Рынок: социально-экономическое содержание, механизм развития макроэкономического равновесия и его проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение вопроса о рынке, механизмах его развития и существования.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- определены понятие рынка и основные принципы рыночной экономики;
- рассмотрены некоторые механизмы регулирования рыночного равновесия;
- изучены проблемы становления рыночных отношений в Республике Беларусь, исходя из реалий современного мира.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 Рынок как форма хозяйствования. Основные принципы ры-
ночной экономики …………………………………………….. 5
ГЛАВА 2 Механизм рыночного регулирования макроэкономического
равновесия ……………………………………………………… 14
ГЛАВА 3 Проблемы становления рыночных отношений ……………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………… 29

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике Рынок социально-экономическое содержание, механизм развития макроэкономического равновесия и его проблемы .doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     В качестве приоритетных направлений  формирования региональных промышленных комплексов могут быть определены: повышение доли производства предметов потребления в структуре производства восточных областей; реконструкция промышленности крупных городов, модернизация производственной инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки; развитие промышленности регионов с акцентом на преимущественное использование местных природных ресурсов при недопущении загрязнения окружающей среды; стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия, формирование СЭЗ, технопарков, технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки; противодействие опасности структурного спада в небольших городах и поселках, стимулирование создания новых рабочих мест; оказание помощи тем регионам, в которых преобладают большие и неэффективно работающие промышленные предприятия.

     Основными объектами региональной  промышленной политики должны  стать: регионы, особо зависимые  от поставок сырья и топливно-энергетических ресурсов из-за рубежа, то есть имеющие ограниченные способности самообеспечения и саморегулирования; районы сосредоточения предприятий ВПК; регионы с наличием ресурсов общегосударственного значения, требующих больших средств для их освоения; районы осуществления крупных государственных инвестиционных проектов; регионы с высоким уровнем безработицы, наличием крупных предприятий, оказавшихся на стадии банкротства.

     В условиях перехода к рыночной  экономике и резком повышении  цен на энерго- и сырьевые ресурсы приоритетной является задача уменьшения зависимости всех регионов страны от поставок дорогостоящих ресурсов из-за рубежа. Поэтому в промышленности каждой необходимо сокращать производство материало- и энергоемкой продукции, осуществлять мероприятия по ресурсо- и энергосбережению, вовлечению в хозяйственный оборот вторичных ресурсов. Прежде всего, необходимо осуществить техническое перевооружение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности (Витебская, Гомельская области), перепрофилирование неконкурентоспособных производств (все области г. Минск), реконструкцию с внедрением ресурсо- и энергосберегающих технологий предприятий химической и нефтехимической промышленности (Витебская, Гомельская, Минская, Могилевская области), металлургии (Гомельская, Могилевская области).

     В промышленности всех областей  необходимо также более высокими  темпами развивать производства, обеспеченные местными сырьевыми  ресурсами и способствующие удовлетворению  потребностей населения в товарах  собственного производства: пищевая промышленность (все области и г. Минск); промышленность строительных материалов (Брестская, Гомельская, Могилевская области); лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность (Брестская, Витебская, Гомельская, Минская области).

     Строительство новых предприятий необходимо осуществлять с учетом более равномерного рассредоточения их по территории страны, ослабления экологической напряженности в крупных и больших городах. Прежде всего, их целесообразно размещать в Брестской, Гродненской, Витебской областях. Эти регионы в меньшей степени пострадали от катастрофы на Чернобыльской АЭС и, кроме того, имеют более низкий (кроме Витебской области) уровень индустриального развития.

     С целью создания благоприятной  социально-демографической ситуации во всех областях необходимо полнее использовать возможности хозяйственного развития малых городских поселений путем размещения в них небольших специализированных предприятий, филиалов и цехов действующих заводов и фабрик, а также предприятий, связанных с обслуживанием сельского хозяйства, переработкой его продукции и производством изделий из местного сырья. Строительство новых предприятий в небольших городах позволит значительно укрепить их экономический потенциал, создать условия для развития социальной инфраструктуры в различных регионах. Что касается крупных городов, то прирост продукции здесь должен происходить в основном за счет реконструкции и расширения действующих промышленных предприятий, повышения конкурентоспособности их продукции.

     И в заключение можно сказать,  что стабилизация социально-экономического  развития республики зависит  не столько от внутренних преобразований, сколько от активной политики  за пределами своей национальной  территории. В частности, традиционный  российский рынок сузился надолго. Беларуси ничего не остается, как срочно искать хотя бы частичной замены этому рынку в других странах и регионах.

     Причем структура белорусской  экономики такова, что внутренние  преобразования сами по себе  практически ни к каким положительным результатам привести не могут. Никакое рыночное реформирование, акционирование, никакая форма приватизации не могут ликвидировать факта естественного монополизма большей части белорусских промышленных предприятия на национальном рынке и их низкой заинтересованности в национальном рыночном пространстве.

