Рынок: социально-экономическое содержание, механизм развития макроэкономического равновесия и его проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение вопроса о рынке, механизмах его развития и существования.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- определены понятие рынка и основные принципы рыночной экономики;
- рассмотрены некоторые механизмы регулирования рыночного равновесия;
- изучены проблемы становления рыночных отношений в Республике Беларусь, исходя из реалий современного мира.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 Рынок как форма хозяйствования. Основные принципы ры-
ночной экономики …………………………………………….. 5
ГЛАВА 2 Механизм рыночного регулирования макроэкономического
равновесия ……………………………………………………… 14
ГЛАВА 3 Проблемы становления рыночных отношений ……………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………… 29

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике Рынок социально-экономическое содержание, механизм развития макроэкономического равновесия и его проблемы .doc

— 193.50 Кб (Скачать)

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3  Проблемы становления рыночных отношений

в Республике Беларусь 
 

     На протяжении многих лет наша  страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. В настоящее время Беларусь вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям, но специфика нашей страны заключается в том, что мы строим социально-ориентированную экономику.

     Беларусь – единственное европейское  постсоветское государство, которое  отказалось от шоковой терапии,  свернуло программы приватизации, практически не сотрудничает с международными организациями, стремится сохранить прочные позиции на российском рынке. Беларусь – единственное постсоветское государство, которое сохранило обширную систему социальной поддержки граждан и крупное промышленное производство в качестве основы национальной экономики. В Беларуси было приостановлено в сжатые сроки не только падение промышленного производства, но и республика сумела достичь самых высоких в Европе темпов промышленного роста. Наконец, Беларусь сохранила промышленное производство на уровне соответствующего показателя 1990 года, что является наилучшим показателем для европейских постсоветских государств и качественно отличает ее от бывших республик СССР.

     Беларусь избрала свой путь  экономического реформирования, который однако имеет ряд негативных сторон.

     Важнейшая тенденция развития  социально-экономических структур  стран Восточной Европы с конца  80-х годов проявлялась в деиндустриализации. Остальные экономические процессы  – приватизация, перестройка национальных финансовых систем, изменение внешнеэкономической ориентации стран региона вытекали именно из процесса деиндустриализации. Страны-члены СЭВ за исключением ГДР не смогли плавно адаптировать свои экономики к устойчивому экономическому пространству Европейского Союза. Тем более, что процесс европейской интеграции после Маастрихта растянулся на многие годы. В результате в течение 90-х годов почти все страны системы социалистической ориентации потеряли крупную промышленность. Экономическая политика в восточноевропейских государствах с конца 80-х годов заключалась в основном в импульсивных попытках выжить за счет использования ресурсов национального рыночного пространства и западной финансовой поддержки. Почти все страны региона стремились переориентироваться на экономическое пространство Европейского Союза и в идеале – стать членом ЕС.

     Для экономических систем в  переходные периоды характерно  простое более менее удачное  проедание тех ресурсов, которые были накоплены в периоды устойчивого роста. Поэтому для характеристики переходных обществ не всегда правомерно применение тех критериев, по которым оцениваются стабильные общества. Те же финансовые индикаторы, столь важные для понимания ситуации в развитых странах ЕС или Северной Америки, на пространстве Восточной Европы имеют вспомогательное значение. В то время как сохранение даже убыточного с формальной точки зрения крупного промышленного производства может быть основным фактором сохранения жизнеспособности всей экономической системы той или иной страны. Более того, в переходные периоды значения финансовых факторов для экономической системы страны всегда падает по сравнению с элементами прямого директивного вмешательства государства или иной политической силы в экономику.

     Деиндустриализация Восточной Европы проходила в целом однотипно во всех странах, кроме ГДР и Беларуси. Сначала рухнул ВПК, затем – система фундаментальных научных исследований и крупные предприятия гражданского и двойного назначения, оставшиеся без государственных заказов. Следом – система среднего и высшего образования, ориентированная на обслуживание крупного промышленного комплекса, была реформирована в сторону гуманизации и реального уменьшения объема знаний, которые представляются учащимся. Наконец, с помощью программ малой и средней приватизации, а также западных вливаний в финансовые системы стран региона, поддержавших финансовые системы в зависимом, но стабильном состоянии, миллионы промышленных рабочих, ученых, преподавателей были направлены в сферу обслуживания, в мелкий и средний бизнес, несвязанный с высокими технологиями.

