Роль торговых союзов в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:33, контрольная работа

Краткое описание

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность различных национальных экономик скреплена движениями товаров, услуг и факторов производства (экономических ресурсов).
Система мирового хозяйства, если прибегнуть к упрощению, может быть представлена в виде механизма, у которого есть составные части, узлы. Главными из этих частей (узлов) являются национальные экономики, а также транснациональные объединения, международные экономические организации.

Оглавление

Введение 3
1. Механизм мирового хозяйства. Международные экономические организации как часть механизма мирового хозяйства 4
1.1. Тенденции развития мирового хозяйства на рубеже XX-XXI вв.
Предпосылки создания международных экономических организаций 4
1.2. Основные тенденции и особенности развития международной торговли. Внешнеторговая политика 5
2. Основные торговые союзы: цели, задачи, проблемы
2.1. Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли (ВТО/ГАТТ) 10
2.2. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 17
2.3. Проблемы присоединения России к международным торговым союзам 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

      Решения о присоединении новых членов принимаются Министерской конференцией, которая должна одобрить договоренность об условиях присоединения большинством в 2/3 голосов членов ВТО. Каждому члену ВТО предоставляется возможность выхода из Соглашения об образовании ВТО с письменным оповещение об этом Генерального директора ВТО за шесть месяцев.

      Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) является вторым главным приложением  к Соглашению об образовании ВТО. Оно впервые создало механизм международной торговли услугами. До этого не было международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевидение.

      Соглашение  по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность определяет рамки  применения основных принципов в области охраны прав интеллектуальной собственности. Соглашения распространяются на регулируемые соответствующими международными конвенциями авторские права, торговые знаки и знаки обслуживания, патенты, географические названия, промышленный дизайн, раскладку интегральных схем, ноу-хау, коммерческие тайны.

      В рамках ВТО определяются конкретные меры, которые могут быть предприняты  таможенными органами на границе  с целью предотвращения ввоза  пиратских товаров вплоть до их уничтожения. Затрагиваются также вопросы допустимости ведения антиконкурентной практики, определяется порядок разрешения споров.

      Преимущества  системы ВТО доказывают то факт, что практически все крупные  торговые нации сейчас являются ее членами. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

      Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение  стоимости жизни благодаря снижению протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования ГАТТ – ВТО было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты. Реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО устраняет ограничения на объем импорта указанных товаров.

      Участие стран в деятельности ВТО предоставляет более широкий выбор товаров и услуг, что также является несомненным преимуществом свободной торговой системы для потребителя.

      В результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как  это произошло, к примеру, с мобильной  связью. Увеличение экспорта повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

      ВТО с самого начала своего образования  активно сотрудничает с другими организациями , занимающимися многосторонним регулированием международных экономических отношений и заинтересованными в деятельности ВТО. С целью координации действий в интересах мирового сообщества были установлены связи со специализированными учреждениями системы ООН. Особенно важное значение для ВТО представляет интенсификация связей с такими международными организациями, как МВФ, МБРР и ЮНКТАД, деятельность которых непосредственно затрагивает развитие и регулирование международной торговли и совершенствование многосторонней торговой системы в условиях глобализации мировой экономики. 

      2.2. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

       

      Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительный многосторонний торговый союз. Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание ЮНКТАД – Женева (Швейцария).

      ЮНКТАД  играет ключевую роль в системе ООН  в решении вопросов международной  торговли, финансов, инвестирования и  технологий, в частности, содействуя развивающимся странам в создании предприятий и развитии предпринимательства. Комиссия ЮНКТАД по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию способствует разработке и осуществлению стратегий эффективного развития предпринимательства, содействует диалогу между частными и государственными секторами.

      Членство  в ЮНКТАД открыто для любого государства  – члена ООН, специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. ЕЕ основные задачи: поощрять международную  торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами; разрабатывать рекомендации по вопросам развития международных экономических отношений; служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития; содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле.

      С созданием ВТО практически открыто  стали высказываться мнения о  том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

      Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

      В области торговли готовыми изделиями  и полуфабрикатами, на которые приходится ¾ мирового товарооборота, важнейшим  мероприятием ЮНКТАД было создание Общей  системы преференций (ОСП). Эта система  предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных уступок.

