Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:26, шпаргалка
Работа содержит 52 ответа на вопросы по дисциплине "История экономики"
1. Предмет, методы и задачи курса «История экономики»
2. Варианты периодизации экономической истории;
3. Первобытнообщинное хозяйство: этапы эволюции и их особенности;
4. Экономическая эволюция государств Древнего Востока. «Азиатский способ производства»;
5. Особенности хозяйственной эволюции античных государств;
6. Особенности развития сельского хозяйства, ремесленного производства
и торговли в период Средневековья;
7. Экономическое развитие Киевской Руси;
8. Экономическое развитие Руси в период феодальной раздробленности;
9. Образование всероссийского рынка;
10. Социально-экономические последствия Великих географических открытий;
11. Первоначальное накопление капитала: источники и особенности;
12. Мануфактурное производство и его особенности;
13. Возникновение мануфактурного производства в России и его особенности;
14. Технико-экономические предпосылки, сущность и последствия промышленного переворота;
15. Особенности промышленного переворота в Англии;
16. Особенности промышленного переворота во Франции;
17. Особенности промышленного переворота в Германии;
18. Особенности промышленного переворота в США;
19. Особенности промышленного переворота в Японии;
20. Монополистический период развития экономики в Англии;
21. Монополистический период развития экономики во Франции;
22. Монополистический период развития экономики в Германии;
23. Монополистический период развития экономики в Японии;
24. Монополистический период развития экономики в США;
25. Фермерское хозяйство и его особенности;
26. Сельские общины как сдерживающий фактор становления рыночной экономики в дореформенной России (1800-1861гг.);
27. Экономическое развитие России в период становления;
28. Экономическое развитие России в пореформенный период (1861-1890гг.);
29. Экономика России в начале XX в. (1900-1913 гг.);
30. Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
31. Первая мировая война: причины и социально-экономические последствия;
32. Экономика России в годы Первой мировой войны;
33. Экономика Советского России в период «военного коммунизма»;
34. Новая экономическая политика Советской России (НЭП): задачи, направления, последствия;
35. Экономическое развитие СССР в период индустриализации и коллективизации;
36. Экономическое развитие Германии после Первой мировой войны (1919-1929гг.). Планы Дауэса и Юнга;
37. Причины и социально-экономические последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.;
38. Экономическая программа «Нового курса» Ф. Рузвельта в США;
39. Экономическая программа «Нового порядка» в Германии;
40. Особенности государственного регулирования экономики в США, Франции, Великобритании;
41. Социально-экономические последствия Второй мировой войны;
42. План Дж.Маршала по восстановлению хозяйства европейских стран после Второй мировой войны;
43. «Экономическое чудо» в ФРГ: сущность и особенности;
44. «Экономическое чудо» в Японии: сущность и особенности;
45. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны;
46. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны;
47. Роль СССР в экономическом сотрудничестве стран –членов СЭВ;
48. «Застойный» период в экономике СССР: сущность и особенности;
49. Экономическое развитие, результаты хозяйственного реформирования СССР в годы «перестройки» (1985-1991гг.);
50. Экономическое развитие России в 90-е годы XXв.;
51. Особенности экономического развития США и Великобритании в связи с политикой «рейганомики» и «тэтчеризма»;
52. НТР как предпосылка ускорения социально-экономического развития.
СЭВ был призван облегчить переориентацию внешней торговли стран Восточной Европы, главным партнером которых до 1939 была Германия, и служил каналом экономической помощи менее развитым в экономическом отношении социалистическим странам со стороны Советского Союза - в противовес плану Маршалла.
Создание СЭВ мотивировалось
и политическими соображениями -
он должен был цементировать
Главная задача заключалась в развитии разнообразных форм сотрудничества: торговля; предоставление кредитов на торговлю; координация народных хоз. планов; кооперирование и специализация; создание международной экономической организации (нефтепровод дружба, энергосистема МИР, общий парк грузовых вагонов).