     Исходя из общего процесса  деиндустриализации, произошла трансформация  всей социальной политической  системы стран региона. На передний  план вышли социальные слои, политические  группы и ценности, несвязанные с крупным промышленным производством.

     Прекращение индустриального роста  и деиндустриализация во всех  странах вывели на поверхность  целый комплекс дезинтегрированных  социально-политических и даже  культурных процессов. В конце  80-х годов главным объединяющим стержнем обществ в восточных странах, источником устойчивости государств и политических систем стала сила идеологии, главной опорой государственных организмов – духовная, идеологическая, антикоммунистическая солидарность новых групп политической элиты. Экономическая и политическая идеология антикоммунистических сил базировалась на западной поддержке. Наиболее очевидно это на примере Беларуси, прозападные силы которой не получили адекватной поддержки со стороны Запада и проиграли своим оппонентам. В большинстве других стран в начале 90-х годов быстро обострялись межрегиональные противоречия и противоречия между различными культурными группами доминирующего в каждой стране этноса.

     В Латвии и Эстонии – противостояние  латышей и эстонцев со славянами. В Литве – сложная проблема Виленского края. В Беларуси в начале 90-х слабее, чем в других странах, но шли те же процессы – костелы стали опорою польского национального движения, на Полесье развернулись ятвяжские и украинские группы, в восточных областях стали становиться на ноги русские культурно-политические организации.

     На Украине был весь спектр  проблем и дезинтеграционных  процессов. Украинская автокефальная  православная церковь «овладела»  Волынью, где никогда ранее,  за исключением времен немецкой оккупации, не господствовала.

     Практически все страны региона  имели в начале 90-х годов сложные  отношения с соседями, обострившиеся  под влиянием идеологизации всей  внутренней жизни в восточноевропейских государствах, происшедшей в конце 80-х годов. Деиндустриализация в конце 80-х годов ослабила все государства и вызвала в регионе резкий рост политической нестабильности.

     Попробуем построить общую модель  развития бывших западных республик  СССР в 90-х годах, отталкиваясь  от понятия деиндустриализации. Нежелательность политического коллапса на комплексе предназначенных к модернизации транспортных магистралей Берлин-Москва – один из главных аспектов, которые обуславливают место Беларуси в системе внешнеполитических приоритетов развитых стран Запада. Однако это означает, что одним из приоритета Запада относительно Беларуси должно выступать сохранение белорусской крупной промышленности. Осмыслено это им или нет, но в условиях падения значения для Беларуси российского рынка, Запад не может быть  противником выхода белорусских производителей на новые рынки.

     Вероятные параметры западной  помощи белорусской крупной промышленности  могут, видимо, заключать в совместных  коммерческих комбинациях на  рынках третьих стран, инвестициях в экспортные производства Беларуси, политическую опеку действий Беларуси на ее новых транзитных путях (скажем в портах стран Балтии). В этом направлении развиваются все крупные проекты Республики Беларусь в области экспортного машиностроения.

     Ориентация Беларуси на неоимперскую  идеологию, которая диктуется  потребностями белорусской восточной политики, вероятно, будет продолжительное время провоцировать напряженность в отношениях между нашей страной и западными государствами. Беларуси ничего не остается как искать общий язык и покровительство на Западе со стороны транснациональных корпораций и международного капитала, а также связанных с ними политических сил. Не исключено, что по идейным соображениям еще одной точкой опоры Беларуси могут выступать западные левые и особенно коммунистические партии. Беларусь не может позволить себе, подобно другим странам Средней Европы фронтальную малую приватизацию и привлекать в качестве инвесторов к себе средний и мелкий иностранный капитал. Подобная политика может подорвать крупную промышленность в условиях сегодняшних сложностей с переориентацией на новые рынки. Вероятно, следует активизировать поиск в основном крупных инвесторов под доступные ему сектора российского и других рынков.

