Сфера услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:48, реферат

Краткое описание

Цель исследования – оценка развития сектора услуг, выявление изменений, территориальных закономерностей доминирования третичного сектора в странах различного социально-экономического типа, разъяснение причин этих изменений.
Основные задачи – поиск, обработка и анализ статистических данных, сбор необходимой информации, сравнение показателей доли третичного сектора по миру за несколько временных периодов, выявление закономерностей и их объяснения.

Файлы: 1 файл

makroek-ka.docx

— 55.26 Кб (Скачать)

Волна паники, вызванная  мировым финансовым кризисом охватила сначала банковскую деятельность государств, затем компаний, чей бизнес базировался на банковских кредитах (в промышленности – машиностроение, металлургия). То есть по тем отраслям, которые приносили доход в бюджет и давали рабочие места . Любой собственник вне зависимости от масштабов его бизнеса озадачен вопросом, как минимизировать свои риски в период кризиса, на чем нужно сэкономить, что удержать свой бизнес. Также эта проблема остра для предпринимателей, бизнес которых связан с прямым получением прибыли за оказание услуг, снижения спроса на них нет и не ожидается.

Для остальных же основная проблема – нерешительность  клиентов, их желание сэкономить на чем-нибудь необязательном, например, на праздниках, личных и бытовых  услугах. Для тех, кто работает на конечных потребителей, и чьи товары и услуги покупают обычные люди –  кризис коснулся в связи с сократившейся  заработной платой. Такое снижение спроса вызвано опасениями клиентов, их желанием подождать до лучших времен. Деньги у них есть, но расходуют  они их очень осторожно. Однако влияние  кризиса на активность потребителей услуг постепенно идет на спад.

Финансовый кризис в целом не отразился на консалтинговых, управленческих, а также юридических  услугах, во всяком случае негативно. Можно сказать, он добавил работы. Увеличилось количество банкротств. Стало больше и других обращений, в том числе за консультациями, как вести себя в новых условиях.

В IT сфере, услуги не подвергнутся кризису. Прежде всего, он не затронет тех, кто занимается обслуживание бухгалтерских и торговых услуг (1С, например), так как это основа бизнеса и компаниям невыгодно  на них экономить. Далее наиболее востребованными в данный период будут услуги по ремонту компьютерной техники, накладке ПО и т.д.

Таким образом, сфера  услуг в условиях кризиса, а точнее ведение бизнеса в данный период подвергается риску. Однако в отличие  от многих других отраслей экономики, для этой сферы главной проблемой  стали опасения клиентов, возникающие  по поводу завтрашних трудностей.

 
Глава 3 Инвестиционная привлекательность  третичного сектора

Современный хозяйственный  прогресс определяется, прежде всего развитием информационных технологий и связанных с ними отраслей промышленности.

Именно в этой области экономики производится ресурс, для которого не свойственна  традиционно понимаемая исчерпаемость[11]. Сегодня Запад получает реальную возможность вывозить за пределы национальных границ товары и услуги, объемы экспорта которых не сокращают масштабов их использования внутри страны. Таким образом, формируется практически неисчерпаемый источник сокращения отрицательного сальдо, столь характерного для торговли постиндустриальных стран с индустриальным миром в 80-е годы. При этом развитие информационного сектора практически не наталкивается на ограниченность спроса, так как, с одной стороны, его продукция остается относительно дешевой, а с другой, потребности в ней по самой их природе растут экспоненциально. Выше мы отмечали, что в 1991 году в США расходы на приобретение информации и информационных технологий превысили затраты на приобретение основных фондов; в 1992-м этот разрыв составил более 25 миллиардов долларов и продолжает увеличиваться. В основных центрах сосредоточения информационных технологий — в перовую очередь в районах Бостона, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса и Нью-Йорка — занятость в сфере услуг достигла фантастического показателя в 90 процентов общей численности рабочей силы. В целом в экономике США с 1992 года по сегодняшние дни ожидается создание более 26 миллионов рабочих мест, что в полтора раз больше, чем за период 1979—1992 годов. Нельзя не повторить также, что информационный сектор обеспечивает экономический рост без пропорционального увеличения затрат энергии и материалов. Правительствами постиндустриальных стран уже одобрена стратегия десятикратного снижения ресурсоемкости единицы национального дохода на протяжении ближайших трех десятилетий. Потребности в природных ресурсах на 100 долларов произведенного национального дохода должны снизиться с 300 килограммов в 1996 году до 31 килограмма в 2025-м.

В новых условиях на первый план выходят проблемы стимулирования инвестиционной активности и выработки  корпоративной стратегии, способной  обеспечить активное проникновение  компании на новые рынки.[12] В этих вопросах как нельзя лучше прослеживается полное отличие современной хозяйственной  парадигмы от общепринятой несколько  десятилетий назад. Оно во многом объясняет то качество экономического роста, благодаря которому постиндустриальная цивилизация заняла уникальное положение в системе мирового хозяйства.

