Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:43, контрольная работа
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величина спроса и величина предложения сбалансированы. На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель-продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью.
1.Понятие рыночного равновесия.
2.Товарный дефицит и его следствия.
3.Товарный избыток и его следствия.
Краткосрочное равновесие наступает тогда, когда предложение возрастает, но число производителей данного товара не увеличивается. Рост предложения есть нормальная реакция производителей на увеличение спроса. Объем производства возрастает вследствие более интенсивного использования применяемых производственных факторов. В данном случае объем предложения несколько возрастает (с Q1 до Q2); a равновесная цена Р1 устанавливается на более низком уровне чем в ситуации мгновенного равновесия (рис. 2, б).
Когда же объем предложения начинает увеличиваться счет увеличения числа производителей, введения в производство дополнительных мощностей, устанавливается долгосрочное равновесие. Расширение объема производства, вызывая углубление специализации и другие факторы, обусловливающие положительный эффект масштаба производства, сказывается на снижении издержек, равновесная цена снижается. Такое равновесие называют еще нормальным, потому что все большее товарное насыщение рынка порождает конкуренцию между производителями, в отрасль приходят новые фирмы, объем предложения возрастает до Q2, равновесная цена Р1 еще более снижается. Предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу, устанавливается долгосрочное равновесие между спросом и предложением (рис. 2, в). Мгновенное и краткосрочное равновесные состояния следует рассматривать как этапы в становлении долгосрочного, нормального равновесия. Однако приспособление спроса и предложения не может быть статичным. Изменение уравновешивающих факторов дестабилизирует рыночное равновесие.
Различают, также, стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночные равновесия. Первое имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается опять; второе — когда нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного периода. Примером второго может служить ситуация с хроническим товарным дефицитом, когда продолжительное время покупательский спрос остается неудовлетворенным. Применительно ко второй ситуации выделяют рынок потребителя (покупателя) и рынок производителя (продавца). Рынок потребителя характеризуется устойчивым превышением предложения над спросом. На таком рынке конкурируют между собой производители за лучшее и наиболее полное удовлетворение запросов потребителей. Ни рынке производителя спрос устойчиво превышает предложение. Потребители конкурируют между собой фактически за доступ к товару