Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель исследования: изучить роль и функции ТНВЭД в таможенно-тарифном регулировании.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:1) Изучить теоретические аспекты ТНВЭД; 2)Рассмотреть статистику экспорта и импорта России; 3) Показать роль таможенно-тарифного регулирования
Предметом исследования является сфера применения товарной номенклатуры ВЭД, а объектом исследования является система мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Введение…………………………….………………………………………………..3
Глава 1. Особенности и сфера применения ТН ВЭД..............................................5
1.1 Понятие и общая характеристика основных товарных номенклатур..…..5
1.2 Система классификации ТН ВЭД ТС….….….……………………………9
Глава 2. ТН ВЭД как основа таможенно-тарифного регулирования.….………13
2.1 Роль и функции ТН ВЭД в таможенно- тарифном регулировании……13
2.2 Статистика экспорта и импорта России…….……….….……………...24
Заключение…..……………………………………………………………………...31
Список использованных источников и литературы………..………...………….32
Классификация товара по номенклатуре ГС означает поэтапное определение его классификационного кода, то есть установление группы, товарной
позиции и, в конечном счете, товарной субпозиции и соответствующего ей шестизначного кода. Именно система кодирования, введённая Приложением к
Конвенции о ГС, составляет одно из основных отличительных свойств этой номенклатуры по сравнению с предшествующими системами. Установление шестизначного кода по ГС — конечный пункт процедуры классификации или приравнивания товара к этой номенклатуре. Процедура таможенного приравнивания заключается в применении Основных правил интерпретации ГС для однозначного отнесения товара к субпозиции ГС. Классификацию товаров по ГС наиболее часто осуществляет Комитет по ГС СТС-ВТАО. Национальные таможенные органы, таможенные лаборатории, декларанты и их консультанты, иные участники внешнеэкономической и предпринимательской деятельности, суды и другие государственные органы чаще всего имеют дело с классификацией товаров в соответствии с ГС-производными номенклатурами, в которые, помимо положений ГС, входят и иные установления, относящиеся к детализации некоторых субпозиций Гармонизированной системы и даже отдельных подсубпозиций национальной номенклатуры.
Правильность интерпретации Гармонизированной системы имеет решающее значение, поскольку именно на основе кода, в первую очередь, устанавливается ставка таможенной пошлины и применяются меры нетарифного регулирования. Соответственно, ошибочная интерпретация может привести к определению неправильного кода товара, а это, в свою очередь, может повлечь самые неблагоприятные последствия, в первую очередь, для декларанта-импортёра.
Можно выделить два вида средств интерпретации номенклатуры ГС — внутренние, или официальные, и внешние, или рекомендательные. К первым
относятся Основные правила интерпретации, содержащиеся в Приложении к Конвенции о ГС, а также примечания к разделам, группам и субпозициям. Ко
второму виду, прежде всего, относятся Пояснения к ГС, издаваемые на французском и английском языках Всемирной таможенной организацией, а также Сборник (так называемый «компендиум») классификационных решений Комитета по ГС.
Основные правила интерпретации должны применяться всякий раз, когда товар классифицируется по Гармонизированной системе и другим производным номенклатурам, включая ТН ВЭД. Таким
образом, Основные правила представляют собой набор международно-правовых принципов, регулирующих процедуру определения кода товара по ГС5.
ГЛАВА 2. ТН ВЭД КАК ОСНОВА ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Роль и функции ТН ВЭД в таможенно - тарифном регулировании
Таможенно-тарифное регулирование - важнейший экономический инструмент регулирования внешней торговли. Оно применяется практически во всех странах мира, где имеет прочный правовой фундамент.
Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных рычагов государственного регулирования ВЭД. Законодательной основой таможенно-тарифного регулирования является закон «о таможенном тарифе» и «Таможенный кодекс». Данные документы определяют принципы построения системы там-тар регулирования, порядок перемещения товаров через границу и взимание таможенных платежей.
