоги Великой Отечественной войны для СССР:
– спасение мира от фашизма;
– сохранение национальной независимости;
– сохранение территориальной целостности;
– срыв планов фашизма по геноциду славян;
– приобретение статуса великой державы.
Первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. Промышленное производство сократилось более чем в 2 раза. Резко сократилось производство самолетов, танков, боеприпасов, поскольку в это время основные мощности перебрасывались на восток страны. Из прифронтовой зоны было вывезено в Поволжье, на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан 2593 предприятия. Предприятия, вывезенные на восток, сравнительно быстро начали выпускать продукцию для фронта. В условиях нехватки рабочих рук развивалось стахановское движение. Появилось такое явление, как совмещение специальностей, и на протяжении 1943-1944 значительно повысился квалификационный уровень рабочих. Большое влияние на улучшение организации производства и труда, повышение его эффективности оказало широкое внедрение поточной системы производства. За годы войны катастрофически упала производительность с/х. Сбор зерновых резко сократился. Поголовье крупного рогатого скота сократилось в 2 раза, свиней - в 3,6 раза. Одним из факторов, сдерживавших эмиссию в первый месяц войны, явилось постановление СНК СССР о блокировании вкладов населения в сберегательных кассах. Согласно этому постановлению выдача наличных денег с вкладов в сберегательных кассах ограничивалась с 23 июня 1941 суммой в 200 руб. в месяц. Установленный порядок выдачи наличных денег с вкладов действовал до 1 января 1944. Государственный банк в труднейших условиях военной экономики организовал своевременный вывоз ценностей из районов, временно занятых врагом, обеспечил сохранность этих средств, восстановил в эвакуированных банковских учреждениях бухгалтерский и статистический учет и отчетность. Перестройка промышленности на военный лад сопровождалась существенными изменениями в организации заработной платы, которые нашли выражение в широком внедрении сдельно-прогрессивной и повременно-премиальной оплаты труда, стимулирующей выполнение и перевыполнение норм выработки; в изменении действующих тарифных сеток в сторону большей дифференциации тарифных ставок, обеспечивающих более высокую оплату труда квалифицированных рабочих; в развитии премиальной системы оплаты труда инженерно-технических работников за выполнение и перевыполнение производственной программы; в дополнительном материальном поощрении лучших рабочих.
В результате войны СССР потерял около 30% национального богатства.
46. Восстановление народного
Восстановление разоренной экономики началось сразу же после освобождения территории. Послевоенный экономический рост был обусловлен следующими факторами, такими как:
– репарация, выплаченная фашистской Германией;
– перераспределение средств между социальной сферой и тяжелой промышленностью в пользу последней;
– бесплатный труд военнопленных и работников ГУЛАГА;
– неэквивалентный обмен между городом и деревней;
– нормированное снабжение населения;
– конфискационная денежная реформа.
Выдающаяся роль СССР в разгроме фашизма привела к мировому признанию нашего государства как зарубежными политиками, так и широкими народными массами, росту его международного авторитета. Если до войны СССР имел дипломатические отношения с 26 государствами, то к концу войны - уже с 523. Отныне ни один вопрос международной политики не мог решаться без учета позиции СССР. Известно, что в довоенные годы в широких кругах мировой общественности имелось недоверие к СССР, порожденное грубейшими нарушениями прав человека и законности, совершенными Сталиным и его окружением. Признавая тот огромный прорыв, который был совершен в нашей стране на путях технического прогресса, и выход страны в число ведущих держав мира, передовые люди на Западе с недоумением и страхом реагировали на деформации самих представлений о современной цивилизации, порожденных авторитарным режимом.
В марте 1946 на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная его задача - восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и с/х, а затем превзойти его. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947. Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. Ежегодно увеличивались ассигнования на развитие сельского и лесного хозяйства из государственного бюджета. При этом возрастали не только абсолютный размер этих средств, но и их удельный вес в расходах на народное хозяйство. Кроме централизованной помощи с/х со стороны государства, не менее важной была помощь промышленных предприятий и жителей городов. Городские предприятия построили и отремонтировали десятки тысяч жилых домов, машинно-тракторных станций, производственных зданий, детских садов, клубов, библиотек и т. п. Все это позволило укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства. Таким образом, за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 возрос на 73%, капитальные вложения - в три раза, производительность труда - на 37%, а произведенный национальный доход - на 64%.
47. Роль СССР в экономическом сотрудничестве стран –членов СЭВ;
В то время как США приступали к реализации «Плана Маршалла», СССР старался создать симметричную организацию для стран, оказавшихся в его сфере влияния. С этой целью в январе 1949 учреждается Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в который входят помимо Советского Союза, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия. Немного позже к ним присоединились Албания и ГДР. С созданием в 1935 Организации Варшавского Договора как военно-политического блоха социалистических стран в противовес НАТО завершилась интеграция центрально-европейских государств в рамках сплоченного социалистического лагеря. На всем протяжении 50-х СЭВ не играл сколько-нибудь заметной роли в жизни социалистических стран. Прошло еще слишком мало лет после окончания второй мировой войны. Более того, объем торговли был чрезвычайно ограничен, так как по логике социализма экспорту и импорту отводилась вспомогательная роль. Руководствуясь логикой защиты национального рынка, страны СЭВ не стремились развивать внешнюю торговлю, полагая, что экспорт ведет к утрате части национального богатства и представляет собой «работу на чужого дядю». Совет Экономической Взаимопомощи начал по-настоящему развиваться только после принятия Устава СЭВ, в котором были сформулированы основные принципы международного социалистического разделения труда (MCPT): специализация и координация. В 1971 была принята Комплексная программа сотрудничества, направленная на углубление экономической интеграции, долженствовавшая привести к равномерному распределению пр-ва различных видов продукции между партнерами, т.е. планы каждой страны должны быть согласованы с планами других стран. Но очень скоро эта деятельность натолкнулась на некоторые препятствия, связанные с ограниченными возможностями международного социалистического разделения труда и самим характером деятельности СЭВ, призванного, в первую очередь, элементарно обеспечивать платежи по экспортно-импортным операциям. Поскольку интеграция в производственной сфере осуществлялась лишь частично, слабая взаимодополняемость экономики социалистических стран не позволяла им компенсировать за счет импорта дефицит товаров на внутреннем рынке. Действительно, все страны располагали примерно одинаковым набором товарных ресурсов (изделия из металла, примитивные станки и т.д.), хотя существовал хронический дефицит высококачественных промышленных товаров и отдельных видов сырья. Это объясняется тем, что цены, применявшиеся странами СЭВ во взаимной торговле, не выполняли ни стимулирующую функцию, ни функцию меры стоимости. Поэтому говорить всерьез о значении СЭВа в плане создания в Европе какого-то противовеса «Общему рынку» и осуществления социалистической экономической интеграции нельзя. Это была политизированная группировка стран со сходными режимами, объединенная не внутренними побудительными мотивами, а чисто внешними факторами, основанными на соображениях рекламы преимуществ социалистического строя.