Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализирование закономерности функционирования и развития рынка недвижимости в Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие и виды недвижимости, рассмотреть ее особенности как товара;
определить понятие, виды, субъекты рынка недвижимости;
рассмотреть особенности рынка недвижимости в Российской Федерации.
Объектом исследования является рынок недвижимости.
Предмет исследования – тенденции и анализ рынка недвижимости.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие недвижимости……………………………………………..………….4
1.1 Рынок недвижимости: понятие, субъекты, законодательная база….…4
1.2 Место недвижимости в рыночной системе. …………………………....5
2. Анализ состояния рынка недвижимости в России….………………………..6
2.1 Рынок жилья………………………………………………………………6
2.2.Рынок коммерческой недвижимости ….………………………..……..15
2.3. Рынок земли ……………………………………………………………16
Заключение…………………………….…………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………...20
Расчетно–практическая часть………………………………………………..…21
По мнению правительства поправки, внесенные в закон «Об ипотеке», призваны решить эти проблемы как для банкиров, так и для заемщиков. Банки опасались выдавать ипотечные кредиты потому что заемщики фактически не несли никакой ответственности за своевременность их погашения. А сейчас банкам даются гарантии, что они в случае форсмажорных обстоятельств заберут себе квартиры неплатежеспособных клиентов, даже если это жилье у них является единственным. Исправить положение с отсутствием долгосрочных ресурсов помогут поправки, внесенные в закон «Об ипотечных ценных бумагах», который значительно расширил перечень организаций, имеющих право выкупа ипотечных ценных бумаг. Очевидно, что новый «жилищный пакет» позволяет банкам снизить риски по ипотечному кредитованию и привлечь дополнительные ресурсы, что в свою очередь сулит покупателям благоприятные изменения в условиях ипотечной сделки [4, с.22].
По данным Ассоциации российских банков, в 2001 году объемы ипотечных кредитов составили 107 млрд. руб., в 2002 году – 7,8 млрд. руб., а в 2003 году – 15 млрд. руб. При средней величине кредита 18 тыс. долларов на конец 2003 года банками выдано 27 тыс. кредитов. И к началу 2004 года более 100 тыс. семей смогли улучшить свои жилищные условия с использованием ипотечных схем. Половину из этого количества ипотечных кредитов выдал Сбербанк России. Доля просроченной задолженности составляла в 2002 году 0,42%, в 2003 году – 0,33%. По итогам 6 месяцев 2004 года из общего числа реализованных с помощью ипотеки квартир АИЖК рефинансировало более 300 (3%) ипотечных кредитов на сумму более 1 млрд. руб. К федеральной системе рефинансирования подключилось две трети региональных операторов.
Сейчас одни регионы уже практикуют ипотечное кредитование, другие только планируют использовать его для решения жилищных проблем. Соглашения с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) заключили 68 регионов, и 45 из них работают по его стандартам. С учетом своих особенностей там создают и собственные схемы.
Например, Республика Башкортостан один из лидеров по количеству выданных ипотечных кредитов. По специальной программе, реализуемой в республике Уфимским городским агентством ипотечного кредитования, было предоставлено 2316 кредитов на общую сумму 947,96 млн рублей. На сегодня это лучший результат по России. Ныне в январе было выдано 214 кредитов на сумму 101,84 млн рублей [6, с.28].
В Татарстане начали работать по программе развития социального ипотечного строительства. Средства предприятий при этом – основной источник финансирования строительства. Их отчисления предполагается оформить на возвратной основе, а возврат средств начнется через 7 лет. Рассрочка по оплате составит 28,5 лет [4, с.33].
В Перми областной ипотечный фонд жилищного кредитования в 2004 году выдал 157 ипотечных кредитов на общую сумму 56,1 млн рублей.
В Санкт-Петербурге за 2004 г. выдано 1,3 тыс. ипотечных кредитов. В том числе за 2004 г. ипотечные кредиты по специальной городской программе оформили 150 петербуржцев-очередников. Всего в городской программе, рассчитанной на 10 лет, планируется ежегодно выделять из бюджета до 80 млн руб. на льготные ипотечные кредиты, что позволит 1,5-2 тыс. горожан получать социальный ипотечный кредит на жилье.
Объем ипотечного рынка Москвы и Подмосковья в 2004 году увеличился примерно в 2 раза, с 7-8 млрд руб., до 15,5-16,5 млрд руб. По прогнозам аналитиков в 2005 году он может увеличиться до 28 млрд рублей.
