Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:48, реферат
Цель исследования – оценка развития сектора услуг, выявление изменений, территориальных закономерностей доминирования третичного сектора в странах различного социально-экономического типа, разъяснение причин этих изменений.
Основные задачи – поиск, обработка и анализ статистических данных, сбор необходимой информации, сравнение показателей доли третичного сектора по миру за несколько временных периодов, выявление закономерностей и их объяснения.
В целом показатели 2008 года отображают тенденцию вышеперечисленных стран к стабильному росту в воспроизводстве услуг, т.е. к нематериальному производству. Экономика данной группы стран обладает всеми важнейшими чертами постиндустриального общества. В Сянгане и Макао доля третичного сектора превышает 85 %. Данный регион развивается очень быстрыми темпами, качественно используя продукты НИОКР и внедряя инновации в производство товаров, и, особенно, услуг.
Также наблюдается общая тенденция к росту стран с высоким показателем доли сектора услуг в ВВП (см. Диаграмма 2.1). Наиболее резкий скачок произошел в 2000 году, т.е. закреплением так называемой «новой экономики», как одно из проявлений постидустриализации, новый капитал становится все доступнее, так как компьютеры и средства связи стремительно дешевеют.
Далее следуют страны с показателем выше среднего (Ранг 2, 56 - 70 %). Наблюдается тесная связь между вторым рангом. В группу стран с данным показателям входят: Швейцария, Италия (до 2008 года), Россия, Германия, Япония, Испания, Швеция, Австралия, Канада.(см. Карту 3).
В России третичный сектор сформировался в начале 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в сфере услуг контролировалась государством, не давая значительных продвижений к росту. В настоящее время рынок услуг находится в процессе непрерывного качественного роста и развития, о чем свидетельствуют показатели 2008 года – 58 % (доля услуг в 1990 году составляла лишь 35 % от общего объема ВВП). Наибольшая активность наблюдается в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и индустрии развлечений. Но все же роль сферы услуг в экономике России не достаточно высока, прежде всего потому, что российский рынок услуг имеет другую структуру по сравнению со странами Европы. В них доминирующие позиции занимают деловые услуги, в то время как в России наибольшее значение имеют традиционные отрасли сферы услуг (транспортировка и сбыт произведенной продукции, социальные услуги).
Страны-члены ЕС
(Германия, Испания, Италия, Швеция, Швейцария,
Австрия) стабильно держатся во втором
ранге с 61-70 % сферы услуг в ВВП.
Наблюдается тенденция к
С начала 1990-х годов
приоритетной отраслью в экономике
островов Кабо-Верде становится туризм,
о чем свидетельствуют
Также в группу с показателем выше среднего входят страны Латинской Америки: Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Пуэрто-Рико, Мексика, Перу, Коста-Рика. Процент доли услуг в ВВП колеблется от 56 до 65 %. В Бразилии наблюдается стабильный рост доли сферы услуг, в 2008 году он составил 3 %. Во многом данный рост происходит из-за высокой роли государства в производстве услуг. Например, более 50 % коммерческих банков, а также большая часть коммунальных предприятий находятся в руках федерального правительства и правительств штатов.
Процент доли услуг
в ВВП Фиджи составил 63 %, по данным
2008 года. В 1990-1995 годы происходило замедление
экономического роста (56 % - услуги), но
с 2000 года ситуация постепенно стабилизировалась
и в данный момент наблюдается
постепенный рост доли услуг в
экономике островов Фиджи. Ежегодно
Фиджи посещают около 300 тыс. туристов,
причем значительную долю составляют
американцы. В группу стран второго
ранга также входят излюбленные
туристами страны: Турция, Ямайка, Сингапур,
Маврикий, Черногория, Доминиканская
республика. Сингапур – благодаря
важному стратегическому
В то же время, некоторые из них опустились на ступень ниже. Например, снижение размеров туризма в Антигуа и Барбуда с начала 2000 года замедлило развитие экономики и ухудшило финансовое положение страны.
