Ревизия финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:05, автореферат

Краткое описание

В современных условиях выживаемость предприятия в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли.

Оглавление

Введение 3
Цели и задачи ревизии финансовых результатов 4
Нормативно-правовая и информационная базы проверки финансовых результатов 6
Проверка финансового результата по обычным видам деятельности 8
Проверка финансового результата прочей деятельности 12
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Приложения 21

Файлы: 1 файл

ревизия.doc

— 147.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

Цели и задачи ревизии финансовых результатов

Нормативно-правовая  и информационная базы проверки финансовых результатов

Проверка финансового результата по обычным видам деятельности

Проверка финансового результата прочей деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

В современных условиях выживаемость предприятия в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли.

Прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых результатов.

Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме того, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.

Без должного контроля невозможно организовать рациональное использование ресурсов, обеспечить сохранность активов субъектов хозяйствования всех форм собственности и видов деятельности. Ревизия же представляет собой наиболее действенную форму контроля.

Финансовый результат включает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим категориям доходов и расходов за отчетный период.


Цели и задачи ревизии финансовых результатов

Финансовый результат организации представляет собой итог всех хозяйственных операций, сгруппированных по соответству­ющим категориям доходов и расходов за отчетный период.

Зна­чимость подтверждения достоверности данного показателя от­четности состоит в том, что он используется заинтересованными пользователями для оценки деятельности организации. Собствен­ников и инвесторов интересует доходность предполагаемых ин­вестиций, способность организации выплачивать дивиденды. Государственные органы заинтересованы в возможности орга­низации своевременно и полно уплачивать налоги. Для поставщиков и покупателей важна оценка платежеспособ­ности организации.

Целью контроля финансовых результатов является проверка достоверности, целесообразности и объективного отражения в учете и отчетности прибылей и убытков организации, а также законности распределения прибыли [2, С.72].

Объектом проверки финансовых результатов является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Для достижения цели проверки финансовых результатов и их использования необходимо проконтролировать:

 правильность формирования финансового результата от продажи продукции (работ, услуг);

 правильность формирования финансового результата от прочей деятельности организации;

 соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета;

 учёт использования прибыли (налоги, финансовые санкции).

При проверке формирования финансового результата орга­низации следует учитывать группировку доходов и рас­ходов в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету: ПБУ 9/99 «Доходы организаций» и ПБУ 10/99 «Расходы орга­низаций». Так, в зависимости от характера, условия получения и направлений деятельности организации доходы и расходы организации подразделяются на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие поступления/прочие расходы [4].

Доходы по обычным видам деятельности — это выручка от про­дажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Расходы по обычным видам деятельности связаны с изготовле­нием и продажей продукции, приобретением и продажей това­ров, выполнением работ или оказанием услуг (себестоимость). Отличные от доходов и расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими поступлениями и расходами.

Конечный финансовый результат слагается из финансового результата от обычных видов деятельности и прочих доходов и расходов,

Ревизия указанных операций осуществляются обычно в такой последовательности, при которой обеспечивается логическая взаимосвязь между предыдущими и последующими контрольными процедурами, в связи с чем целесообразно сначала проверить правильность определения финансовых результатов от продаж отдельных видов товарной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Затем выявляют состав и правильность формирования прочих доходов и расходов, их сальдо и его отражение в конечных финансовых результатах [3].

Особое внимание уделяется обоснованности распределения доходов и расходов между отчетными периодами. Важнейшим этапом контроля и ревизии финансовых результатов является определение правильности их исчисления и отражения в бухгалтерском учете, реформации баланса и достоверности бухгалтерской отчетности.


Нормативно-правовая и информационная базы проверки финансовых результатов

К законодательным актам и нормативным документам, регу­лирующим вопросы учета финансовых результатов организации, относятся:

1.  Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 и 2.

2.  Налоговый кодекс Российской Федерации.

3.  Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтер­ском учете»

4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчет­ность организации» (ПБУ 4/99).

5.  Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).

6.  Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99).

7.  Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сег­ментам» (ПБУ 12/2000).

8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

9. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его при­менению (приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

10. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бух­галтерской отчетности организаций».

11. Указания об отражении в бухгалтерском учете операций, свя­занных с осуществлением договора доверительного управления имуществом (приказ Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 97н).

12. Указания об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества (приказ Минфина России от 24 декабря 1998 г. № 68н в ред. от 28 ноября 2001 г. № 97н).