Традиционная экономическая  теория придает связке “инвестиции и рост” огромное значение; сокращение инвестиций принято считать предпосылкой снижения темпов экономического роста, что рассматривается как одно из явных свидетельств хозяйственного неблагополучия. Однако эти теоретические постулаты справедливы только в тех случаях, когда инвестиции представляют собой часть национального продукта, направляемую на расширение производства посредством ее отвлечения из сферы потребления. Парадоксальность же постиндустриальной хозяйственной системы состоит в том, что наиболее эффективными становятся вложения в способности самих работников, что фактически неотделимо от личного потребления. Таким образом, даже снижение инвестиций в их традиционном понимании сегодня не препятствует не только сохранению прежних результатов, но даже устойчивому и поступательному росту экономики. В условиях развитого информационного хозяйства экономический рост и доля сбережений в валовом национальном продукте превращаются из двух элементов, находящихся в тесной однозначной зависимости, во взаимно нейтральные переменные.

В условиях, когда  в 90-е годы нормы сбережений в  США оказались самыми низкими  среди постиндустриальных стран, американские компании активизировали инвестиции за рубеж (их размер почти в полтора  раза превосходил суммарный объем  заграничных капиталовложений Японии и Германии), отдача которых оставалась значительно более высокой, нежели отдача капиталов, вложенных японскими, английскими и немецкими корпорациями в сами Соединенные Штаты. На протяжении всего периода 90-х годов прибыль на вложенный капитал в американской экономике также оставалась более высокой, чем в Германии или Японии. Для народного хозяйства США характерен непрерывный рост вот уже на протяжении семнадцати лет, причем в 90-е годы его темпы оказались выше (2,8 процента), чем за период с 1978 по 1996 год в целом (2,4 процента). В последнее время отрыв США лишь усиливается: по итогам четвертого квартала 1998 года рост американской экономики в годовом исчислении составил 6,1 процента, тогда как для одиннадцати стран, образовавших в начале 1999 года зону единой европейской валюты, он не превысил 0,8 процента. Экономики Германии и Японии, несмотря на высокие уровни инвестиционной активности, пребывали в условиях хозяйственного спада (-1,8 и -3,2 процента соответственно). Комментарии, как говорится, излишни.

Сегодня, когда к  инвестициям следует относить и  затраты на повышение творческого  потенциала человеческой личности[14], на поддержание ее способности эффективно участвовать в общественном производстве, необходимо радикально изменить представления  об обусловленности экономического роста активностью традиционно  понимаемых инвестиционных процессов. Учитывая затраты на образование, здравоохранение, любые формы обучения и даже поддержание  социальной стабильности в обществе как инвестиционные по своей природе, мы обнаружим, что норма инвестиций в последние десятилетия не сократилась, но радикальным образом выросла. В современных постиндустриальных обществах сформировался саморегулирующийся механизм, позволяющий осуществлять инвестиции, стимулирующие хозяйственный  рост, посредством максимизации личного  потребления, которое всегда казалось их антитезой. И в этом мы видим  одну из важнейших характеристик  нового общества, которое сделало  фактически все основные виды потребления, связанные с развитием личности, средством создания самого производительного  ресурса. Там, где индустриальные нации  вынуждены идти по пути сокращения потребления, постиндустриальные способны максимизировать его, причем с гораздо  более впечатляющими и масштабными  результатами. Дальнейшее укрепление позиций постиндустриального мира может происходить поэтому без излишних самоограничений с его стороны.

Новое качество современных  постиндустриальных корпораций является как причиной, так и следствием изменившейся инвестиционной стратегии. Перемены в структуре корпорации отражают в первую очередь изменение  фундаментальных качеств ее работников, происходящее по мере роста роли и значения интеллектуальной деятельности, в значительной степени мотивированной надутилитарным образом. На протяжении всего нынешнего столетия корпорации постепенно превращались из инструмента капиталистического принуждения в ассоциации, преследующие не только чисто экономические, но и социальные цели, что стало особенно заметно с середины 60-х годов, когда быстро распространялись новые технологии, предполагавшие децентрализацию, демассификацию, фрагментацию производства и требовавшие работников, одним из важнейших качеств которых является выраженное стремление к автономности. Эти перемены ознаменовали переход к системе гибкой специализации, способной быстро отвечать на изменяющиеся потребности рынка и основанной на радикально повысившейся степени свободы работника.

 
Заключение 

 

Роль третичного сектора в развитии общества неоднозначна, но без него не может быть обеспечен  прогресс общества. Ныне сфера услуг  занимает прочное первое место среди  отраслей как в структуре ВВП  и ВНП, так и в структуре  занятости населения развитых и  даже многих развивающихся стран.

Удельный вес  сферы услуг стремительно растет и в среднем по мире достигает 60%, что характеризуется переходом в постиндустриальную эпоху. Постепенно сокращается доля сельского хозяйства и промышленности, отмечается общее снижение показателей. Происходит сокращение не только доли промышленности в создание мирового ВВП, но и сокращение доли обрабатывающей промышленности в ВВП в первую очередь в странах со средним и высоким уровнем доходов населения. Доля населения, занятого в индустриальном секторе сокращается.

Все больший упор развитые страны делают на использование  знаний, трудовых, а не природных  ресурсов, переход на наукоемкие технологии замедляет спрос этих стран на природные ресурсы.

Растет международная  торговля знаниями. Доступность информации в сочетании с дешевыми средствами связи и транспорта стало мощным стимулом для международного движения капитала.

Сокращается доля стран  с наименьшим показателям доли третичного сектора в ВВП.

 


Информация о работе Сфера услуг