     Геополитические интересы Беларуси  в своей основе не противоречат  интересам Запада. Беларусь заинтересована  в эксплуатации российского сырья, предотвращении нового серьезного раскола Европы, стабильности границ и отношений с соседями, строительстве и нормальном функционировании трансъевропейских магистралей.

     Беларусь по своей социально-экономической  структуре, благоприятными природно-географическими и геополитическими условиями резко отличается от всех соседей по региону Средней Европы.

     Все Среднеевропейские государства  зависимы от поставок сырья  извне, в основном из России. В последние годы они пытаются  уменьшить долю российского сырья в своем потреблении, но реально еще длительное время и в Чехии, и в Польше, и в Болгарии, и даже в Боснии и в Австрии российское топливо и металлы будут определять лицо промышленности.

     Все страны региона обладают  построенной во времена существования СССР крупной промышленностью, ориентированной на все экономическое пространство бывшего СЭВ. Сегодня эта промышленность в упадке. На Восток «смотрит» и их транспортная инфраструктура.

     Ни одно государство Средней  Европы не в состоянии собственными силами обеспечить свою геополитическую устойчивость перед давлением Запада или России.

     Во всех странах Средней Европы, быть может, за исключением  Беларуси, произошли прозападные  «бархатные» революции. Всюду  в ходе экономических реформ крупная промышленность была остановлена, развернуты программы малой и средней приватизации, промышленные рабочие отправлены в киоски и на базары, остатки промышленности попали в технологическую зависимость от западных производителей, собственная научная база была практически ликвидирована. Сами страны устремились к вхождению в Европейский Союз и НАТО.

     Белорусская альтернатива геополитическому  тупику Средней Европы – вероятно  в сохранении крупной промышленности  в качестве основы экономики  за счет быстрого выхода на рынки за пределами Средней Европы. Если Беларусь создаст свои крупные корпорации, закрепится в развивающихся странах, развернет в этих странах сборочные производства, а на своей территории – конструкторские разработки, обучит соответствующим образом свое население, финансовые центры своих корпораций выведет за рамки национального экономического пространства, то это обеспечит ей социально-экономическую устойчивость в глобальном масштабе в обозримой перспективе.

     Основной целью социально-экономической политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни населения на основе обеспечения устойчивого экономического роста и выход экономики на параметры, определенные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.

     При этом основное внимание  будет уделено финансовому оздоровлению  экономики, привлечению иностранных  инвестиций, созданию благоприятных  условий для развития предпринимательства,  реформированию АПК.

     Основной задачей в области развития отраслей социальной сферы является сохранение потенциала и обеспечение устойчивого, целенаправленного развития образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и туризма, обеспечение доступности их услуг населению.

     Едва ли не главной особенностью социально-экономической и территориальной структуры Беларуси, которая принципиально отличает белорусское общество от всех постсоветских государств, выступает исключительное значение в ее экономике крупной экспортной промышленности.

     В Республике Беларусь исторически,  с учетом особенностей геополитического  развития, обусловлено становление  социально-ориентированной рыночной  экономики. Сюда следует отнести  и необходимость сохранения промышленного  потенциала предприятия и развитие  аграрного комплекса, обеспечение государственной безопасности. Также предпосылкой для развития социально-ориентированной экономики явилась Чернобыльская трагедия, которая во многом определила развитие Республики Беларусь в современном мире.

     Учитывая особенности социально-ориентированной экономики Республики Беларусь и наличие внутри страны крупного промышленного комплекса, при разработке социально-экономической политики страны следует руководствоваться следующими основными задачами: учитывать специфику каждого региона в осуществлении общегосударственной промышленной политики; формировать специальные программы и конкретные мероприятия по их реализации в регионах с особо отличающимися условиями, что позволит учесть интересы территорий и обеспечить их развитие в рамках единой стратегии развития страны.

     Совершенствование региональных  промышленных комплексов должно  быть нацелено на рациональное  использование экономических возможностей  каждого региона,  объективных  преимуществ территориального разделения  труда при осуществлении глубокой структурной перестройки, направленной на повышение эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности на внешнем и внутреннем рынках.

Информация о работе Рынок: социально-экономическое содержание, механизм развития макроэкономического равновесия и его проблемы