Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 01:44, реферат
В данной работе особое внимание будет уделено внутреннему развитию Республики Беларусь, а также ее место среди иных государств мира, в частности взаимоотношения с государствами-участниками СНГ, возможное взаимоотношение с ЕС.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1 Республика Беларусь и ее внутреннее развитие-----------------------------------4
2 Место Республики Беларусь в современном мире--------------------------------8
2.1 Общая характеристика внешней политики Республики Беларусь----------8
2.2Республика Беларусь как государство-участник Содружества Независимых Государств-----------------------------------------------------------------9
2.3 Республика Беларусь и Европейский Союз------------------------------------12
2.4 Взаимоотношение Российской Федерации и Республики Беларусь-------15
Заключение---------------------------------------------------------------------------------21
Список использованных источников--------------------------------------------------23
Дальнейшая судьба СНГ будет решаться, в первую очередь, внутри стран Содружества и зависеть от силы институтов гражданского общества, среднего класса и от приверженности общества в целом демократическим принципам. Результат этой борьбы определит не только степень гражданских свобод и демократизации, но и шансы на улучшение предпринимательского климата, которые во многом будут зависеть от влияния политического фактора.
Что касается ближайших и более отдаленных
перспектив дальнейшего развития интеграционных
процессов в постсоветском пространстве,
то, несмотря на то, что в настоящее время
в наибольшей мере по пути интеграции
продвинулись Россия и Белоруссия.
2.3 Республика Беларусь и Европейский Союз
В декабре 1991 г. независимая Белоруссия была признана Европейскими Сообществами, и на первых порах отмечалось устойчивое развитие отношений между Белоруссией и ЕС. В 1995 г. было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве в политической, экономической и торговой сфере. Белоруссия получала значительную помощь в рамках программы ТАСИС и по иным каналам. Развитию отношений между Белоруссией и ЕС помешали, однако, некоторые меры руководства Белоруссии, которые были восприняты на Западе как ущемление демократии. Евросоюз отказался признать изменения в Конституции Белоруссии 1994 года, внесённые в 1996 г. В 1997 г. Совет Министров ЕС отказался продлить Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве и поддержать вступление Белоруссии в Совет Европы; были приостановлены двусторонние отношения на министерском уровне и заморожены программы технической помощи ЕС.
Белоруссия потеряла статус специально приглашённого члена в Ассамблее Совета Европы. Это решение было вызвано тем, что Парламентская ассамблея Совета Европы признала проведённые в Белоруссии в 1997 году выборы недемократичными, а давление на оппозицию – незаконным.
В 1998 году имел место инцидент в Дроздах, когда дипломатические представительства были выселены из своих резиденций, что также сыграло свою роль в ухудшении отношений с Европой.
В марте 2005 г. Евросоюз объявил о намерении напрямую финансировать «формирование гражданского общества» в Белоруссии..
26 января 2006 г. на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) была принята резолюция, осуждающая ситуацию в Белоруссии накануне президентских выборов. Несмотря на активную поддержку российской делегации, Белоруссия вновь не получила статус специально приглашённой в Совет Европы (которого она была лишена в 1997 году), поскольку не выполнены четыре условия СЕ - расширение полномочий парламента, введение института уполномоченного по правам человека, пересмотр Избирательного кодекса и закона о печати.
ПАСЕ призвала ввести против Белоруссии режим международной изоляции, заключающийся в отказе предоставлять визы высокопоставленным белорусским государственным чиновникам и в то же время облегчить выдачу виз простым гражданам.
С 26 февраля 2006 г. на территории Белоруссии в преддверии президентских выборов начали работу независимые европейские теле- и радиостанции, финансируемые из бюджета ЕС и, соответственно, не контролируемые местными властями. Кроме того, независимый российский телеканал RTVi получил европейский грант на подготовку для белорусской аудитории ежедневной 30-минутной политической передачи. Все программы выходят на русском и белорусском языках.
Евросоюз выделил на независимое вещание в Белоруссии около 2 млн. долларов. Программы, финансируемые Евросоюзом, продолжат выходить в эфир и после президентских выборов 19 марта.
Однако с 2009 г. отношения между Европой и Белоруссией заметно улучшились. В 2009 г. Белоруссия стала членом проекта ЕС «Восточное партнёрство», а ПАСЕ поддержала возвращение белорусскому парламенту статуса специально приглашённого при условии введения моратория на смертную казнь. В 2009 году был открыт Информационный пункт Совета Европы в Минске на базе Белгосуниверситета. Деятельность информационного пункта призвана содействовать развитию взаимодействия между Беларусью и СЕ, а также повышать информированность государственных органов, общественных организаций, СМИ, ВУЗов и граждан Беларуси об основополагающих ценностях, правовых инструментах, достижениях, политике и деятельности СЕ.
Расширение контактов с Евросоюзом позволило белорусскому руководству организовать ряд встреч с европейскими лидерами. Так, в апреле 2009 года Минск посетил глава МИД председательствующей в ЕС Чехии Карел Шварценберг, а вскоре Президент Беларуси посетил Италию, где встретился с премьер-министром Сильвио Берлускони и папой римским Бенедиктом XVI.
