Рыночная экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:17, реферат

Краткое описание

Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование к началу XX в. Условиями ее формирования стали три исторических явления:

1) общественное разделение труда, которое по мере своего развития требует развития обмена и совершенствования его форм;

2) экономическая обособленность производителей. Она возникает с разграничением интересов отдельных производителей, их стремлением достичь прежде всего собственных целей, на базе частной собственности; позже она стала опираться и на коллективную собственность, но также ограниченную кругом локальных интересов;

3) самостоятельность производителей и рабочей силы, свобода предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Рыночная экономическая система.docx

— 46.36 Кб (Скачать)

      Инфляция  представляет собой одну из самых  тяжелых болезней экономики в XX в. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и в нерыночных, где механизм рынка разрушен командно-административной системой. Инфляция - это процесс обесценения денег, снижение их покупательной способности. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление.

      Чем больше запущена инфляционная болезнь, тем труднее государству осуществлять меры антиинфляционного регулирования. Воздействовать приходится не только на денежный рынок, но и на государственные  финансы, инвестиционный процесс, текущее потребление и другие области экономики. В период неконтролируемой гиперинфляции борьба с ней становится всепоглощающей заботой государства, а любые его действия приобретают антиинфляционную направленность. При этом экономические проблемы отодвигаются на второй план.

      Причины инфляции многообразны. Обычно в основе лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета, чрезмерным инвестированием, опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда, произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса.

      По  своему характеру, интенсивности, проявлениям  инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Так, в зависимости от темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции:

      1. Ползучая инфляция, для которой  характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10-15% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

      2. Галопирующая инфляция в отличие  от ползучей становится трудноуправляемой. Темпы ее роста выражаются, как правило двузначными цифрами. Такие высокие темпы наблюдались в 80-х гг. во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.

      3. Наибольшую опасность представляет  гиперинфляция. Ее условный рубеж  - ежемесячный рост цен свыше  50%, а годовой будет выражаться  четырехзначными цифрами. Особенность  гиперинфляции в том, что она  бывает практически неуправляемой. Классический пример гиперинфляции - обстановка, сложившаяся в Германии после Первой мировой войны.

      Также инфляцию можно разделить на открытую и подавленную.

      Открытая  инфляция выражается в росте цен.  Она деформирует, но не разрушает механизм рынка.  Одновременно с ростом цен на одних рынках наблюдается снижение цен на других. Таким образом, борьба с открытой инфляцией является сложным, но не безнадежным делом.

      Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При  административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подавленная инфляция способствует развитию инфляционного предложения, когда на потребительском рынке к избытку спроса прибавляется постоянная нехватка предложения товаров. Для борьбы с подавленной инфляцией необходимо осуществить переход к открытой инфляции. Этот процесс должен осуществляться последовательно, без каких бы то ни было отступлений, которые могут привести к гиперинфляции.

      Как уже отмечалось, инфляция оказывает  на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных и негативных влияний. Социальные последствия инфляции для потребителей связаны с падением реальной ценности личных сбережений, снижением текущих доходов. Неминуемо социальное расслоение и усугубление имущественного неравенства населения.

      Для производителей социальные последствия  инфляции сказываются в утрате работниками  стимулов к труду, в отраслевых и  региональных диспропорциях, в отрицательном  влиянии на техническое состояние  производства, в общем замедлении экономического развития. Инфляция снижает эффективность экономических регуляторов, подталкивая государство к использованию административных методов.

      Таким образом, управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо при это учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятия за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Необходимо помнить, что нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требует выверенных гибких решений.

      Проблемы  занятости. Безработица - это социально-экономическое  явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. К безработным, согласно социальной статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущего месяца и зарегистрированные на бирже труда.

      Существует  несколько концепций, трактующих феномен  безработицы. В марксисткой теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде увеличивается медленнее, чем в машинах и оборудовании. В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда. К естественной безработице относят также фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом с одной работы на другую и сезонными колебаниями спроса на рабочую силу. Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается, а на другие, включая ранее не существовавшие, увеличивается. Также выделяют циклическую безработицу, которая вызвана спадом, то есть той фазой экономического цикла, когда уменьшается совокупный спрос на товары и услуги.

      Разумеется, на практике трудно отделить воздействие  структурных факторов от циклических, и поэтому разделение безработицы  на фрикционную, структурную и циклическую достаточно условно. Тем не менее оно может быть полезно для выявления долгосрочных и краткосрочных факторов влияния на рынок труда.

      На  динамику безработицы влияет множество  факторов, в том числе экономическая  и социальная политика государства, демографические факторы, изменения  в структуре экономики, состояние  внешней торговли и вывоз капитала, масштабы военных расходов, позиции  и активность профсоюзов.

      В России, по официальным данным Федеральной  службы занятости, к началу 1994 г. было зафиксировано около 1 млн. чел., не имеющих  постоянной или временной работы. Из них статус безработного получили 750 тыс. чел., пособие по безработице - 500 тыс. чел.

      Необходимо  сказать, что официальные данные не отражают истинного положения  в сфере занятости в России. В частности, статистика не учитывает  в составе безработных лиц, отправленных в неоплачиваемые отпуска, переведенных на график неполной рабочей недели. Весьма несовершенны и методы учета лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

      В России сегодня преобладает "беловоротничковая" безработица. Большая часть безработных (70%) - женщины, а также служащие, в том числе и с высшим образованием.

      В то же время чрезмерная обеспокоенность  по поводу грядущего роста безработицы вряд ли оправдана. В России существуют огромные возможности для занятости. Развитие частного предпринимательства, малого бизнеса, сферы услуг, фермерства, всей рыночной инфраструктуры является хорошей основой для роста занятости в экономике.

      Вследствие  многообразия внутренних регуляторов  рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят Закон о занятости, создаются биржи труда, проводится регистрация безработных. Но это действительно лишь начало. Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран.

      Можно выделить четыре основных направления  государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе. Во-вторых, программы, направленные на переподготовку рабочей силы, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.

      Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

      Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств - стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

      Проблемы  перераспределения доходов. Рыночное распределение дает владельцам факторов производства - труда, капитала, земли, - доходы, соответствующие эффективности  их вклада, что является социально  справедливым. Однако в любом обществе есть люди, которые, во-первых, не имеют факторов производства - нетрудоспособны (дети, люди преклонного возраста, инвалиды) и неимущие; во-вторых, не могут применять свой труд, т.е. неконкурентоспособны на рынке труда (безработные); в-третьих, не желают трудиться в силу своих убеждений. В конкуренции на рынке труда не участвуют лица, занятые в госсекторе. Во всех этих случаях государство обязано вмешаться в распределение доходов.

      Одним из признаков современной цивилизации  является признание за любым человеком  права на достойную жизнь. Распределение  доходов в рыночной экономике  не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит "социальная несправедливость" рынка.

      Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию.

      Активность  государства в перераспределении  доходов можно оценить объемом  и динамикой его социальных расходов, осуществляемых главным образом  через центральный и местные  бюджеты. Если исходить из этого критерия, то в развитых странах она весьма высока.

      Вмешательство государства в перераспределение  доходов достигло ныне значительных масштабов. Поскольку социальный критерий - наделение каждого доходом, обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной деятельности, - допускает различные толкования, то правомерен вопрос о пределах государственного регулирования. С использованием количественных показателей невозможно четко очертить минимальные и максимальные границы участия государства в перераспределении доходов. Возможны лишь качественные ориентиры.

Информация о работе Рыночная экономическая система