В Красноярском крае в качестве ипотечного оператора выступает краевой фонд жилищного строительства. Для ипотечных кредитов на год предусмотрено 525 млн рублей. Займы будут выдаваться под 15% годовых на срок до 27 лет. Возраст заемщика – от 18 до 60 лет. Например, заем в 300 тыс. рублей может получить семья, совокупный доход которой составляет от 10 тыс. рублей в месяц. При этом их ежемесячный взнос в банк будет составлять 3818 рублей [2, с.46].
На Южном Урале первоначальный взнос по кредиту предполагается снизить с 30 до 10%. В 2005 году ипотечные кредиты смогут получить 10 тысяч семей.
Есть примеры сотрудничества регионов с иностранными банками. Так, среди банков-партнеров Хабаровского краевого ипотечного агентства и японский банк, где ставка по кредиту в долларах составит примерно 7% годовых по сравнению с 11-12% в российских [7, с.45].
Итак,
можно считать, что двери жилья,
приобретаемого с помощью ипотечных
кредитов, еже открываются, правда,
пока не для всех. По расчетам специалистов,
предельные ставки для обеспечения
действительно доступных
В
рамках всей жилищной реформы предполагается,
что к 2010 году стоиться жилья будет
вдвое больше, и оно будет доступно
для 30-35% населения. По завершении всей
реформы мы в течение какого-то
времени войдем в нормальный режим,
при этом спрос будет на уровне
примерно 150 млн. кв. м в год. Это
позволит достичь большего равновесия
спроса и предложения на рынке
жилищного строительства и
2.2 Рынок коммерческой недвижимости
Рынок недвижимости в России в настоящее время находится в начальной стадии своего развития. Начало развития рынка недвижимости в России положено в принятом Верховным Советом Российской Федерации 3 июля 1991 года Законе о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Характеризуя современное состояние рынка недвижимости в России, следует отметить, что мы сейчас находимся на границе первого этапа развития рынка, при формировании первичного рынка недвижимости, и второго этапа – этапа подхода к недвижимости как объекту инвестиционной деятельности. Если на первом этапе недвижимость приобреталась в основном для удовлетворения собственных потребностей (жилье, офисы для собственных нужд и т.д.) и выгодной ее перепродажи, то на втором этапе недвижимость рассматривается как объект вложения финансов для получения постоянного дохода, превышающего уровень депозитных ставок банков, например от сдачи объектов недвижимости в аренду [5, с.24].
Рассмотрим подробнее состояние дел на каждом рынке недвижимости в Российской Федерации.
Первой проблемой, с которой сталкивается бизнес после регистрации, а часто и перед ней, является сложность размещения рабочих площадей. Заоблачность цен на недвижимость не позволяет предпринимателям приобрести офис, здание или земельный участок в собственность. Заключение договоров купли-продажи коммерческой недвижимости сегодня – единичные случаи. Единственное, что остается хозяйственнику, - заключить с собственником договор аренды [6, с.39].
Но,
по мнению специалистов различных консалтинговых
компаний региональные рынки недвижимости
в скором времени будут пользоваться спросом
у инвесторов и девелоперов. И наиболее
перспективным для вложений будет сегмент
торговой недвижимости, который в настоящее
время развивается опережающими темпами
по сравнению с другими сегментами рынка.
Объем российского рынка торговой недвижимости
в 2004 году составил 200 млрд. долларов, при
этом его рост по итогам года составил
30% в долларовом эквиваленте. Развитие
рынка торговой недвижимости обусловлено
развитием розничной торговли, ростом
денежных доходов населения и объемов
потребления. Кроме того, участники рынка
почти не рассматривают сегмент офисной
недвижимости, который в регионах представлен
офисами класса С, в лучшем случае – класса
В. Одни считают, что в регионах бизнес
не считает необходимым тратиться на хороший
офис, поскольку воспринимает его не как
актив, способный повлиять на увеличение
прибыли компании, а как пассив, расходы
на который необходимо минимизировать.
Другие участники рынка придерживаются
мнения, что региональные рынки пока не
созрели для высококлассной офисной недвижимости,
а посему и вкладываться в этот сегмент
в настоящее время особого смысла не имеет.
