Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:05, автореферат
В современных условиях выживаемость предприятия в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли.
Введение 3
Цели и задачи ревизии финансовых результатов 4
Нормативно-правовая и информационная базы проверки финансовых результатов 6
Проверка финансового результата по обычным видам деятельности 8
Проверка финансового результата прочей деятельности 12
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Приложения 21
Правильность отражения операций по продаже устанавливается в ходе выборочной проверки этих операций путем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами и наоборот.
Используя метод прослеживания, обобщаются результаты процедур, выполненных на предыдущем этапе, и оценивается влияние выявленных отклонений на следующие показатели формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»: выручка, себестоимость, валовая прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль (убыток) от продаж.
При проверки отражения на счетах бухгалтерского учета всех реально совершенных сделок по продажам необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок:
данные по реально совершенным операциям не отражены в учете;
на счетах отражены фиктивные операции.
Подобные ошибки могут приводить соответственно к занижению или завышению стоимости активов и сумм продажи.
При проверке финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) ревизору необходимо учитывать, что этот результат по-разному определяется для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
Для целей налогообложения прибыль определяется как разница налоговых доходов и налоговых расходов, определенных в соответствии с гл. 25 НК РФ. Кроме того, в учетной политике организации должен быть предусмотрен метод учета финансового результата для целей налогообложения: начисления или кассовый.
Поскольку формирование прибыли (убытка) от продажи зависит от порядка определения выручки, то необходимо проверить соблюдение правил бухгалтерского учета выручки и правил ее определения для целей налогообложения.
После этого следует приступить к изучению операций, в результате которых формируются прочие доходы и расходы. Обобщая результаты влияния отклонений по операциям, связанным с выбытием основных средств, нематериальных активов и другого имущества, необходимо скорректировать показатели прочих доходов и прочих расходов.
На счете 99 "Прибыли и убытки" отражается результат от продажи и выбытия основных средств и прочих активов организации.
При проверке учета прочих доходов, отражаемых непосредственно на счете 99 "Прибыли и убытки" устанавливаются:
полнота их отражения в бухгалтерском учете и отчетности;
корректировка данных бухгалтерского учета для целей налогообложения.
При проверке финансового результата от прочих видов деятельности необходимо установить:
правильность определения прибыли от реализации основных средств и иных активов;
правильность отражения в учете убытков, связанных с передачей основных средств и иных активов;
полноту получения и правильность отражения в учете доходов от сдачи имущества в аренду, наличие и правильность оформления договоров аренды;
правильность отражения в учете полученных процентов по средствам, числящимся на расчетном и прочим счетам организации в учреждениях банка;
правильность отражения сумм финансовой помощи и других поступлений;
правильность и полноту отражения в учете доходов (убытков) по штрафам, пени, неустойкам за нарушение условий хозяйственных договоров, а также по возмещению причиненных убытков,
упущенной выгоде;
полноту и правильность отражения доходов (дивидендов) от участия в других предприятиях;
законность и обоснованность создания оценочных резервов по сомнительным долгам, под снижение стоимости материальных ценностей и др.;
правильность отражения налогов и сборов, которые относятся на финансовые результаты (налоги на рекламу, имущество);
правильность списания долгов и дебиторской задолженности, соблюдение срока исковой давности.
При проверке необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок: умышленных (преднамеренных) и неумышленных (непреднамеренных).
В качестве примера можно привести следующие виды непреднамеренных ошибок:
неправильное отнесение прочих расходов к тому или иному периоду;
расходы, которые еще фактически не были понесены, были отражены в бухгалтерских регистрах экономического субъекта;
ошибочное отнесение понесенных расходов на увеличение стоимости активов либо ошибочное списание расходов, подлежащих включению в стоимость активов, на счета учете.
Примерами преднамеренного искажения данных бухгалтерской отчетности в отношении указанных расходов могут служить:
намеренное занижение расходов путем пропуска сумм;
намеренное завышение расходов путем искажения сумм или неправильного отнесения расходов к тому или иному периоду;
неправильная классификация расходов для обеспечения выполнения или завышения запланированных показателей результатов деятельности;
намеренное завышение расходов для сокрытия фактов ненадлежащего использования денежных средств;
оплата фиктивных расходов.
Чтобы выяснить обоснованность отражения в учете соответствующих доходов и расходов, сначала следует изучить различные документы, удостоверяющие факт их возникновения и величину.
Перечень первичных документов, на основании которых ревизор должен проверить правомерность отражения различных видов прочих доходов (расходов), приведен в табл. 1.