      Высшим  руководящим органом ЮНКТАД является Конференция, состоящая из государств-членов. Сессии Конференции обычно проводятся один раз в четыре года на уровне министров с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

      Исполнительный  орган ЮНКТАД – Совет по торговле и развитию – обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции, рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

      Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый генеральным секретарем, составляет часть Секретариата ООН. В его состав входят Службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары. Экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, взаимозависимость, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ). Секретариат также обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС – Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

      Среди проектов технического сотрудничества ЮНКТАД следует отметить автоматизированную систему обработки таможенных данных, программу сети центров по вопросам торговли, программу ЭМПРЕТЕК. Она помогает модернизировать таможенные процедуры и управление таможенными службами, что значительно упрощает бюрократическую составляющую внешнеэкономической деятельности. Программа сети центров по вопросам торговли обеспечивает информационную сеть торговых организаций по всему миру. Предприниматели из развивающихся стран используют такого рода программы для успешного выхода на мировые рынки. Глобальная сеть облегчает трансграничные связи, предоставляет доступ к международным базам данных и электронной торговле.

      Программа ЭМПЕРТЕК была учреждена для оказания помощи малым и средним предприятиям в развивающихся странах и  странах с переходной экономикой в содействии появлению совместных предприятий и налаживанию деловых связей с ТНК, в придании интернационального характера их деятельности. С 1988 г. ЭМПЕРТЕК уже оказала помощь более 20 тыс. предпринимателей в ряде стран Африки и Латинской Америки.  

      2.3. Проблемы присоединения России  к международным торговым союзам. 

      Проблема  присоединения России к ВТО в  последние десять лет приобрела  особо актуальное значение. Существуют совершенно противоположные мнения по вопросу целесообразности членства России в ВТО. Защитники членства в ВТО заявляют, что без участия в ВТО Россия не сможет продолжать экономические реформы, на равных участвовать в мировой торговле и получать от нее соответствующие выгоды. Противники присоединения Росси к ВТО утверждают, что это присоединение нанесет непоправимый вред отдельным отраслям промышленности и национальной экономике в целом. И это далеко не праздный вопрос. Глобализация мировой экономики, в которой ВТО играет не последнюю роль, вызывает растущую озабоченность и критику по всему миру, а не только в России.

      Как считают эксперты ВТО, с учетом темпов проведения в стране либерализации внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности до конца этого столетия Россия не будет принята в ВТО.

      При присоединении любой новой страны к ВТО всегда необходимо помнить  о том, что ей нельзя будет делать после присоединения:

      - автономно повышать ввозные таможенные  пошлины;

      - дискриминировать импортные товары  на всех стадиях транспортировки  и продажи;

      - применять количественные ограничения;

      - применять максимальные и минимальные  обязательные цены;

      - ограничивать транзит и доступ  к транзитным сетям;

      - увязывать импорт с обязательством  экспорта;

      - применять экспортные субсидии;

      - применять меры, ограничивающие  торговлю, без их заблаговременного  опубликования;

      - предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям;

      - ограничивать текущие платежи  по внешнеторговым сделкам;

      - ограничивать платежи по капитальным  операциям;

      - ухудшать условия доступа на  рынок и деятельности на рынке  услуг;

      - лицензировать или иным образом  ограничивать деятельности поставщика услуг;

      - дискриминировать поставщика услуги  или саму услугу по сравнению  с отечественным поставщиком  или услугой.

      Подавляющее число ограничений, перечисленных  выше, уже должно применяться Россией  в силу обязательств по международным договорам, на основе действующего российского законодательства или де-факто. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1985 г. За годы переговоров Россия ответила более чем на  3000 вопросов членов Рабочей группы, представила сотни законодательных и нормативных актов. На современном этапе в состав Рабочей группы по присоединению России к ВТО входят 58 стран – членов ВТО – рекордная цифра в практике ВТО. По итогам этих переговоров должны быть подписаны соответствующие двусторонние Протоколы об их завершении.

      Согласно  установленным процедурам многосторонние переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве, а двусторонние - в Женеве, Москве или соответствующих  столицах наших партнеров. Переговоры ведутся российской делегацией по четырем  направлениям (торговля товарами, торговля услугами, обязательства сельского хозяйства и системные вопросы). С 1995 г. по 2004 г. было проведено 24 заседания Рабочей группы. Основой для ведения переговоров для российской делегации являются документы и переговорные предложения, утверждаемые правительственной Комиссией по вопросам ВТО и Правительством РФ.

Информация о работе Роль торговых союзов в мировой экономике