В частности, построенный в Самаре бизнес-центр
класса А не полностью востребован арендаторами,
многие помещения пустуют. Это говорит
о том, что строительство такого бизнес-центра
было преждевременным.1
В рыночной среде земля имеет многофункциональное назначение. В качестве природного объекта, существующего независимо от воли людей, земля – это вся планета, колыбель человека, выполняющая важнейшую экологическую функцию. Одновременно земля – это и почва, верхний слой нашей планеты, ее поверхность или пространственный базис – объект хозяйствования и, следовательно, отражает экономические отношения. Социальная роль земли в том, что она служит местом обитания и условием жизни людей. И, наконец, земля, как территория государства или субъекта Федерации, обуславливает политическую функцию. Поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется не только конституционными нормами и земельным правом, но и гражданским законодательством с учетом лесного, экологического и иного специального законодательства [5, с.48].
В силу перечисленных
выше факторов земля, как невосполнимый
природный ресурс многофункционального
значения, имеет особый юридический
статус. Распоряжение землей, особенно
купля-продажа земельных
В
90-ые годы, когда шла приватизация
основной массы предприятий, земля
под ними передавалась новым собственникам
на праве постоянного бессрочного
пользования. Бес срочность оказалась
весьма относительной, и уже в 2001 г., когда
был принят новый Земельный кодекс РФ,
перед предприятиями замаячила необходимость
либо выкупить, либо арендовать свой земельный
участок (ст. 36 ЗК РФ). Изначально Законом
от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ (он ввел в действие
Земельный кодекс РФ) юридические лица
обязывались переоформить право бессрочного
пользования в срок до 1 января 2004 года,
затем им была предоставлена отсрочка
до 1 января 2006 г. Однако было ясно, что
рано или поздно платить за землю придется.
При переоформлении права бессрочного
пользования на право собственности цена
земли устанавливается субъектами Федерации.
При этом Законом о введении в действие
Земельного кодекса установлена норма
предельной цены выкупа в зависимости
от численности населения:
Некоторые регионы
начали приватизацию земельных участков,
другие ее притормозили – все зависело
от того, насколько приемлемой власти
посчитали цену земли и насколько
они были заинтересованы в развитии
своих территорий. Часть субъектов
РФ установила максимальную цену, часть
– минимальную, либо дифференцировала
цену по категориям участков и собственников
объектов недвижимости, расположенных
на них. Однако, по данным Минэкономразвития,
ряд регионов, изначально установивших
минимальные выкупные цены, начинают
отказываться от такой практики. То
есть установление минимальной цены
в них привело к массовому
выкупу участков, а отдельные землепользователи,
имеющие высокодоходный бизнес на малых
площадях (магазины, заправочные станции
и т.п.), в состоянии заплатить
адекватную цену за землю. Между тем
многие собственники считают, что, покупая
пакеты акций предприятий на конкурсах
и аукционах, они фактически уже
оплатили и стоимость соответствующей
земли. В результате в настоящее
время переоформлено менее 30% земельных
участков из находящихся на праве
постоянного бессрочного
Сегодня 129,3 млн га составляет общая площадь земель, находящихся в частной собственности в РФ, из них 124,2 млн га – земли в собственности граждан, 5,1 – в собственности юридических лиц. В государственной и муниципальной собственности находится 1580,6 млн га [4, с.41].
Земля и недвижимость – это мощный экономический ресурс, который, во-первых, используется в российской экономике крайне неэффективно, а во-вторых, экономический потенциал которого существенно недооценивается. В исследовании Эрнандо де Сото, достаточно убедительно доказана гипотеза, согласно которой одна из основных причин экономического разрыва между развитыми странами и странами третьего мира – это неумение последних правильно распоряжаться имеющимися ресурсами. Применительно к недвижимости это «неумение» заключается в отсутствии институтов, обеспечивающих защиту прав на недвижимое имущество и свободный оборот этих прав. В настоящее время Правительство РФ взялось за земельную реформу. Содержание земельной реформы включает в себя предложения практически по всем основным институтам рынка недвижимости. В первую очередь это предоставление прав на земельные участки (приватизация и долгосрочная аренда, разграничение государственной собственности на землю, развитие системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости для целей налогообложения, формирование и кадастровый учет объектов недвижимости, установление сервитутов, резервирование и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд [4, с.44].
Информация о работе Рынок недвижимости (общий анализ и тенденции)