Данный ранг включает в себя наибольшее количество стран, но с 2005 года происходит постепенный спад, так как некоторые страны (например, страны Восточной Европы) увеличивают долю услуг в ВВП и переходят в группу стран с самым высоким показателем. Данная тенденция применима не только к странам Восточной Европы, а практически ко всему миру. В процесс постиндустриализации постепенно включаются все страны, о чем свидетельствует резкий переход многих из них в группы высших показателей.
В группу стран со
средним показателям (Ранг 3, 41-55 %) входят
в основном страны Африки, такие
как: Эфиопия, Камерун, Кот-д’Ивуар, Гана,
Уганда, Руанда – это одни из наиболее
развитых стран Африки, доля третичного
сектора в ВВП составляет около
45-50%. Но все же, основой экономики
данных стран является потребительского
сельское хозяйство и промышленная
добыча золота, страны лишь начинают свое
вступление в постиндустриальное общество.
Тем не менее, в государствах Гана
и Камерун уже создаются
Также в группу со средним показателям входят страны СНГ: Кыргызстан, Казахстан, Украина, Беларусь, Узбекистан. Структура ВВП стран за время, прошедшее после распада СССР, значительно изменилась: доля услуг выросла с 30 % до 50 %. Можно также судить о постепенном сокращении стран со средним показателям и переход их в высшие группы.
Казахстан обладает богатыми топливными ресурсами, запасами металлов и других полезных ископаемых, крупным сельскохозяйственным сектором и машиностроением. Распад СССР и образование независимого государства вызвало некий экономический спад (показатель третичного сектора в экономике составлял лишь 35 %), но в 1995-1997 года правительство ускорило осуществление программы реформ и приватизации, что позволило оживить деятельность сектора услуг. Доля сельского и лесного хозяйства сократилась с 27 % до 7, 4%, по данным на 2008 год сфера услуг составляет 51 %.
Страны с долей третичного сектора в ВВП ниже среднего (Ранг 4, 26-40 %) представляют собой наименее развитые страны Африки (Гвинея-Бисау, Габон, Нигерия, Сьерра-Леоне и др.), Индонезию, Таиланд, Вьетнам и некоторые страны СНГ (Туркменистан, Армения). Данные страны испытывают экономические трудности. Неразвитая инфраструктура, слабость хозяйственного потенциала проявляет показатель в 30-40 % доли третичного сектора в ВВП.
Экономика Армении
всегда была самой уязвимой по сравнению
с другими закавказскими
Гвинея-Бисау одна
из самых бедных стран мира. В
основном ее население занято в сельском
хозяйстве (выращивание зерновых культур,
рыболовство). Третичный сектор занимает
лишь 31 % в общем объеме ВВП. Похожая
ситуация наблюдается практически
во всех наименее развитых стран Африки.
Так, в Нигерии, Габоне, Сьерра-Леоне
большинство трудоспособного
Наименее развитыми
странами с наименьшим показателем
в ВВП (Ранг 5, менее 25%) на период 2008 года
являются Папуа-Новая Гвинея, Конго
(Заир), Ливия, Либерия. Экономика данных
стран полностью подчиняется
аграрному сектору с высоким
уровнем безработицы и
Показатель третичного сектора в экономике Либерии практически не изменился с периода 1990 года (колеблется в пределах 20 %). Либерия – аграрная страна, принадлежащая к группе беднейших стран мира. В результате длительной гражданской войны были подорваны промышленность и транспортная инфраструктура, разрушено сельское хозяйство. Более 80 % населения находится за чертой бедности. Процесс восстановления национальной экономики может занять достаточно долгий период. Похожая ситуация наблюдается и в остальных стран группы второго ранга.
2.2 Сравнение частных показателей
В современных развитых
странах сервисная деятельность
заметно преобладает над
Резкий рост сферы услуг наблюдается во второй половине 20 в. не только в развитых, но и в развивающихся странах. Рассмотрим показатели занятости и доли в ВВП сферы услуг на примере США и Таиланда.
