Роль государства в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:28, реферат

Краткое описание

Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики.

Оглавление

Введение 3
1. Экономические функции государства 5
2. Сущность государственного регулирования экономики 10
3. Государство как хозяйствующий субъект 12
Заключение 19
Список источников и литературы 21

Файлы: 1 файл

Роль государства в современной экономике.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     В современной экономике государственное  регулирование осуществляется через  систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования (рис. 3).  

Рис. 3. Классификация экономических регуляторов

     К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят  целевое финансирование и государственные  закупки.

     Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы . Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

     Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

     Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой  и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. (Подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет рассмотрен в теме «Особенности экономической политики государства»).

     Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому что имеют много  аспектов. Особое значение имеет тот  факт, что ресурсы, с помощью которых  государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке. При этом особенность государства состоит в том, что пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

3. Государство как хозяйствующий субъект

     Помимо  участия государства в экономике  в качестве регулирующей силы, оно  действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так  называемый государственный сектор.

     Государственный сектор комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

     Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно  сгруппировать в три большие группы:

    • несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);
    • самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);
    • юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

     Важную  роль в современной экономике  играет государственное предпринимательство.

     Государственное предпринимательство инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).  

     Низкая  эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.

     Приватизация  - преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. Цели приватизации в разных странах можно представить в виде следующей таблицы:

     Таблица 1 – Цели приватизации

Цели  приватизации
Страны  рыночной экономики

•  сокращение задолженности государственного сектора,

•  развитие рынка,

•  стимулирование предпринимательства,

•  расширение индивидуальных свобод,

•  развитие народного капитализма, ослабление профсоюзов.

Россия 

•  формирование слоя частных предпринимателей,

•  повышение эффективности деятельности предприятий,

•  создание конкурентной среды, содействие демонополизации экономики,

•  привлечение иностранных инвестиций,

•  социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

     В развитых странах среди множества  способов приватизации можно отметить распродажу и безвозмездное распределение  акций, подряды на оказание услуг, продажу  государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии  в целях развития конкуренции. В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично. При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.

     В современной экономике в зависимости  от изменения формы и субъекта собственности выделяют несколько  видов приватизации:

    • большая приватизация - преобразование предприятий в акционерное общество и распределение акций среди частных лиц путем их продажи или бесплатной раздачи;
    • малая приватизация - продажа мелких объектов сферы услуг и торговли частным лицам или группам инвесторам;
    • спонтанная приватизация - приватизация по " закону джунглей", при которой государство отказывается от регулирующей роли;
    • частичная имущественная приватизация - продажа имущества каждого отдельного предприятия по частям.

     Каждый  из названных видов приватизации имеет собственные достоинства и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления. Малая и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с этой точки зрения являются более эффективными, однако в условиях российского монополизма их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами собственности представителей номенклатуры.

     Приватизация  является одной из сторон разгосударствления.

     Разгосударствление  – уменьшение функций государства в экономике, передача части полномочий государственных органов предприятиям, развитие конкуренции и предпринимательства. Однако разгосударствление создает собственные проблемы, что убедительно показала история рыночных преобразований 80-90-х гг. в России. Поэтому поиск оптимальных пределов государственного и частного секторов в экономике остается достаточно актуальной задачей для многих государств, хотя основной принцип такого соотношения известен: « Конкуренция – везде, где возможно, регулирование - лишь там, где необходимо».

     Роль  и значение государственного сектора  в экономике индустриально развитых стран различается как по объему, так и по структуре. Как показывает исторический опыт, происходящее некоторое время сокращение общественного сектора доходит до определенного рубежа, а затем начинается расширение. Такие изменения зависят от ряда факторов: исторических, географических, экономических, политических и т.д. условий. Действие этих факторов к тому же привело к формированию особых систем макроэкономического регулирования, получивших название моделей (табл. 2).

     Таблица 2 – Модели государственного сектора

Характеристики  модели Степень огосударствления  
производства и внешнеторговых ограничений
Высокая Низкая     
Объем производства общественных благ и трансфертов  Высокий Социалистическая  Скандинавская
Низкий  Латиноамериканская  Либеральная  

     По  горизонтальной «оси» расположена  «степень обобществления экономики»: доля государственных предприятий в национальном производстве и степень протекционизма во внешней торговле. По вертикальной «оси» откладывается степень развития государства всеобщего благосостояния – величина социальных трансфертов и объем производства общественных благ. На схеме отображены четыре крайние модели государственного хозяйства: 1) социалистическая, характеризующаяся высокой долей государственной собственности и существенными объемами перераспределения, 2) скандинавская, 3) латиноамериканская, основанная на внешнеторговом протекционизме и импортозамещающем росте и 4) либеральная, которая встречается крайне редко и в чистом виде существовала лишь в Гонконге и Сингапуре. Каждая модель государственного сектора представляет собой целостную систему, определенное сочетание элементов и реализуется в виде комплекса мер экономической политики и соответствующих государственных институтов, разрабатывающих и реализующих эти меры. Но в рамках каждой модели может произойти перемещение центра тяжести с одного направления на другое, смена приоритетов – именно это обеспечивает их гибкость и выживание. Важной особенностью современного периода является тенденция к сближению моделей различных типов. В этом плане переход постсоциалистических стран к рынку может рассматриваться как движение от социалистической модели к либеральной.

     Проблемы  и противоречия в обществе, возникающие  при таком переходе можно проиллюстрировать  двумя особенностями переходной экономики. Первая из них состоит  в том, что при переходе от плановой экономики к рыночной на первых этапах реформирования роль государства в экономике уменьшается. Приватизация государственной собственности существенно расширяет границы частного сектора и рыночных механизмов. Однако данный переход осуществляется в условиях системного кризиса, сопровождаемого уменьшением ВВП, падением инвестиционной активности, инфляцией, финансовым кризисом, увеличением безработицы. Возникают такие негативные явления, как нестабильность настоящего, неопределенность будущего, отсутствие гарантий прав собственности и др. Разработка и реализация антикризисных стратегий и программ во многом ложатся на плечи государства, что требует усиления его роли в экономике. К тому же экономика все больше испытывает дефицит ресурсов, способных обеспечить решение назревших проблем. Поэтому на первый план выдвигаются либо расходы государства, либо внешние заимствования. Вторая особенность переходной экономики связана с усилением государственного регулирования, которое сталкивается с тремя трудностями: опасениями со стороны общества рецидивов элементов старой распределительной системы и всеобщего дефицита товаров; отсутствия механизмов, способных эффективно использовать ресурсы в общественном секторе экономики; неопределенность в направлении использования дополнительных доходов государства.

Информация о работе Роль государства в современной экономике