В целях формирования правовой базы таможенного союза подписаны международные документы, направленные на унификацию таможенного администрирования, включая определение порядка декларирования, а также таможенного оформления и таможенного контроля товаров, уплаты таможенных платежей на единой таможенной территории, обеспечение единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров и страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Основными международными актами, регулирующими эти правоотношения являются вступившие в силу с 1 января 2010 года:
- Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
- Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;
- Протокол от условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;
- Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года;
- Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:
- Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);
- Единый таможенный тариф таможенного союза;
Следующими значимым документом, регулирующим эти правоотношения является Решение Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». А также ряд Соглашений, принятых в 2008-2009 году и определяющих единые правила определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров.
Основным международным договором, в соответствии с которым осуществляется таможенное регулирование на таможенной территории таможенного союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. А также целый блок международных договоров – это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС8.
По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:
- Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
- Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
- Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года;
- Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза от 21 мая 2010 года;
- Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;
- Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются таможенными органами Беларуси и России);
- Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;
Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;
- Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года;
- Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава общего пользования, осуществляющего перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;
- Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;
- Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с выпуском таких товаров от 18 июня 2010 года8.
Все перечисленные соглашения до их вступления в силу после ратификации временно применяются с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
Непосредственно таможенно-тарифное регулирование осуществляет Таможенный комитет через системы таможенных управлений, таможни и таможенные посты.
К числу основных режимов относится режим экспорта и режим импорта.
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем контроля перемещения грузов через границу и взимание таможенных платежей.
Таможенные платежи взимаются до или одновременно с подачей таможенной декларации. К числу основных видов таможенных платежей относятся таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление и сборы за хранение товаров.
Таможенные пошлины бывают:
1. по объекту взимания (вывозные, транзитные, ввозные)
2. по способу взимания
Адвалорные – в % к таможенной стоимости
Специальные – взимаются в твердо установленной форме за единицу товара
Комбинированные – адвалорная + специальная
3. по размеру взимания
Ставки:
Номинальные, льготные, минимальные, промежуточные, максимальные
Максимальные могут быть: покровительственные – их уровень превышает уровень максимальных пошлин по степени обработки товара. Главная цель протекционизм и способ заставить партнера пойти на уступки в экспорте. Запретительные – обычно на 30% выше покровительственных. Наступательные – отличаются особо высоким уровнем (30-40% по отношению к запретительным); цель – полное исключение импорта этой страны.
Особое место занимают:
Специфические – в качестве защитной меры, если товары ввозятся на там терр в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям
Антидемпинговые – ввоз на таможенной территории товаров по цене ниже, чем нормальная стоимость в стране вывоза в момент ввоза
Компенсационные – ввоз на таможенной территории товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии
4. по способу выработки
автономные (самим государством)
конвенционные (союзом)
автономно-конвенционные
5. по практике взимания
номинальные – обозначены в там тарифе
реальные – дифференцированные в зависимости от страны происхождения
Таможенный тариф – инструмент торгового, политического и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с МР и включает себя правила обложения товаров пошлиной при их перемещении через таможенную границу.
Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу, и систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД.
Таможенный тариф состоит из 2 частей:
1)Ставка таможенных пошлин
2)Систематический перечень товаров.
В Законе «О таможенном тарифе» устанавливается понятие страна происхождения товара – страна, в которой товар был полностью произведен или подвергся достаточной переработке.Под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регионы или часть страны, если имеется необходимость их выделения.
Критерии достаточной переработки:
1) изменение товарной позиции по товарной номенклатуре ВЭД
2)правило адвалорной доли (изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленная стоимость превышает 50% стоимости поставленных товаров)
выполнение производственных или иных технологических операций достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.7
В статье 19 Федерального закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности указывается, что сущность таможенно-тарифного регулирования заключается в регулировании операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике России, для чего в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины.8
Тамо́женная по́шлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ЕТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Таможенного союза трёх государств: России, Белоруссии и Казахстана. Единый таможенный тариф Таможенного союза устанавливается решениями Комиссии ЕЭС.