Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:46, курсовая работа
Финансовый сектор является одним из основных факторов формирования рыночной экономики. Ключевыми в финансовом секторе выступают понятия «деньги» и «валюта». Валютные отношения осуществляются на национальном и международном уровне. На национальном уровне они охватывают сферу национальной валютной системы (НВС). НВС представляет часть денежной системы страны.
Последние в 2010 году валютные торги на ММВБ завершились незначительным снижением доллара и весьма ощутимым ростом евро на фоне подъема единой валюты на "FOREX". Рубль из-за роста рублевой ликвидности довольно сильно - на 39 копеек - ослаб к бивалютной корзине [14].
В 2011 году Банк России намерен больше не устанавливать ни ориентиров, ни ограничений как по номинальному курсу рубля, так и по реальному его курсу, а намерен всецело сосредоточиться на инфляционном таргетировании. При этом, по мнению главы ЦБ, волатильность курса рубля в 2011 году будет такой же, как и в 2010 году, или немного больше.
Если в 2011-2013 годах не произойдет резкого увеличения расходов бюджета по сравнению с плановыми, то показатели инфляции, которые запланированы на эти годы (6-7 процентов в 2011-м, 5-6 - в 2012-м и 5,5 процента в 2013 году), удастся выполнить. При этом, если инфляция начнет расти быстрыми темпами, то ЦБ ответит повышением процентных ставок и увеличением нормативов обязательных резервов [15].
Валютная политика Российской Федерации - комплекс мероприятий, проводимых Российским государством и Центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения с целью воздействия на экономику страны и покупательную способность российского рубля [6,69].
В 2010 году ситуация на внутреннем валютном рынке определялась состоянием внешних финансовых и товарных рынков и параметрами проведения курсовой политики Банка России, которая была направлена на обеспечение устойчивости курса рубля и осуществлялась в рамках режима управляемого плавающего валютного курса.
В
2010 году при проведении операций на
внутреннем валютном рынке Банк России
продолжал использовать в качестве
операционного ориентира
Помимо интервенций, направленных на ограничение волатильности курса рубля, Банк России в 2010 году осуществлял целевые покупки иностранной валюты для компенсации действия факторов систематического дисбаланса спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. Параметры данных операций в настоящее время определяются с учетом основных внешних факторов формирования платежного баланса. Целевые интервенции направлены главным образом на нейтрализацию устойчивых ожиданий участников внутреннего валютного рынка относительно изменения обменного курса рубля, формирующихся под влиянием конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.
Со II квартала 2010 года в рамках совершенствования механизмов курсовой политики Банк России дополнил порядок проведения интервенций, направленных на предотвращение резких колебаний валютного курса, возможностью осуществления покупок/продаж иностранной валюты внутри плавающего операционного интервала. В соответствии с действующими параметрами реализации курсовой политики при превышении объемом операций Банка России, совершенных внутри и на границах операционного интервала значений бивалютной корзины, объема целевых интервенций на установленную величину производится соответствующая корректировка границ указанного интервала.
В целях дальнейшего повышения гибкости курсообразования 13 октября 2010 года Банк России увеличил ширину операционного плавающего интервала с 3 до 4 рублей, а также снизил с 700 млн. долларов США до 650 млн. долларов США величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ интервала на 5 копеек.
В первые месяцы 2010 года в условиях сохранения благоприятной внешней конъюнктуры увеличившийся приток средств от внешнеторговых операций перекрывал чистый отток частного капитала, определяя превышение предложения иностранной валюты на внутреннем рынке над спросом на нее и, соответственно, тенденцию укрепления рубля.
Вместе
с тем в мае 2010 года на фоне снижения
цен на нефть на мировых рынках
и формирования негативных ожиданий
инвесторов, вызванных нарастанием
проблем с обслуживанием
Во второй половине сентября 2010г. на фоне повышения спроса на валюту, связанного, в частности, с выплатами по корпоративному внешнему долгу, снижение курса рубля возобновилось. Однако ввиду отсутствия фундаментальных факторов для устойчивого ослабления рубля стоимость бивалютной корзины не вышла за рамки операционного коридора, и объемы интервенций Банка России остались относительно небольшими.
Использование указанной модели курсовой политики позволяет выполнять задачу поддержания приемлемых условий для адаптации хозяйствующих субъектов к изменениям курса с учетом уязвимости российской экономики к внешним конъюнктурным шокам. При этом, как было объявлено 13 октября 2010 года, в рамках действующего режима Банк России не устанавливает каких-либо фиксированных количественных ограничений на уровень валютного курса.
В январе - октябре 2010 года Банк России в рамках обозначенных механизмов осуществлял как покупку (в январе - августе), так и продажу (в сентябре - октябре) иностранной валюты на внутреннем рынке. Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России за указанный период составил 40,6 млрд. долларов США, из которых 15,9 млрд. долларов США - целевые интервенции.
Реализация государственной валютной политики достигается полномочными органами. В России органами валютного контроля являются:
Рисунок 3 - Субъекты валютного контроля
Банк России осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами [6,76].
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» из всех видов федеральных органов исполнительной власти функции по контролю в соответствующей сфере деятельности могут осуществлять только федеральные службы.
Федеральным органом валютного контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая находится в ведении Министерства финансов РФ.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также валютный контроль за резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и валютными биржами.
Агентами валютного контроля являются четыре группы субъектов [13, с.57]:
Уполномоченные
банки – это кредитные
Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет функции по контролю и надзору за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.
К профессиональным участникам рынка ценных бумаг отнесены брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), организаторы торговли на рынке ценных бумаг [7,73].
Основные
отличия органов валютного
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица вправе:
Помимо этого, органы валютного контроля вправе издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Таким образом, валютная политика государства синтезирует и отражает внутренние и внешние экономические интересы страны. Главной целью валютной политики нашего государства в лице Центрального Банка на протяжении последних лет было и остается достижение стабильного курса рубля и постепенное вытеснение доллара из сферы обращения.
По результатам проведенного в работе исследования сделаны следующие основные выводы:
1. Валютное регулирование представляет собой: с одной стороны — элемент юридической (правовой) формы осуществления финансовой политики государства; с другой — часть общеэкономической политики, основной задачей которой выступает формирование и развитие валютно-финансовой системы. Поэтому под валютным регулированием понимается комплекс правовых и экономических мер, направленных на поддержание правопорядка и обеспечение реализации интересов государства в сфере валютных ценностей. Оно выступает важнейшим направлением финансовой деятельности государства.
2. Нормативно-правовой базой валютного регулирования и валютного контроля являются Конституция РФ и Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", который устанавливает:
3. Основной целью поддержания правопорядка в сфере валютного регулирования является обеспечение:
4. Валютный контроль является самостоятельным видом государственного финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов. Это важнейший участок общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики.
5. Основные принципы валютного регулирования и контроля:
Информация о работе Регулирования российского валютного рынка