Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:59, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучения основных характеристик чистой рыночной экономики, а также экономических моделей в таких странах, как Швеция, Америка, Япония и Беларусь. Важно сделать вывод об эффективности функционирования рыночных экономик в вышеперечисленных странах.
Введение
1 Рыночная система: понятие, свойства, функции, структура
2 Эволюция рыночной системы: история возникновения и развития
3 Основные модели рыночной экономики
3.1 Зарубежные модели
3.2 Белорусская модель развития экономики
Заключение
Список использованных источников
К этому следует добавить психологическую и социальную неподготовленность населения к крутым реформам, обрушившимся на людей в начале 90-х гг. (т.е. особый социальный стресс), о чем говорят социологические опросы того периода, причем во всех странах СНГ. Таким образом, объективные условия, в которых оказалось население страны, потребовали учета этого обстоятельства и проведения реформ в особом, социально-щадящем варианте. В противном случае трансформация могла завершиться провалом с социальными противостояниями.
В-третьих, особенностью белорусской модели следует признать ее интеллектуально-инновационную основу, которая вписывается в общемировую направленность развития экономики в ХХI в. Фундаментальной базой этого развития является новая экономика, основанная на интеллектуальном капитале.
Основной признак новой экономики – знания становятся главным ресурсом и главным источником богатства как на микро -, так и на макроуровне экономики. Знания и их использование создают превалирующую часть ВВП (до 80-90 % в современных, прогрессивных отраслях).
У республики есть возможность и необходимость «вписаться» в этот контекст мирового прогресса. Данное направление обусловлено и особенностями ресурсной базы экономики страны. Ее относительная бедность природными ископаемыми, особенно энергетическими ресурсами, и рисковая зона сельскохозяйственного производства вызывают необходимость обратиться к ресурсам интеллекта и сделать именно их основой экономического и социального развития.
Белорусская экономика к началу переходного периода сложилась как зрелая индустриальная экономика. Наша республика специализировалась на производстве продукции индустриальных отраслей: машиностроение, нефтехимическая и химическая, деревообрабатывающая, лёгкая. Производство, означающее взаимодействие с машинами, и есть база индустриальной экономики. Таковой и была Беларусь на пороге трансформационных событий.
Направленность на постиндустриальное развитие требует превращения научно-технической политики как комплекса мер по регулированию отдельной сферы в стержень всей системы государственного регулирования. Разработанная в Республике Беларусь концепция национальной инновационной системы предусматривает тесную интеграцию науки, образования и производства страны на основе использования новых знаний, создаваемых интеллектом.
В-четвертых, еще одной особенностью модели преобразований экономики в Беларуси является их последовательность и постепенность. Дело в том, что шоковый вариант на фоне чернобыльской катастрофы, а также в условиях монополизированного характера исходной для реформирования постсоветской экономики в принципе не мог дать позитивных результатов. Это обусловило другой – градуалистский путь. Постепенность, эволюционность у нас проявляется в особенностях процессов приватизации государственной собственности.
Во всех исходных документах о приватизации в Республике Беларусь подчеркивается ее главный принцип: приватизировать государственную, созданную всем народом собственность следует в интересах всего общества. Постепенность состоит в том, что на предыдущем этапе развития необходимо создавать условия для каждого последующего.
В-пятых, особенностью белорусской модели перехода и развития можно считать учет менталитета и ценностных приверженностей населения. Эта особенность означает сохранение исторических и социально-культурных основ, на которых сформировалось и держится социально-экономическое ядро нашего общества. Такими основными принципами признаны:
-общинные, коллективные начала;
-развитое
чувство социальной
-толерантность и неспешность;
-трудовые ценностные ориентиры;
-многонациональность и своеобразие культур многих народов;
-ориентация на сочетание материальных и духовных начал и благ;
-развитое чувство ответственности за судьбу Отечества.
В-шестых,
смешанность экономической
В-седьмых,
еще одной исторически
Нарушение такой справедливости чревато потерей мотивации, трудовой активности. А это означает потерю одной из главных движущих сил экономического развития – интереса. В таких условиях без интереса, без заинтересованности работников даже лучшие реформы не реализуются.
В-восьмых, особенностью белорусской модели приходится назвать опору на собственные силы. В формирующейся открытой экономике это означает преимущественную ориентацию на собственные ресурсы и факторы, в том числе на свои конкурентные преимущества. В качестве предпосылок конкурентных преимуществ Беларуси могут служить:
-ее трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
-значительный, сохраненный и развивающийся научный потенциал;
-выгодное
географическое положение в
-развитый
производственный потенциал
-наличие в ряде отраслей новых и высоких технологий.
Все эти и другие особенности белорусской модели связывает ориентация на значительный рост благосостояния и социальное развитие своего народ [7,с.88].
