Республика Беларусь в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 01:44, реферат

Краткое описание

В данной работе особое внимание будет уделено внутреннему развитию Республики Беларусь, а также ее место среди иных государств мира, в частности взаимоотношения с государствами-участниками СНГ, возможное взаимоотношение с ЕС.

Оглавление

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1 Республика Беларусь и ее внутреннее развитие-----------------------------------4
2 Место Республики Беларусь в современном мире--------------------------------8
2.1 Общая характеристика внешней политики Республики Беларусь----------8
2.2Республика Беларусь как государство-участник Содружества Независимых Государств-----------------------------------------------------------------9
2.3 Республика Беларусь и Европейский Союз------------------------------------12
2.4 Взаимоотношение Российской Федерации и Республики Беларусь-------15
Заключение---------------------------------------------------------------------------------21
Список использованных источников--------------------------------------------------23

Файлы: 1 файл

1 часть реферата по политологии.docx

— 70.20 Кб (Скачать)

- назначает выборы Президента;

- даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;

- выражает вотум недоверия правительству;

- выдвигает обвинения против Президента и иные.

            Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 56 членов: по 8 членов избирают областные и Минских городской совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент. Основные полномочия Совета Республики:

- одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;

- избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;

- дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц;

- контролирует работы местных советов депутатов, может отменять их решение или распустить в случае нарушения законодательства;

- рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;

- принимает решение об отрешении Президента от должности.

          Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Судебная система состоит из районных и городских судов; областных судов и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.

       Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент,  обеспечивающий  ее  выживание  и  развитие.

            Поэтому   отправной    точкой    для    определения    базового    постулата внешнеполитической  доктрины  Беларуси  должна  выступать  оценка   основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. МЕСТО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННОМ   МИРЕ

2.1 Общая характеристика внешней политики Республики          Беларусь

          Для характеристики данного вопроса, по нашему мнению, требуется обратить внимание на внешнюю политику Республики Беларусь, охарактеризовать ее взаимоотношения с СНГ,  с ЕС, а также с иными государствами.

          После распада СССР Беларусь является членом следующих межгосударственных образований:

- Содружество независимых государств;

- Союзное государство России и Белоруссии;

- Организация договора о коллективной безопасности;

- Евразийское экономическое сообщество;

- Единое экономическое пространство;

- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;

- Программа НАТО «Партнёрство ради мира»;

- Североатлантический совет по сотрудничеству;

- Международный валютный фонд;

- Всемирный банк.

          Стоит отметить, что в декабре 2005 г. Президент Республики Беларусь заявил, что Беларусь может быть принята в Шанхайскую организацию сотрудничества (далее- ШОС). ШОС  — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

          Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. 
 
 
 
 
 

2.2 Республика Беларусь  как государство-участник Содружества      Независимых Государств

            Содружество Независимых Государств (далее- СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

            СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (более известное как Беловежское соглашение).

            В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

           21 декабря 1991 г. была принята  Алма- Атинская декларация, в которой излагались цели и принципы СНГ. Данная декларация была подписана Азербайджаном, Арменией, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной. В разные периоды времени к СНГ присоединялись и иные государства: Молдова, Таджикистан, Грузия, Киргизия, Казахстан.

          Однако некоторые страны выдвинули условия своего нахождения в СНГ. Так, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена». Украина же не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. В 2008 г. Президент Грузии заявил о желании выйти из СНГ. Данное требование было удовлетворено и с августа 2009 г. Грузия покинула СНГ.

           В 1993 г. был утвержден Устав СНГ. В нем утверждены основные сферы деятельности СНГ:

- обеспечение  прав и основных свобод человека;

- координация  внешнеполитической деятельности;

- сотрудничество  в формировании и развитии  общего экономического пространства, таможенной политики;

- сотрудничество  в развитии систем транспорта, связи;

- охрана  здоровья и окружающей среды;

- вопросы  социальной и миграционной политики;

- борьба  с организованной преступностью;

- сотрудничество  в области оборонной политики  и охраны внешних границ.

          Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

           Столица Республики Беларусь город Минск является официальным местом пребывания координирующих органов Содружества Независимых Государств. Здесь находятся Исполнительный Комитет СНГ, Экономический Суд Содружества и ряд отраслевых органов Содружества.

Образование СНГ стало значимым событием последней четверти ХХ века. Прежде всего СНГ выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных независимых государств после распада СССР. В рамках СНГ новые государства впервые почувствовали себя самостоятельными в системе международных отношений.

          В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный сценарий «или интеграция, или дезинтеграция». Процессы, происходящие в Содружестве, имеют более сложный характер. Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. Это свидетельствует о том, что оно оформляется в международный регион. СНГ при этом является фактором изначального структурирования пространства, и эта его роль пока еще не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность экономического развития, страны Содружество смогло сформировать институты и механизмы межгосударственного взаимодействия, создать основы рыночного хозяйства, преодолеть негативные тенденции 90-х годов.

           До сих пор определение «страны СНГ» подразумевало достаточный набор общих политических и экономических характеристик и общих проблем, позволяющих говорить об этих странах как о более или менее однородной группе. На самом деле это не так. Несмотря на общее советское наследие, медленные темпы рыночных реформ, наблюдаемые антидемократические тенденции и угрозу оказаться на периферии европейских и мировых интеграционных процессов, страны отличаются друг от друга.

           СНГ, как многосторонняя организация и система коллективных договоров, оказалась по многим направлениям неэффективной структурой. Серьезным просчетом в деятельности СНГ прошедших лет можно считать чрезмерное увлечение интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях без должного внимания развитию объединительных связей на микро уровне. Предпринимательские и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении.

Информация о работе Республика Беларусь в современном мире