В последнее время европейские лидеры демонстрируют интерес к сотрудничеству в экономической сфере с Минском. В частности, важен тот факт, что в Беларуси (до начала мирового экономического и финансового кризиса) наблюдался процесс активного экономического роста – ВВП увеличивался, рост заработной платы сохраняется на уровне 15%, упрощена налоговая система. Основная часть предприятий еще не приватизирована, вскоре планируется реализация ряда экономических реформ. При этом на белорусском рынке почти отсутствуют международные игроки, за исключением России. Все эти факторы, бесспорно, интересны европейским инвесторам и ЕС в целом. Беларусь обладает огромным потенциалом для реализации частных инициатив, что открывает новые возможности для международного сотрудничества.
Европейский Союз и Республика Беларусь идут навстречу друг другу, и этот процесс в последнее время развивается достаточно интенсивно. Наблюдающаяся оттепель в отношениях обеих сторон создает предпосылки для дальнейшего диалога Брюсселя с Минском. Доля экспорта из Беларуси в страны Евросоюза возросла до 46 процентов, при этом в структуре продаж белорусских товаров в Европу по-прежнему превалируют нефтепродукты и минеральные удобрения. Таких результатов Беларуси удалось достичь даже при том, что единственный действующий договор между Беларусью и ЕС - это Соглашение о торговле текстильными изделиями, подписанное еще в 1993 году.
Очень многих мучает вопрос о том, что же в результате получит Республика при сближении с ЕС. Несомненно, белорусский народ получит доступ ко всем тем преимуществам, которые ЕС создавал в течение 50-ти последних лет. ЕС может предоставить свою помощь в повышении уровня жизни белорусских граждан, упростив для них порядок въезда в страны ЕС; улучшить трансграничное сотрудничество и, как следствие, усилить помощь в сферах экономического развития и защиты окружающей среды и управления границами.
Проведение экономических реформ сделает Беларусь более привлекательной для иностранных инвесторов, малому и среднему бизнесу будет оказана поддержка, заключающаяся в содействии конкурентоспособности белорусских товаров и услуг с целью продвижения их на европейский рынок.
Реформа судебно-правовой системы даст независимость судьям, которые будут работать ради защиты прав всех граждан и развития гражданского общества.
Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры упростит передвижение граждан и транспортировку товаров между Беларусью и ее соседями в составе общеевропейской сети.
Улучшение состояния окружающей среды предусматривает улучшение качества воды, обеспечение эффективности управления отходами, продолжение предоставления помощи для устранения последствий Чернобыльской катастрофы.
Тесный диалог ЕС-Беларусь и двусторонняя
заинтересованность в укреплении атмосферы
доверия приведут к развитию взаимовыгодных
партнерских отношений и долгосрочному
сотрудничеству.
2.4 Взаимоотношение Российской Федерации и Республики Беларусь
В мае 1997 г. состоялось подписание договора «Об объединении Белоруссии и России». Из этого договора следует, что при сохранении суверенитета партнеров создается наднациональный орган с широкими полномочиями, и новому союзу придается характер субъекта международного права.
Российско-белорусское сотрудничество развивалось в условиях формирования Союзного государства. Договор о его создании и Программа действий по реализации положений Договора от 8 декабря 1999 г. определяют основные направления и ступени интеграции, включая завершение создания единого таможенного и экономического пространства, объединение энергетических, транспортных систем, интенсификацию сотрудничества в гуманитарной и социальной областях, в сферах внешней политики, обороны и безопасности.
С военно-политической точки зрения объединение России и Белоруссии представляет собой крупный шаг вперед и оказывает сдерживающее влияние на вход европейских стран в блок НАТО. В некоторой степени это объединение сказалось на заключении договора между Россией и НАТО, касающегося неразмещения ядерного оружия и войск блока на территории стран-участниц.
Сегодня Белоруссия является самым последовательным и надежным союзником России в отстаивании ее национальных интересов на международной арене, обеспечении безопасности, суверенитета и территориальной целостности. В силу особого геополитического положения Республика Беларусь является своеобразным мостом между Европой и Азией, наличие которого существенным образом укрепляет позиции России как великой евразийской державы.
Нормативно-правовая база союза базируется на следующих основных документах:
1) Договор «О создании Союзного государства»,подписанный 8 декабря 1999г., вступил в силу 26 января 2000г.;
2) Договор «О равных правах граждан»;
3) Договор «О сотрудничестве в области социального обеспечения»;
4) Постановление «Об обеспечении равных прав на приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом»;
5) Решение Высшего Совета «О беспрепятственном обмене жилых помещений»;
6) Решение Высшего Совета «О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»;
7) Постановление «О взаимном предоставлении равных прав в получении всесторонней медицинской помощи».
8 декабря 1999 года Российская Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан, заключили Договор «О создании Союзного государства».
Целями Союзного государства являются:
- создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
- проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
- формирование единой правовой системы демократического государства;