Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:28, реферат
Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики.
Введение 3
1. Экономические функции государства 5
2. Сущность государственного регулирования экономики 10
3. Государство как хозяйствующий субъект 12
Заключение 19
Список источников и литературы 21
В
России в соответствии с постановлением
правительства от 4 января 1999 г. «О прогнозе
развития государственного сектора
экономики Российской Федерации» в
состав государственного сектора экономики
входят: государственные унитарные
предприятия, государственные учреждения,
акционерные общества, в уставном капитале
которых контролирующий пакет голосующих
акций (более 50%) находится в государственной
собственности (федеральной или субфедеральной).
Основой такой классификации является
функционально-управленческий принцип,
т. е. в состав государственного сектора
включаются только те хозяйственные объекты,
функционирование и развитие которых
полностью определяется и контролируется
государством. Исключение из состава государственного
сектора муниципальных предприятий неявно
вводит в оборот понятие трехсекторной
экономики, состоящей из государственного,
муниципального и негосударственного
(частного) секторов, что противоречит
международной практике. Важной проблемой
остается отнесение к государственному
сектору экономики вертикально интегрированных
хозяйственных структур, строящихся по
типу финансово-промышленных групп. Один
из возможных подходов к этой проблеме
предполагает использование своеобразной
«государственной цепочки». Если более
50% акций материнской компании находится
в руках государства, то она относится
к государственному сектору. Если, в свою,
очередь эта компания держит более 50% акций
дочерней фирмы, то последняя тоже относится
к государственному сектору. Иными словами,
если материнская компания контролируется
государством, а дочерняя – материнской,
то, следовательно, дочерняя фирма также
косвенно регулируется государством.
Таким образом, государственный сектор – двойственное и противоречивое образование. Он включает в себя как бы два начала: рыночное – основанное на возмездности, эквивалентности, купле-продаже, отчуждении права-собственности, и нерыночное – основанное на неэквивалентности обмена, внерыночных механизмах распределения ресурсов, безвозмездном выделении основных фондов государственным и муниципальным предприятиям, неопределенности права собственности. Такая двойственность очень часто порождает неэффективность использования экономических ресурсов в нем и искажение в распределении доходов. Данная двойственность в производстве общественных благ вызывает необходимость действенного законодательного регулирования данного сектора с целью создания условий для эффективного использования экономических ресурсов в производстве общественных благ и рационального распределения возникающих здесь доходов в соответствии с реальными правами, функциями и ответственностью всех субъектов отношений в данном секторе экономики. Тем не менее в развитых странах в государственный сектор вовлекается от 30% до 60% ресурсов экономики в зависимости от национальных традиций, структурных и других факторов. Фактические данные показывают, что государственный сектор вполне сопоставим по своим масштабам с частным, тогда как при более низком уровне развития один из секторов занимает явно доминирующие позиции.
С этой точки зрения современное положение в России можно считать достаточно специфичны. Дело в том, что при всех пороках существующей социально-экономической системы нельзя упускать из виду, что за десятилетие реформ в стране возникли все основные рыночные экономические институты. Теперь Россию можно причислить к странам, определяемым как «нарождающиеся рынки». Это, по мнению д. э. н. , зав. сектором ИЭ РАН А. Нестеренко, имеет несколько важных последствий для экономической политики. Во-первых, такая ситуация означает, что российская экономика реагирует на государственное регулирование так же, как и рыночная экономика любой другой страны. Во-вторых, государство должно максимально быстро избавить экономику от тех пут, которые мешают частным производителям. Высокие налоги и чрезмерное административное регулирование «стимулируют» уход предпринимателей в теневую экономику. В результате страдает не только частный капитал, но и само государство, которое никак не может собрать столько налогов, чтобы хватило на выполнение нормальных государственных функций, не говоря о «бюджете развития», промышленной политике и т. п. В-третьих, государство должно помогать развитию рыночных институтов, создавать благоприятную среду для отечественного и зарубежного бизнеса. И наконец, в-четвертых, в стране назрела необходимость формирования нового характера отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и внешним миром.
Информация о работе Роль государства в современной экономике