Первичные документы, подтверждающие правомерность отражения различных видов прочих доходов и расходов
Таблица 1
Прочие доходы и прочие расходы | Первичный документ |
Расходы на содержание законсервированных производственных мощностей | Приказ руководителя предприятия, определяющий перечень консервируемых объектов, причины консервации, состав и размеры затрат, источники финансирования, сметы затрат на содержание законсервированных мощностей, первичные документы по оформлению расходов (ведомости начисленной заработной платы, платежные поручения, акты приемки-передачи и др.) |
Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, хищений и других чрезвычайных событий | Акты, удостоверяющие такое событие и подписанные руководителем предприятия, незаинтересованными лицами и специалистами (пожарные, ГИБДД и др.), расчет бухгалтерии (сметой) понесенных убытков, заключение эксперта о возможности восстановления испорченного имущества, решение суда об установлении виновного лица и присуждении ему оплаты убытков, платежные поручения на суммы возмещения убытков и др. |
Затраты по аннулированным производственным заказам, не давшим продукции | Договор купли-продажи, поставк |
Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности | Договор купли-продажи, договор поставки продукции, банковские документы, подтверждающие перечисление денежных средств поставщику, счета-фактуры, накладные на отгруженную продукцию |
Обоснованность создания резерва сомнительных долгов | Договор купли-продажи, договор поставки продукции, накладные на отгрузку продукции, акты сдачи-приемки выполненных работ, акт инвентаризации дебиторской задолженности, акт сверки расчетов между дебитором и кредитором, решение арбитражного суда о признании предприятия-дебитора банкротом, выписка из Российского государственного реестра юридических лиц о ликвидации предприятия-дебитора, решение суда об отказе в иске к дебитору, справка органов МВД о невозможности розыска дебитора |
Размеры понесенных судебных издержек и арбитражных расходов | Решение суда, платежное поручение |
После этого ревизоры приступают к проверке правильности формирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых на предприятии. Эта проверка заключается в тщательном изучении отдельных положений учредительных документов, решений собраний учредителей (собственников), учетной политики. В документах должны быть раскрыты источники формирования и использования таких фондов и резервов.
Затем ревизоры изучают фактический порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после налогообложения, и его соответствие порядку, сформулированному в учредительных документах, учетной политике.
На основании протоколов заседаний общего собрания, учредителей, смет проверяется обоснованность расходования средств нераспределенной прибыли, правильность отражения данных операций по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Выявленные ошибки и нарушения ревизоры регистрируют в акте проведенной ревизии.
Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения проверки финансовых результатов и распределения прибыли:
- нарушения порядка составления формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» в части занижения или завышения показателей, участвующих при формировании отчета;
- неверное отнесение доходов в составе прочих доходов;
- неверное отнесение расходов в составе прочих расходов;
- неправомерное использование прибыли отчетного года;
- неверная корреспонденция счетов при отражении прочих доходов и расходов;
- неверная корреспонденция счетов при отражении некоторых расходов за счет собственных источников через счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Заключительный этап
По окончании ревизии членами комиссии составляется акт о проведении ревизии, который подписывается лицами, производившими ревизию, проверку, руководителем и главным бухгалтером объединения, предприятия, организации, учреждения, на котором проводилась проверка.
При наличии возражений или замечаний по акту руководитель и главный бухгалтер приобщают к нему свои замечания и возражения. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц.
На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии.
Основным источником пополнения средств предприятия, а, следовательно, основной целью его деятельности является получение прибыли.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Прибыль предприятия является важнейшим показателем эффективности его деятельности.
При проверки отражения на счетах бухгалтерского учета всех реально совершенных сделок по продажам необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок:
данные по реально совершенным операциям не отражены в учете;
на счетах отражены фиктивные операции.
При проверке финансового результата от прочей деятельности необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок: умышленных (преднамеренных) и неумышленных (непреднамеренных).
В качестве примера можно привести следующие виды непреднамеренных ошибок:
неправильное отнесение прочих расходов к тому или иному периоду;
расходы, которые еще фактически не были понесены, были отражены в бухгалтерских регистрах экономического субъекта;
ошибочное отнесение понесенных расходов на увеличение стоимости активов либо ошибочное списание расходов, подлежащих включению в стоимость активов, на счета учете.
Примерами преднамеренного искажения данных бухгалтерской отчетности в отношении указанных расходов могут служить:
намеренное занижение расходов путем пропуска сумм;
намеренное завышение расходов путем искажения сумм или неправильного отнесения расходов к тому или иному периоду;
неправильная классификация расходов для обеспечения выполнения или завышения запланированных показателей результатов деятельности;
намеренное завышение расходов для сокрытия фактов ненадлежащего использования денежных средств;
оплата фиктивных расходов.
По окончании ревизии членами комиссии составляется акт о проведении ревизии, который должен содержать цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц.