Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:48, реферат
Прежде чем говорить о сетевой экономике и сетевом благе, хотелось бы заострить внимание на значении слова «сетевой» потому как оно является определяющим и дает более глубокое понимание данной темы. Сеть, как понятие в экономике, это - среда, в которой компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, передачи ноу-хау или других целей.
Прежде чем говорить о сетевой экономике и сетевом благе, хотелось бы заострить внимание на значении слова «сетевой» потому как оно является определяющим и дает более глубокое понимание данной темы. Сеть, как понятие в экономике, это - среда, в которой компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, передачи ноу-хау или других целей. Если вдуматься в вышесказанное, можно поймать себя на мысли что, сеть это некое универсальное средство, модель, которая прежде всего создает удобства в работе и развитии определенного дела. И действительно, ведь сети увеличивают ценность соответствующих благ по экспоненте, когда небольшие вложения усиливают друг друга, вследствие чего добавленная стоимость нарастает с возрастающей скоростью. В случае же традиционных несетевых благ эффект экономии на масштабе проявляется постепенно и линейно, где небольшие капиталовложения обеспечивают скромные прибыли, а для получения больших прибылей необходимы значительные инвестиции.
На мой взгляд в современной экономике, которую многие ученые называют информационной, все большую роль играют сетевые блага. Сетевыми благами называют информационные продукты и средства коммуникаций, то есть товары новой эпохи, которые обладают особенными свойствами по сравнению с традиционными товарами. Во-первых, сетевые блага взаимосвязаны между собой, поэтому каждая новая единица сетевого блага увеличивает ценность других сетевых благ. Например, чем больше у населения мобильных телефонов, тем больше ценность каждого из них, поскольку, число взаимодействий, которые можно создать с помощью телефона увеличивается. То же самое относится и к социальным сетям. Каждый новый участник социальной сети «Вконтакте» увеличивает ценность этой сети. Поэтому, мы часто наблюдаем, что распространение подобных благ происходит в геометрической прогрессии. Во-вторых, сетевые блага требуют применения стандартов, поскольку одним из главных требований потребителя к сетевому благу является его совместимость с другими благами, которыми обладают участники сети. То есть, если у всех ваших друзей и других участников социальных сетей, в которых вы состоите, стоит программное обеспечение определенного стандарта, вам не имеет смысла использовать другой стандарт.
Немаловажную роль,
я считаю, играет и структура издержек
производства сетевых благ. Так как она
значительно отличается от структуры
издержек обычных благ: львиная доля затрат
приходится на начальный период производства,
а в последующем осуществляется лишь копирование
и тиражирование, расходы на которые ничтожно
малы по сравнению с первоначальными инвестициями.
Иными словами, издержки изготовления
первого экземпляра непропорционально
велики по отношению к издержкам на -изготовление
последующих экземпляров. Налицо существенный
эффект экономии на масштабе производства.
Традиционно экономическая теория исходит
из действия закона убывающей доходности,
на его основе объясняются и исследуются
многие явления и процессы в экономике.
Однако сетевые блага не подчиняются этому
закону или подчиняются ему не в полной
мере, демонстрируя возрастающую доходность
в весьма долгосрочной перспективе. Соответственно,
отрасли, занятые производством сетевых
благ, получают огромные возможности для
использования эффекта масштаба. Если
приглядеться то тиражирование сетевых
благ является практически бесплатным
по сравнению с их созданием, то есть, для
сетевых благ эффект экономии от масштаба
производства проявляется особенно сильно.
Причиной этого является преобладание
интеллектуальной и информационной составляющей
в себестоимость сетевого блага. Этот
эффект приносит выгоду не только производителям,
а всем потребителям, которые пользуются
данным сетевым благом. Кроме того, легкость
тиражирования приводит к тому, что сетевые
блага становятся практически бесплатными.
Их производители получают выгоду не за
счет продажи этих благ, а за счет вовлечения
потребителя в сеть, которую они контролируют.
Например, в настоящий момент идет война
между бесплатными веб-сервисами и платными
программами, между философией бизнеса
Google и Microsoft, причем события развиваются
явно не в пользу последних. Веб-сервисы
готовы бесплатно предоставлять услуги
в обмен на то, что потребитель этих услуг
становится участником их сети. Но, не
стоит забывать и о подводных камнях, потому
как распространению сетевых благ мешают
и одновременно помогают так называемые
сетевые ловушки. Речь идет о том, что став
участником одной из сетей и выбрав определенный
стандарт, потребителю очень трудно отказаться
от него и переключится на другой, пусть
даже более эффективный вариант. Действие
эффекта ловушек приводит к тому, что стандарт,
ставший лидером, очень быстро распространяется
на рынке, поскольку новые пользователи
вынуждены к нему подключаться. Ведь у
них нет другого выхода. Если все ваши
друзья используют для общения Твиттер,
то вам не остается других вариантов, кроме
как также зарегистрироваться в этой службе.
С другой стороны, эффект ловушки, затрудняя
переход пользователей от одной сети
к другой, мешает объединяться сетям. Но
всё же плюсов больше чем недостатков,
это касается производителей, предпринимателей
и потребителей в частности. Потому как
и те и другие нуждаются в большом количестве
сетевых благ. К примеру если взять производителя
то он ищет хорошую сеть для продвижения
на рынок своего продукта, любой бизнес
он стремится к сети и чуть выше я уже говорил
почему, исходя из предыдущего , потребители
не меньше нуждаются в сети и сетевом благе.
Хотелось бы отметить что сетевая экономика
это не просто перспективное направление,
это направление будущего, да что говорить
про будущее, настоящее – это одна большая
сеть, в которой уже сейчас, огромное
количество рынков сетевых благ.
Используемая литература:
1. http://www.infeconomy.ru
2. http://google.ru
3. http://finanal.ru
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Эссе на тему:
«Сетевая
экономика и сетевое
благо»
Преподаватель
________________________
Студент
_______________________
Красноярск
2010