Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:58, курсовая работа
Российская экономика, становясь неотъемлемой часть интернационального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государство должно разрабатывать валютную стратегию, учитывающую все трудности переходного периода к рыночной экономике.
Введение
1. Теоретические основы валютного рынка
1.1. Классификация валютных рынков
1.2. Определение курсов на валютном рынке
1.3. Факторы, влияющие на валютный рынок
2. Валютная политика России на современном этапе
2.1. Разновидности и цели валютной политики России
2.2. Цели и результаты денежно-кредитной политики за 1998 год
2.3. Цели и результаты денежно-кредитной политики за 2007 год
2.4. Цели и результаты денежно-кредитной политики за 2008 год
2.5. Цели и результаты денежно-кредитной политики за 2009 год
2.5.1 Ситуация с валютным курсом за 2009 год
2.5.2 Реализация денежно-кредитной политики за 2009 год
2.6. Сценарий макроэкономического развития на 2010- 2012 годов и прогноз платежного баланса
Заключение
Список литературы
2. Валютная политика
России на современном этапе
2.1.
Разновидности и цели валютной
политики России
Валютная политика – относительно самостоятельная часть государственной политики России. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными ценностями.
Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование.
Валютная политика в России в зависимости от её целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой – повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры.
Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой – структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе Международного Валютного Фонда. Это предполагает:
образование полномасштабного внутреннего валютного рынка;
формирование рынка золота и других драгоценных металлов;
введение
свободной конвертируемости рубля
по текущим международным
установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам;
преодоление долларизации экономики;
интегрирование
национального валютного
Оптимальной
политикой для России может быть
переход к модифицированному
инфляционному таргетированию при
проведении дополнительных институциональных
реформ. В последние годы, в то время как
российская бюджетная политика была, прежде
всего, ориентирована на макроэкономическую
стабилизацию, денежно-кредитная политика
по факту была направлена на поддержку
конкурентоспособности российских предприятий
за счет сглаживания колебаний валютного
курса и, по возможности, торможения удорожания
курса в периоды роста цен на нефть и притока
капитала. 2.2. Цели и результаты денежно-кредитной
политики за 1998 год
2.2. Цели и результаты
денежно-кредитной политики за 1998
год
Ситуация в денежно кредитной сфере в 1998 году развивалась под воздействием острых кризисных явлений. Первые признаки кризиса появились уже в конце 1997 года, когда дестабилизация российских финансовых рынков вследствие кризиса на рынках Юго Восточной Азии привела, во первых, к увеличению цены внутренних государственных заимствований и, во вторых, к сокращению золотовалютных резервов Банка Рос сии. Это значительно ухудшило те условия, в которых Банк России начал проводить денежно кредитную политику в 1998 году.
Макроэкономическая политика на 1998 год формировалась исходя из задачи снижения инфляции до 5—8% в целом за год. Ожидалось, что в 1998 году ВВП составит 100—102% к уровню предыдущего года (2840—2930 млрд. рублей), а размер дефицита федерального бюджета не превысит 4,7% ВВП (132,4 млрд. рублей).
Предусматривалось, что денежно кредитная политика в этот период будет проводиться в условиях режима фиксированного валютного курса в форме односторонней привязки рубля к доллару США. Основные параметры этой политики были определены в конце 1997 года. В период с 1998 по 2001 год центральный курс рубля должен был составить 6,2 рубля за доллар США, а предельные отклонения от цен трального курса — не превышать 15%. В 1998 году среднее значение обменного курса рубля должно было составить 6,1 рубля за доллар США. Такая динамика валютного курса соответствовала потенциально возможному снижению доходности на рынке государственных ценных бумаг до 12—14% к концу года.
Таким образом, предполагалось, что номинальным якорем инфляции будет выступать валютный курс, а денежная масса, прирост ко торой в 1998 году мог составить от 22 до 30%, по существу, становилась индикативным пара метром.