48. «Застойный» период в
План 9 пятилетки, принятый на период 1971-1975, еще не отражал некоторых принципиальных изменений в первоочередных задачах, которые решались в СССР в начале 1970-х годов. В марте 1973 ЦК КПСС и Совет министров СССР одобрили создание научно-производственных объединений (НПО). Они стали промежуточным звеном хоз-ного управления между министерствами и предприятиями, объединив группы предприятий, научно-исследовательских институтов и проектных бюро одного министерства, близкие по географическому расположению и специализации. На НПО была возложена ответственность за обеспечение планового объема пр-ва, финансирования и отношений с другими организациями. НПО должны были обеспечить лучшее использование ресурсов и более высокую производительность труда. Таким образом, советское руководство стремилось не утратить жесткого контроля за первичными производственными единицами. Предприятия, переведенные на новые условия хоз-ния, постоянно сталкивались с проблемой реализации финансовых средств из фондов развития пр-ва при закупке оборудования и материалов, так как рыночные фонды свободной реализации были очень малы. Специфические тенденции стали проявляться во внешнеэкономической сфере. Экспорт все более стал приобретать сырьевой характер. Получаемые СССР «нефтедоллары» шли главным образом на развитие военного пр-ва и укрепление «дружественных» режимов в Эфиопии, Анголе, Афганистане, других странах. Постоянный дефицит потребительских товаров также требовал их закупки за рубежом, поэтому обеспечивался теми же «нефтедолларами». Хотя на Западе было закуплено немало современного пром-ного оборудования, должного усиления инвестиционный процесс так и не полупил. В результате в конце 1970-х эк-кий рост страны стал существенно замедляться. За 10-15 лет (с 1970 до 1985) годовые темпы роста основных показателей национальной эк-ки снизились в 2-3 раза. Зависимость эк-ки от сырьевого экспорта определила и сложности с оплатой необходимого стране импорта. Общий застой наблюдался и в с/х. Многолетний дефицит потребительских товаров, трудности обеспечения ресурсными фондами даже установленных плановых заданий привели к тому, что характерной и всеобщей чертой советской эк-кой системы стало развитие теневой эк-ки. Возникали целые частные предприятия, работающие на неучтенном сырье и продающие дефицитную продукцию через гос-ную торговую сеть.
Период 70-х-первой половины 80-х годов отличает определенная противоречивость в хоз-ном развитии. С одной стороны, приоритетными отраслями пром-ти оставались атомная и автомобилестроение, создана новая отрасль – атомное машиностроение. Завершено создание Единой энергосистемы СССР. Сформированы крупные территориально-промышленные комплексы, обеспечивавшие весь прирост добычи нефти, газа и угля. Разрабатывались крупномасштабные перспективные программы по развитию энергетики и автодорожному строительству. С другой стороны, стали заметны явления отставания. Наша эк-ка находилась на стадии индустриального развития, в то время как эк-ка развитых стран поднялась на стадию научно-индустриальную или приблизилась к ней, все показатели эк-кого роста с середины 60-х неуклонно снижались. Замедлилось развитие НТП. Усилилось отставание инфраструктурных отраслей от основного пр-ва. Наметился ресурсный кризис. Резко ухудшилась экологическая обстановка, Обострилась жилищная проблема, сократились государственные расходы на здравоохранение, начался процесс снижения продолжительности жизни и увеличения смертности, в том числе детской. Нарастал системный кризис. Все эти факторы заставили руководство страны искать выходы из создавшегося положения.
Именно в "период застоя" было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было построено метро в 11 городах, быт людей в городе в основном вышел на современный уровень, а на селе сильно улучшился (была завершена полная электрификация села и газификация большей части). В этот период были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, решившая проблему белка в рационе питания, проведены крупномасштабное улучшение почв и обширные лесопосадки. Хоз-во и госаппарат были насыщены квалифицированными кадрами, стабильной стала демографическая обстановка с постоянным приростом населения. СССР стал единственной в мире самодостаточной страной, надолго обеспеченной всеми основными ресурсами.