     С другой стороны, разрушительные  социально-политические последствия  от экономического упадка экспортной  промышленности наступают настолько  быстро, что не может быть и  речи о медленном перепрофилировании и модернизации основной части производственных фондов белорусской промышленности. Беларусь нуждается в рынках, которые в состоянии быстро заменить утерянные в России возможности. Модернизация производства должна наступить не до выхода на новые рынки, а после или в процессе этого выхода. Именно поэтому сегодняшняя Беларусь не может быть охарактеризована как агрессивное государство (общество), которое просто вынуждено правдами и неправдами прорываться на новые рынки и едва ли не любой ценой закрепляться на них. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Рынок – это вся система  многообразных отношений между  людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.

     Принцип свободы экономической,  хозяйственной, предпринимательской  деятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия во всех сферах жизни в рамках соблюдения законности предопределяет возможность любого экономического субъекта реализовать свои способности, желание самым активным образом по собственному выбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем или посредником между производителем и потребителем, организовать сове дело. В этом основополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить замыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимо вместе с тем понять, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономической системе, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений. Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставлен лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают  государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, противомонопольные меры. Важно и то, что рыночная свобода возникает не просто так, она сопряжена с экономической ответственностью и риском предпринимателя. Рыночная экономика, вводя равноправие многообразных форм собственности, опираясь на ее приватизацию, возбуждает чувство ответственности, ибо он может потерять деньги, имущество, работу.

     Кроме того, рынок подрывает диктат  производителя, способствуя диктату над ним со стороны потребителя. В этом смысле рыночная экономика опирается на принцип примата потребителя, его главенства. В условиях административно-командной экономики, порождающей дефицит, наступает власть производителя над потребителем, превращение последнего под действием очередей и нехватки в покорного просителя, говорящего спасибо за все, что ему дают. В рыночной экономике ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество между производителями в борьбе за покупателя, потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода, прибыли, а иногда и крах фирмы.

     Рыночной экономике свойственен  принцип рыночного ценообразования.  Как известно, цена формируется  на рынке в результате торга  продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения. Эта цена возникает в итоге установления баланса противонаправленных тенденций: желание одной стороны продать товар подороже и другой стороны – купить подешевле. В нормально функционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать по более низкой цене просто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают производить и продавать конкуренты, и цена падает.

     Рыночной экономике присущ принцип  договорных, контрактных отношений.  В нашей практике это означает  переход от управления по вертикали  к управлению по горизонтали,  то есть на основе соглашения  между равноправными экономическими субъектами. Значительное ослабление распорядительства со стороны вышестоящих организаций в экономике рыночного типа, экономическая свобода хозяйствующих субъектов настоятельно потребует приведения в действие механизмов саморегуляции, роль которых особенно важна на уровне предприятий, учреждений.

     Принцип открытости экономики  означает, что свобода предпринимательства  распространяется на внешнеэкономические  связи и выражается в том,  что хозяйственные организации  и предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений. Реализация этого принципа является условием интеграции страны в систему мирохозяйственных связей и проникновения на мировой рынок. Защита внутренних интересов в условиях открытости экономики обеспечивается соблюдением признанных международных норм и установленного законодательства страны.

     Рыночная экономика не мыслима  без реализации принципа конкуренции.  Без конкуренции рыночный механизм  не работает. Конкуренция должна быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однородную продукцию. Она крайне необходима во избежание монополизации и захвата рынка. Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действующих средств возбуждения деловой активности, использования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

     Если централизованная экономика опирается на непосредственное управление материально-вещественными объектами и процессами, то рыночная экономика тяготеет к управлению при помощи принципа воздействия на финансы и денежное обращение. Другими словами, рыночная экономика гораздо полнее использует механизм стоимости и товарно-денежные отношения. В этом смысле можно утверждать, что рыночной экономике более присущи экономические методы управления. На практике это находит воплощение в значительном повышении роли денег, кредита, банков, распределительной и налоговой систем, цен.

     Основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. Хотя глубина проникновения рыночных отношений, широта охвата ими социально-экономических явлений и процессов различны в разных отраслях и секторах экономики, практически ни один из них не оказывается вне зоны воздействия рынка. Таким образом, вся экономика становится как бы совокупностью многообразных рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки, но и проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма. Изучение структуры рынка позволяет решить двуединую задачу.

     С одной стороны, мы получаем  комплексное представление о  рыночной экономике как о единстве  взаимосвязанных и взаимодействующих разнообразных рынков.

     С другой стороны, становится  возможным сопоставить нынешнее  состояние отдельных рынков или  рыночных сфер экономики с  тем, которое должно быть при  переходе к развитым рыночным  отношениям. Тем самым удается  оценить степень необходимых преобразований при переходе к рыночной экономике и характер их воздействия на людей.

     При наиболее укрупненной структуризации  в составе единого рынка обычно  выделяют следующие виды отдельных  рынков:

- рынок  потребительских товаров, услуг, жилья, зданий и сооружений непроизводственного назначения;

- рынок  средств производства и производственных  видов деятельности;

- рынок  денег, валюты, ценных бумаг;

Информация о работе Рынок: социально-экономическое содержание, механизм развития макроэкономического равновесия и его проблемы