Однако уже в начале года серия кризисных явлений на внутреннем финансовом рынке, вызванных оттоком капитала из России, ока зала существенное воздействие на основные показатели денежной сферы: увеличились процентные ставки и возросло давление на национальную валюту. В этот период в экономике продолжали накапливаться диспропорции, усиливающие общую экономическую нестабильность.
Ухудшалась ситуация во внешнем секторе. Падение цен на основные экспортные товары привело к резкому сокращению положительного сальдо внешней торговли в I квартале 1998 года и дефициту счета текущих операций платежного баланса. В структуре иностранно го капитала по прежнему преобладали портфельные инвестиции, что в условиях развития процессов глобализации предопределяло высокую степень зависимости экономики России от краткосрочных колебаний конъюнктуры мировых финансовых рынков.
Отток капитала привел к чрезвычайнму осложнению ситуации в бюджетной сфере: доходность государственных ценных бумаг рез ко колебалась и увеличилась при этом с 29,4% в январе до 43,9% в мае1.
Денежно кредитное регулирование в этот период было направлено на стабилизацию ситуации на финансовых рынках, приостановку оттока капиталов и сохранение объявленной динамики валютного курса. Такие денежные показатели, как денежная масса и процентные ставки, стали носить второстепенный и подчиненный характер.
Изменение макроэкономических условий привело к изменению равновесного валютного курса, в результате чего существующий курс оказался завышенным. Искусственное поддержание завышенного курса рубля усиливало девальвационные ожидания, что также приводило к росту процентных ставок на рынке государственных ценных бумаг. Продолжающиеся заимствования Правительства Российской Федерации по чрезвычайно высоким ценам для осуществления плановых выплат по внутреннему государственному долгу осложняли положение федерального бюджета и в свою очередь еще больше увеличивали ожидания девальвации рубля. Сохранять объявленную динамику валютного курса Банку России удавалось в значительной степени за счет валютных интервенций на рынке, что приводило к сокращению золотовалютных резервов. За 6 месяцев1998 года снижение валютного курса рубля составило 4,03% при инфляции 4,06%, а золотовалютные резервы Банка России сократились с 17,2 млрд. долларов до 15 млрд. долларов, или на 12,8%.
Негативные ожидания поддерживались политической нестабильностью, ростом недоверия к органам власти и денежно кредитного регулирования и к проводимой ими политике.
В условиях высоких девальвационных ожиданий и оттока капитала произошло резкое сокращение спроса на деньги М2. В течение первых 8 месяцев 1998 года денежная масса М2 уменьшилась на 8,2%.
К концу первого полугодия ситуация в бюджетной сфере продолжала стремительно ухудшаться. Неотложность принятия мер по совершенствованию системы государственных финансов, сокращению расходов и повышению доходов бюджета становилась в этот период все более очевидной. Расходы по обслуживанию внутреннего государственного долга составляли в этот период более 30% всех бюджетных расходов. Заимствования Правительства РФ по предлагавшимся рынком процентным ставкам стали неэффективными, то есть поступления в бюджет с рынка не покрывали расходов бюджета по обслуживанию этой части государственного долга. Отказ Правительства Российской Федерации от заимствований на рынке по высоким ценам, последовавший за этим дефолт по части внутреннего долга привели к ускорению развития уже назревавшего кризиса.
Параллельно с бюджетным развивался валютный кризис. Летом стала очевидной невозможность поддерживать объявленную динамику валютного курса. 17 августа 1998 года Банк России объявил об изменении целевых пара метров валютной политики в пределах от 6 до 9,5 рубля за доллар США до конца 1998 года. Был изменен механизм формирования официального валютного курса рубля к доллару США. Официальный курс рубля стал определяться в результате торгов на ММВБ.
В условиях начавшегося бегства от рубля эти меры не могли противостоять мощному давлению на валютный курс. К 1 сентября курс доллара превысил верхнюю границу нового валютного коридора, а Банк России объявил об отказе от политики искусственного поддержания валютного курса за счет валютных интервенций и переходе к политике плавающего валютного курса. Это означало изменение целей денежно кредитной политики. В условиях плавающего валютного курса основой сдерживания развития инфляционных процессов стал контроль за динамикой денежной массы.