Источниками информации, используемыми при проверке учета финансовых результатов, являются:

  • учредительные документы;
  • положение об учетной политике;
  • протоколы собрания учредителей;
  • бухгалтерский баланс — форма № 1;
  • отчет о прибылях и убытках — форма № 2;
  • отчет об изменениях капитала – форма №3;
  • отчет о движении денежных средств – форма №4;
  • приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
  • Главная книга;
  • журналы-ордера № 10/1, 11, 12 и 15 (при журнально-ордерной системе учета);
  • ведомость № 16;
  • договоры с покупателями, заказчиками (купли-продажи, под­ряда, оказания услуг);
  • учетные регистры по счетам 82, 84, 90, 91, 68, 99, 09, 77;
  • налоговые декларации;
  • налоговые регистры по учету доходов и расходов, принимаемых для расчета налогооблагаемой прибыли;
  • решения суда о присуждении штрафов, пени, неустоек;
  • приказы и распоряжения руководителя;
  • данные бухгалтерского учета о постоянных и временных налоговых разницах, возникших в оценке соответствующих активов и обязательств [3];
  • первичные документы: товарные (формы ТОРГ-12, 13, 14) и товарно-транспортные накладные (форма Т-1); накладные на отпуск материалов на сторону (форма М-15); акты на списание основных средств; акты приемки-передачи результатов выполненных работ; документы, подтверждающие факт оказания услуг; счета-фактуры, выставленные покупателям; книга продаж, выписки банка с приложенными документами и др.


Проверка финансового результата по обычным видам деятельности

Основной задачей ревизии финансовых результатов является установление правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, про­дукции, работ, услуг.

Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от продажи (без НДС, налога с продаж и акцизов) и фактической себестоимостью проданной продукции (работ, услуг). Для установления достоверности прибыли (убытка) от продажи проводится проверка правильности учета отгрузки и реализации продукции и расходов, связанных со сбытом продукции (коммерческих расходов).

Для установления до­стоверности прибыли (убытка) от продаж необходимо проверить правильность учета затрат на производство (издержек обращения) и исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), а также правильность учета отгрузки и продажи, расходов по сбыту (ком­мерческих расходов).

Для обобщения информации о конечном финансовом результате ведётся счёт 99 «Прибыли и убытки». При проверке результата по обычным видам деятельности ревизору следует просмотреть заключитель­ные записи по итогам отчетного года по счету 90 «Продажи», не­обходимо проверить, как закрывается финансовый результат от обычных видов деятельности, т. е. перенесено ли сальдо по счету 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Также необходимо уделить внимание проверке реформации годового баланса. Для этих целей следует использовать следующие счета: 90 «Продажи»,91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

Поскольку реформация баланса заключается в закрытии сче­тов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», то необходи­мо установить, произведены ли организацией заключительные за­писи по итогам года:

o                 Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо про­чих доходов и расходов» — Кредит 99 «Прибыли и убытки» (что означает прибыль);

o                 Дебет 99 «Прибыли и убытки» — Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (что оз­начает убыток).

На втором этапе реформации баланса надо проверить закрытие счета 99 «Прибыли и убытки». Сальдо счета 99 «Прибыли и убыт­ки», равное чистой прибыли (или убытку) текущего года, должно быть перенесено на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непо­крытый убыток)».

Проверка операций по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие до­ходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» должна подтвердить показатели статей отчетной формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Задачами ревизии отчётных данных о прибылях и убытках являются:

o       проверка полноты отражения: в полном ли объёме отражены все доходы и расходы, то есть показатели, на основе которых и определяется результат деятельности экономического субъекта;

o       установление принадлежности: действительно ли отражённые доходы и расходы относятся к хозяйственным операциям клиента;

o       проверка правильности оценки: соответствие оценки доходов и расходов учётной политике, принципам бухгалтерского учёта; использование оценки на основе преемственности;

o       установление правильности отражения доходов и расходов в отчётности;

o       проверка правильности классификации доходов, расходов, финансовых результатов деятельности;

o       установление законности оформления хозяйственных операций деятельности предприятия в первичных документах и сверка данных, отражённых в учётных регистрах;

o       подтверждение достоверности и правильности отражения на счетах бухгалтерского учёта операций по учёту доходов, расходов и финансовых результатов деятельности;

o       проверка правильности формирования чистой прибыли отчётного периода, её распределения и использования;

o       проверка правильности определения причитающихся бюджету платежей.

При проверке достоверности данных исходным пунктом является регистр учета продажи. На основе данных этого регистра делается выборка номеров счетов, которые затем сверяются с товарно-транспортными накладными и заказами на покупку, полученными от заказчиков (покупателей).

При проверке полноты учета, напротив, исходным пунктом служат товарно-транспортные накладные. Делается выборка товарно-транспортных накладных, данные которых сверяются с данными счетов-фактур и регистра учета продажи. Счета на продажу должны выставляться и данные о реализации учитываться своевременно, т.е. по мере совершения операции (отгрузки), с отнесением к соответствующим периодам. Это предотвращает риск случайных пропусков данных в учете.

При проверке своевременности учета продажи, как правило, сопоставляются даты, указанные в товарно-транспортных накладных с датами соответствующих счетов-фактур, датами записей по счетам учета реализации и дебиторской задолженности. Значительные расхождения в датах свидетельствуют о потенциальных проблемах своевременности учета реализации.

Точный расчет суммы продаж влияет на правильное выставление счетов-фактур за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги и последующее отражение этих данных в бухгалтерских регистрах. Проверка правильности оценки продажи включает пересчет данных учета для выявления возможных математических ошибок. Как правило, подсчитываются итоговые суммы счетов-фактур либо осуществляется проверка контрольных документов, подготовленных самостоятельно.

Информация о работе Ревизия финансовых результатов