49. Экономическое развитие, результаты хозяйственного реформирования СССР в годы «перестройки» (1985-1991);
В начале 80-х падение темпов пр-ва стало критическим: в промышленности – с 8,4% в 60-х годах до 3,5% (по данным Конгресса США – 1,5%) в 80-х; в сельском хозяйстве – с 4,3% в 60-х годах до 1,4% в 80-х. Причем большую роль в обеспечении населения продуктами играли подсобные хоз-ва. Занимая 1% обрабатываемых земель, они давали более 60% картофеля, около 30% овощей и мяса, 34% яиц. Падение темпов экономического развития до уровня простого воспроизводства, низкая эффективность использования всех факторов пр-ва (рабочей силы, материальных ресурсов, основных фондов) вынудили руководство страны пересмотреть существующую экономическую политику. Идея новой экономической политики состояла в ускорении темпов и интенсификации общественного пр-ва посредством научно-технического прогресса, структурной перестройки, эффективной системы управления, организации и стимулирования труда. Курс на ускорение предусматривал ежегодный прирост национального дохода не менее чем на 4%. Для этого следовало увеличить добычу топлива и сырья за пятилетие на 15%, размер инвестиций на 30–40%, дополнительно привлечь в пр-во 2 млн. человек. Такими ресурсами страна не располагала. Поэтому единственный путь – обеспечить существенный рост производительности труда посредством структурной перестройки – внедрения прогрессивной техники, приоритетного развития машиностроения. Однако очень скоро стало ясно, что структурная перестройка экономики невозможна без реорганизации хозяйственного механизма. Поэтому понятие «ускорение» было заменено на термин «перестройка».
С избранием в 1985 генсеком ЦК КПСС Горбачева, в СССР наступает период реформ. На 1 этапе с 85-91 шел процесс пересмотра тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономической системы. Термин перестройка означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общ. жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Главным результатом осуществления реформ в России является формирование системы рыночных отношений. В стране появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, собственности и т.д. Проведена массовая приватизация, укрепились позиции частного сектора. Однако проведение такой масштабной реформы не могло не повлечь за собой множество отрицательных социально-экономических последствий.
С начала 90х годов по стране покатилась волна забастовок рабочих, треб. повыш. з\пл. Руководство СССР принимает решение о подготовке нового союзного договора, в котором д\б найти отражение расширение прав республик, но в авг. 91 накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства гос-ва ввела в стране чрезвычайное положение. 8 дек 91 президенты РСФСР, Украины и Белоруссии (Ельцин, Кравчук и Шушкевич) подписали соглашение, в котором говорилось, что СССР как субъект международного права прекращает свое сущ-ние -> на основе союз республик были созданы самостоятельные независимости гос-ва.
Т.о., милитаризация экономики, чрезмерная гонка вооружений, ведение военных действий в других странах, оказание военной и экономической помощи государствам, недостаточно эффективное ведение хоз-ва и бесхозяйственность привели к истощению государства и расстройству экономики страны, стали причиной экономического и политического кризиса и распада СССР.
50. Экономическое развитие России в 90-е годы XXв.;
Россия в 90-х: – мировая форсированная приватизация; – проблемная денежно-кредитная политика; – разовое «открытие» эк-ки внешнему миру; – жёсткий налоговый прессинг на пр-во; – стремительная либерализация.
Самый глубокий и самый
длительный кризис в мировой экономической
истории. Характерным явлением перестроечного
периода было юридическое оформление
возможности организации
51. Особенности экономического
развития США и Великобритании
в связи с политикой «
Развитие
экономики и экономическая
Вариант гос-ного регулирования 80-х получил название «рейганомика». Среди важнейших задач правительства выделялись: рационализация пр-ва, структурная и технологическая перестройка, усиление интернационализации капитала. Предполагалось активно использовать фискальную систему. Гос-ная программа включала следующие основные положения:
– сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;
– сокращение федеральных расходов и дефицита бюджета;
– дерегулирование
– проведение жесткой кредитно-денежной политики.
Первым шагом правительства было сокращение подоходных налогов в течение трех лет. Предполагалось, что это увеличит инвестиции в пр-во, создаст новые рабочие места, в результате чего возрастет национальный продукт. В то же время подрывался принцип прогрессивного налогообложения, при котором лица с высокими доходами должны платить по более высокой процентной ставке, чем лица с низкими доходами. Новая налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, инфляция упала до 4%, безработица снизилась, наблюдался рост личного потребления. Налоги повысили статус самых богатых американцев, их доходы удвоились. Улучшение материального положения среднего класса было не столь значительным. Острой проблемой начала 90-х стал дефицит гос. бюджета и растущий гос-ный долг. Это привело к снижению инвестиционной активности в стране. Программа правительства по стабилизации экономики середины 90-х включала следующие важные направления:
– сокращение бюджетного дефицита;
– активизация инвестиционной деятельности посредством льгот и стимулов для частных инвесторов, привлечение иностранного капитала;
– использование государственного
регулирования в поддержке
Экономика Великобритании (1980-1990-е). Реформы М. Тэтчер
В 1979–1981 наступил эк-кий кризис. Новое правительство во главе с Тэтчер приступило к реформам, в основу которых был заложен принцип эк-кого либерализма. В системе денежного обращения правительство жестко ограничило денежную массу в обращении. Бюджетно-налоговая политика была основана на сокращении гос. расходов. Налоговая система реформировалась в направлении поощрения предпринимательства, а также изменения налогообложения по группам населения. Предусматривалось снижение ставок подоходного налога и увеличение косвенных налогов (в частности, НДС). Основной упор был сделан на ускоренное развитие новых прогрессивных отраслей – микроэлектронику, волоконную оптику, пр-во роботов. Важным шагом в реализации принципа эк-кого либерализма была денационализация. Приватизировались доходные предприятия, а позднее и целые отрасли, считавшиеся естественными монополиями (телефонная связь, газодобыча, снабжение, почта). Денационализация сопровождалась дерегулированием. За годы правления Тэтчер был упразднен контроль над ценами, з/платой и дивидендами, движением валюты. Изменялась социальная политика. Она была направлена на сокращение социальных выплат, уменьшение издержек предпринимателей на рабочую силу, усиление зависимости з/платы от размера получаемой прибыли. Реформы затронули также внешнеэкономическую деятельность. Были отменены существовавшие в течение 40 лет ограничения на экспорт капитала, после чего он стал быстро увеличиваться. Основная часть капитала направлялась в США, Канаду, страны ЕЭС. Среди импортеров капитала ведущее место занимали американские компании. В результате реформаторской деятельности произошли значительные положительные сдвиги в экономике. Повышались темпы роста пр-ва и уровня потребления, снизились темпы инфляции. Активно проводилась модернизация оборудования, внедрение новых технологий. Большое внимание уделялось с/х.
52. НТР как предпосылка ускорения
социально-экономического
Во второй половине XX мир вступил в новый этап НТП. На предыдущем, эволюционном этапе произошли качественно новые изменения в промышлен- ности, а на нынешнем, революционном – не только в сфере материального производства и услуг, но и в умственном труде. III НТР началась в период II Мировой войны и длится по настоящее время. Основные характеристики III НТП:
– превращение науки в
– ускорение темпов применения научных достижений;
– абсолютное удорожание новых технологий;
– изменения в структуре
– охват техникой следующих видов трудовой деятельности людей: технологической, транспортной, энергетической, контрольно-управленческой и интеллектуальной;
– широкое применение АСУ;
– появление новых материалов, замена натурального сырья искусственным;
– возникновение новых технологий - лазерной, плазменной, генной инженерии, молекулярной;
– зарождение информационной революции;
– переход к ресурсо- и трудосберегающим, экологически чистым, наукоемким производствам и технологиям;
– глубокая структурная перестройка хозяйства;
– появление научно-
Выделяют 2 главных этапа III НТР:
1) 40-е – первая половина 60-х: реактивное самолётостроение, химия органического синтеза, телевидение, атомная энергетика, компьютеры 1-ого поколения;
2) 2-ая половина 60– по настоящее время: более сложный этап, связанный с термоядерным синтезом ядерной технологии, робототехникой, биотехнологией, генной инженерии и т.д.
Лидером III НТР стали США и Япония, Англия и Франция, существенную роль сыграла наука в России (освоение космоса). В результате НТР ведущие страны вступили в эпоху постиндустриального общества, в нём главным является не с/х, как в доиндустриальном, не промышленность, как в индустриальном, а наука и сфера обслуживающая науку. В них занято до 60% работающего населения. Происходит переход от производства товаров к производству услуг. Главным институтом общества является университет, который является сосредоточением всех знаний и определяет во многом содержание и последствия, принимаемых на государственном уровне политических, социально-экономических программ. Главный конфликт общества: между профессионализмом и не компетентностью. Главная проблема умение человека адаптироваться в усложняющихся условиях науки, умение изучать и использовать в своей работе лавинообразную растущую информацию.