Таким
образом, социально ориентированная
модель развития Республики Беларусь
обусловлена и историей страны, и
менталитетом ее народа, и социально-гуманистическими
предпочтениями, исходными особенностями
экономики, объективной основой новой,
постиндустриальной экономики, современным
уровнем жизни населения, резко упавшим
в перестроечные 90-е гг. во всех странах
СНГ, в том числе и в Беларуси, а также общей
приверженностью мирового сообщества
идее устойчивого развития, обязывающей
к ответственности за упрочение взаимосвязи
основ общей устойчивости: экономики,
социальной сферы и окружающей среды.
Этапы
построения белорусской
модели экономического
развития
Смена базисных основ экономического строя не может быть разовым актом, она требует длительного переходного периода и, наверное, смены поколений. Эволюционный путь продвижения к социально ориентированной (смешанной) экономике устраняет опасность шокового навязывания народу чуждых ему схем, позволяет взять из прошлого и адаптировать наиболее конструктивное, отсечь отжившее, неэффективное, подметить и укрепить ростки нового, учесть при этом и мировой опыт без его механического копирования.
Если подходить к определению фаз вызревания политических, социальных, экономических, психологических и других институтов с философско-теоретических позиций, то следует подчеркнуть, что диалектика развития предполагает как минимум три стадии перехода к новой экономической системе.
Первая — стадия преобладания черт старой системы с ростками новых общественных отношений и структур — характеризуется сменой конституционных основ государственного строя, вхождением в рыночные отношения, появлением новой политики занятости, доходов и цен. На данной стадии еще имеют место проявления иждивенчества, социальной апатии и недобросовестного отношения к труду, его результатам, государственной собственности. Отсутствует конкуренция из-за сильных монополистических тенденций.
Указанная стадия перехода к социально ориентированной рыночной экономике в нашей стране исторически совпала с необходимостью выхода из системного кризиса, вызванного развалом СССР и усугубленного грубыми ошибками радикал-реформаторов, особенно в институционально-правовом обеспечении реформ. Была проигнорирована переходная природа трансформационных процессов, использовались преимущественно методы шоковой терапии и переноса на белорусскую почву чисто рыночных правовых актов, что нарушило ход реформ и создало дополнительные трудности на пути становления социально-ориентированной рыночной экономики. Ситуация резко изменилась с принятием и реализацией Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, предусматривающих новую стратегию и тактику реформ и их правовое обеспечение.
В результате реализации основных направлений произошли определенные изменения в экономической системе страны. В процессе преодоления кризиса и начала экономического подъема проведены практические шаги по институциональным, структурным и другим преобразованиям. Однако годы реформ не создали еще прочных рыночных основ и механизмов, конкурентной институциональной среды и конкурентных рынков, эффективного сочетания административных и рыночных начал в управлении экономикой.
Вторая — стадия сосуществования в рамках одной политической системы структур двух экономических укладов — характеризуется в концептуальном плане как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями, новой институциональной средой, новой ролью государства и государственного регулирования, сильной, но уже селективной социальной политикой. Социальная ориентация в отличие от первой стадии не является уже всеобъемлющей, все пронизывающей идеей, определяющей (как при социализме) построение всех государственных и общественных структур. Появляются структурированное гражданское общество и достаточно сильный и эффективный частный сектор.
Третья — стадия преобладания правовых норм, государственных институтов и общественных структур нового экономического строя — характеризуется в концептуальном плане достаточно развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Здесь полностью соблюдаются ее основные принципы: свобода личности, социальная сбалансированность, развитые конкурентные условия, сильное государство. Социальная ориентация будет основываться на принципе субсидиарности: помощь оказывается с целью самопомощи и не вредит движущим силам рынка. Государство определяет рамочные политические и правовые условия. Оно сотрудничает с развитым гражданским обществом и эффективным частным сектором на основе Конституции, всей системы законов в демократическом режиме социального партнерства.
С точки зрения практической разработки и реализации этой стратегии, социально-экономической политики государства при определении ступеней приближения к перспективной социально-ориентированной модели важно соблюдать принципы и логику программно-целевого подхода: анализ стартовых условий, определение проблемных полей, ресурсная основа деятельности, выработка стратегических и тактических целей, направления и средства, а также механизмы их достижения.
Разработанные
по данному алгоритму (логической цепи)
Концепция социально-
Беларусь до 2010 года формируют стратегические цели: оздоровление народа, повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений [9,с.69].
Учитывая длительный характер преобразований, для достижения этих конечных целей выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики.
Первый этап (2001—2005 гг.) — созданы необходимые условия для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе решены следующие задачи:
-завершено
создание необходимой
-начато
широкомасштабное
-осуществлена санация, перепрофилирование и закрытие бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по обеспечению занятости и преодолению структурной безработицы;
-улучшено
финансирование оздоровления
Информация о работе Рыночная экономика и ее эволюция. Модели рыночной экономики