За бюджетным и валютным кризисами последовал острый банковский кризис. Замораживание рынка ГКО—ОФЗ и резкая девальвация рубля негативно сказались на состоянии коммерческих банков. Положение банков усугублял начавшийся отток частных банковских вкладов. Возникший кризис ликвидности отдельных банков и их декапитализация привели к острому кризису банковской системы.
Денежно-кредитное регулирование в этот период было нацелено на преодоление последствий финансово экономического кризиса. Ситуация осложнялась тем, что Банку России приходилось одновременно решать макроэкономические проблемы, в определенном смысле противоречащие друг другу. С одной стороны, Банк России должен был проводить политику, которая приостановила бы падение курса национальной валюты и раскручивание инфляции, то есть жесткую денежнокредитную политику. С другой стороны, начавшийся кризис банковской системы требовал от Банка России принятия мер по поддержке коммерческих банков, то есть определенного увеличения уровня ликвидности банковской системы. Кроме того, в этот период чрезвычайно остро стояла проблема выполнения Правительством Российской Федерации своих обязательств как внутри страны, так и зарубежом. После замораживания рынка ГКО—ОФЗ ресурсы Банка России оставались практически единственным источником покрытия бюджетного дефицита.
Развитие банковского кризиса требовало от Банка России разработки комплекса мер по поддержке банковской системы. Проведенные Банком России мероприятия по сокращению банковских неплатежей за счет клиринга, изменения в порядке формирования обязательных резервов, кредиты на финансовое оздоровление позволили приостановить дальнейшее распространение кризиса ликвидности. Для того чтобы предотвратить развитие кризиса доверия населения к банковской системе, был осуществлен перевод части частных вкладов населения в Сберегательный банк РФ.
Политика
денежного предложения, осуществляемая
Банком России в посткризисный период,
позволила существенно
Стабилизации
ситуации на валютном рынке способствовал
также ряд мер, принятых Банком России,
включая изменение процедуры
валютных торгов и совершенствование
валютного регулирования и
После снижения валютного курса до нового равновесного уровня резко увеличилось положительное сальдо текущего счета платежного баланса, что позволило Банку России профинансировать выплаты по государственному внешнему долгу, сохранив практически неизменным уровень золотовалютных резервов страны.
Таким
образом, проводимая Банком России взвешенная
денежно-кредитная политика позволила
сдержать раскручивание инфляционной
спирали, приостановить дальнейшее
резкое снижение валютного курса, ограничить
распространение банковского
2.3.
Политика валютного курса за 2007 год
2007 году в соответствии
с “Основными направлениями
В качестве операционного ориентира курсовой политики Банк России использовал рублевую стоимость бивалютной корзины, включающей доллар США и евро, что позволило при реализации курсовой политики гибко и взвешенно реагировать на колебания курса “евро/доллар США” и осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля. При этом в феврале 2007 года Банк России пересмотрел структуру бивалютной корзины, продолжив увеличение веса евро (с 0,4 до 0,45 евро) в ее составе.
На протяжении большей части 2007 года ситуация на внутреннем валютном рынке, как и в предыдущем году, характеризовалась превышением предложения иностранной валюты
над спросом.
В первом полугодии 2007 года наметившееся сокращение положительного сальдо по счету текущих операций (38,8 млрд. долларов США в первом полугодии против 54,6 млрд. долларов США за аналогичный период 2006 года) вследствие роста импорта было компенсировано значительным притоком частного капитала. Чистый ввоз капитала со стороны частного сектора за I—II кварталы составил 66,4 млрд. долларов США, превысив суммарный уровень 2006 года (42,0 млрд. долларов США), чему в значительной мере способствовало проведение публичных размещений ценных бумаг крупнейшими российскими эмитентами (Сбербанком России ОАО, ОАО Банк ВТБ и др.), а также крупных имущественных аукционов. В этих условиях объем покупки иностранной валюты Банком России