Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:06, реферат
После периода обострения кризиса, в IУ квартале 1998 года - I квартале текущего года проявились тенденции улучшения ситуации в российской экономике. Новому Правительству удалось избежать худших вариантов развития событий, предсказываемых в период острой фазы кризиса рядом экономистов (гиперинфляция, стремительное падение обменного курса рубля, глубокий спад производства, товарные дефициты и паника на потребительском рынке, социальные взрывы).
1) По уточненным данным таможенной статистики и с учетом официально не регистрируемого экспорта (импорта).
2) Данные уточнены
В августе 1999г. внешнеторговый оборот России (включая официально не регистрируемый) со странами вне СНГ составил в текущих ценах 7,5 млрд.долларов США (192,0 млрд. рублей) и по сравнению с августом 1998г. снизился на 12,6%, с государствами-участниками СНГ - 1,7 млрд.долларов США (44,3 млрд.рублей) и снизился на 18,9%.
Импорт
Российский импорт в январе-марте составил 9.2 млрд.долл., или снизился по сравнению с соответствующим периодом 1998 года на 49.2 процента.
Продолжают сокращаться поставки машин и технологического оборудования (по сравнению с I кварталом предыдущего года снижение на 39%), что подтверждает низкую инвестиционную активность в России.
Вместе с тем в марте объем импорта увеличился по сравнению с предыдущим месяцем на 8.7% (за счет роста объемов закупок медикаментов, черных металлов, труб и сахара).
На мировом рынке цены на продовольственные товары и продукцию тропического земледелия продолжают сохранять устойчивую понижательную тенденцию, что может вызвать удешевление импорта продовольствия в Россию.
Положительное сальдо торгового баланса в I квартале 1999 г. составило 5.8 млрд.долл. (в I квартале 1998 г. - 0.4 млрд.долл.).
Учитывая тенденции, сложившиеся в российской внешней торговле и конъюнктуру мирового рынка, объем внешнеторгового оборота в 1999 году может составить 116.8 млрд.долл. (87.6% к уровню 1998 г.), в том числе экспорт - 70.4 млрд.долл. (95.3%), импорт - 46.4 млрд.долл. (78 процентов).
По результатам развития экономики за I квартал имеются основания для более высокой оценки итогов в целом за 1999 год по сравнению с первоначальным прогнозом по ряду важнейших макроэкономических показателей.
С учетом вероятного развития ситуации и реализации мер по ускорению положительных тенденций, темпы роста ВВП и продукции промышленности могут составить 99% и 100% соответственно, против ранее прогнозируемых 97%. Вместе с тем возможности выхода на более высокую траекторию сдерживаются ограничениями внутреннего спроса: низкой инвестиционной активностью, сокращением государственного потребления (в условиях заметного снижения непроцентных расходов бюджета) и, особенно, реальных доходов и потребления населения. Анализ основных элементов использования ВВП показывает, что на первое место среди факторов конечного спроса вышел потребительский спрос.
Более высокой динамикой по сравнению с первоначальным прогнозом будут характеризоваться объемы производства в угольной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов.
Весьма вероятны также уточнения в прогнозируемые объемы внешнеэкономической деятельности. В частности, ожидается, что объем импорта в Россию составит в 1999 году из стран дальнего зарубежья 34.5 млрд.долл.(на 6.5 млрд.долл. ниже, чем прогнозировалось ранее) и из стран СНГ - 11.9 млрд.долл. (на 2.1 млрд.долл. ниже). Сказываются факторы импортозамещения, двойного налогообложения в торговле со странами СНГ, спросовых ограничений платежеспособного спроса со стороны населения. Помимо повышающего влияния на динамику производства, это обусловливает более высокое положительное сальдо внешнеторгового баланса (в объеме до 24 млрд. долларов).
Вместе с тем по ряду показателей в 1999 году не удается выйти на первоначальные параметры прогноза. Прежде всего, с учетом более поздних сроков получения кредитов МВФ и других международных организаций темп инфляции в 1999 году оценивается выше, чем предусматривалось ранее в целевом варианте прогноза и составит 45-50%. Не будет обеспечен выход на прогнозируемую траекторию по ряду социальных параметров, и прежде всего по реальным располагаемым денежным доходам населения.
Государственное регулирование экономики РФ.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в стране в конкретный период.
Объекты и цели ГРЭ.
Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты ГРЭ это:
экономический цикл;
секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
условия накопления капитала;
занятость;
денежное обращение;
платежный баланс;
цены;
условия конкуренции;
социальные отношения, социальное обеспечение;
подготовка и переподготовка кадров;
окружающая среда;
внешнеэкономические связи.
Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.
В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притармаживанию чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.
Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.
Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.
Одним из главных объектов регулирования являются ЦЕНЫ. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики ( промышленность, сельское хозяйство, услуги ); хозяйства в целом; глобальный ( социальные отношения, экология ); наднациональный ( экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы ).
На примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировнии рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как,по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.
В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным фирмам открыть производство или дело.
ГРЭ при формирование рыночных отношений в России.
Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровоцировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство
не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.
При формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных таваропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.
Так же регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели - заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.
И так же поддержание малого бизнеса, малых предприятий на основе которых строится экономика Российской Федерации. В начале перехода к рынку поддержка была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.