Доля занятых в сфере услуг (в %)
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2005 г. | |
США |
70,7 |
72,9 |
74,3 |
77,8 |
Таиланд |
22,4 |
28,8 |
32,9 |
37,1 |
Доля сферы услуг в ВВП (в %)
1990 |
1995 |
2000 |
2005 | |
США |
70 |
72 |
75 |
76 |
Таиланд |
23 |
50 |
49 |
46 |
Приведенные данные подтверждают вывод, что чем развитей страна, тем больше работников, занятых в сфере услуг, а также выше ее доля в ВВП стран. На примере США можем наблюдать динамичный рост численности работников в данной сфере, а также устойчивое удержание третичного сектора на доминирующих позициях в ВВП.
США представляет собой яркий пример процесса постиндустриализации, в котором экономический рост тесно связан с развитием сферы услуг. При этом сфера услуг развивается быстрее промышленности, которая развивается интенсивнее сельского хозяйства. Сфера услуг — основная отрасль американской экономики развита практически во всех направлениях. В основном, это туризм, банковское дело и торговля, образование и медицина. В последнее время приоритет получило развитие консалтинговых, маркетинговых и управленческих услуг, а также новые растущие информационные технологии. Большое значение для экономики имеют транспортные услуги. В США развиты все виды транспорта, также страна обладает прекрасной транспортной инфраструктурой. В сфере перевозок грузов доминирует железнодорожный транспорт, а в пассажирских перевозках наибольшее значение имеют автомобильный и воздушный транспорт.
В большинстве областей сферы услуг доминирует частная собственность. Утверждается тенденция развития образования как многоцелевой системы, которая все больше концентрирует функции повышения квалификации и содействие самообразования. Прослеживается старание выпускников школ откладывать вступление в вуз на несколько лет, чтобы сознательным оказался выбор. США - это страна с наиболее развитой в мире управленческой инфраструктурой, в том числе относительно подготовки менеджеров.
Процент Таиланда в данных показателях заметно уступает США. Во много это объяснимо положением страны на уровне индустриализации. Движущей силой экономики Таиланда является промышленное и сельскохозяйственное производство и свыше половины населения Таиланда занято в сельском хозяйстве, продукция которого, и прежде всего рис, тапиока, каучук и кокосы, - важнейшая статья национального экспорта. Однако, в последнее десятилетие, наблюдается тенденция к спаду, и быстрый рост доли промышленности и постепенное увелечение доли сферы услуг в ВВП страны, а также доля занятых. После проведения широкой рекламной компании важным источником валютных поступлений стран стал туризм, чья доля в сфере услуг наиболее высока в странею. Большинство туристов приезжают в Таиланд из соседних стран, в первую очередь – из Японии, Малайзии, Синагупра и Тайваня.
Главное проблемой Таиланда на вступление в процесс постиндустриализации является недостаточно высокий уровень образования и нехватка профессионально подготовленных кадров. Но, исходя из данных показателей, можно предположить дальнейший рост третичного сектора в общей секторальной структуре экономики, т.к. уже в конце 90-х. годов в Таиланде произошел толчок в развитие высокотехнологических отраслей, таких как: производство частей для компьютера, автомобильной промышленности, электронно-вычислительной техники и т.п. Таиланд постепенно приближается к нижнему эшелону развитых капиталистических стран, несмотря на мировой финансовый кризис.
2.3 Влияние мирового финансового
кризиса на сферу услуг
Всемирный финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году и приобретающий сегодня большие масштабы и глубину в оценках многих международных экспертов, получает больше вопросов, чем ответов о причинах и прогнозах его дальнейшего развития.
Получив начало с провалов и несостоятельности ипотечного кредитования в США, кризис нашел свое масштабное отражение в кризисе ликвидности важнейших банков и финансовых структур, катастрофическом падении индексов и рыночной стоимости крупнейших компаний на ведущих фондовых рынках мира. Все это, в свою очередь, явилось причиной серьезного спада производства, резкого снижения темпов роста экономики во многих странах, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Мировой финансовый
кризис негативным образом сказался
на деловом виде услуг, включающий в
себя не только банковский и финансовые
услуги, но и услуги, направленные на
повышение эффективности