Регулирования российского валютного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый сектор является одним из основных факторов формирования рыночной экономики. Ключевыми в финансовом секторе выступают понятия «деньги» и «валюта». Валютные отношения осуществляются на национальном и международном уровне. На национальном уровне они охватывают сферу национальной валютной системы (НВС). НВС представляет часть денежной системы страны.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РегулиВАлютныхОтн.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     Кроме того, Банк России обладает правом осуществлять банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных Законом о Банке России, в том числе:

  • покупку и продажу иностранной валюты, а также платежных документов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными кредитными организациями;
  • покупку, хранение и продажу драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей;
  • выставление чеков и векселей в любой валюте.

     Главная задача Банка России как основного  органа валютного регулирования  состоит в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления  юридическими и физическими лицами валютных операций, полномочия и функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства, а также взаимодействие органов валютного контроля. Её требования обязательны для всех участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. Полномочия Центрального Банка России сводятся, в основном, к установлению резервных требований и требований по использованию специальных счетов по определённым видам валютных операций [6, с.75].

     Так, ЦБ РФ вправе издавать нормативные  акты, устанавливающие:

  • порядок и условия биржевых торгов иностранной валютой;
  • единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления;
  • требование об использование специального счета и требование о резервировании при осуществлении валютных операций движения капитала;
  • порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет;
  • порядок осуществления нерезидентами между собой валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории РФ;
  • требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
  • порядок купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами;
  • порядок открытия резидентами счетов в банках за пределами РФ (п.3 ст.12 Закона) и порядок перевода ими на такие счета средств со своих счетов в уполномоченных банках, в том числе и такими резидентами как уполномоченные банки и валютные биржи;
  • порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов и вкладов нерезидентов;
  • порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом - резидентом валютных средств из РФ и в РФ без открытия банковского счета;
  • порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для нерезидентов;
  • порядок резервирования и возврата суммы резервирования;
  • критерии, которым должен удовлетворять банк за пределами территории РФ для целей обеспечения обязательств;
  • единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами;
  • обязательный размер продажи части валютной выручки резидентов и перечень валюты, подлежащий обязательной продаже; перечень операций, расходы и платежи по которым уменьшают размер подлежащей обязательной продаже части валютной выручки.

     Не  являются органами валютного регулирования  и контроля, но обладают определенными полномочиями  в указанной сфере некоторые государственные органы. В частности, Министерство экономического развития Российской Федерации обладает полномочиями по осуществлению правового регулирования по вопросам: торгово-экономических отношений с иностранными государствами; торгово-экономических отношений и экономической интеграции Российской Федерации с государствами - участниками СНГ; экономических отношений Российской Федерации с иностранными государствами, их союзами и международными организациями [13, с.29].

    Одной из основных задач Министерства финансов Российской Федерации является выработка единой государственной финансовой (включая валютную сферу, сферу государственного долга), денежной и кредитной политики. В соответствии с указанными задачами Министерство разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов  Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам валютной политики; управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации; контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере [13, с.30].

    Валютное регулирование  операций, связанных с кредитами  и займами, предполагает, что [13, 47]:

  • Резиденты вправе проводить операции по получению у уполномоченных банков кредитов и займов в иностранной валюте, возврату таких кредитов и  займов, уплате сумм процентов и  штрафных санкций по  ним (п. 3 ст. 9 ФЗ № 173-ФЗ).
  • Предоставление резидентом кредитов (займов) в иностранной валюте резиденту, не являющемуся уполномоченным банком, не допускается.
  • Операции по получению и предоставлению кредитов и займов в иностранной валюте и валюте РФ между резидентами и нерезидентами в сумме, составляющей в эквиваленте более 5 000 долл. США требуют оформления паспорта сделки.
  • Если юридическое лицо-резидент заключило кредитный договор или договор займа с резидентом государства - члена ОЭСР или ФАТФ на срок более двух лет, оно вправе в целях исполнения обязательств по такому договору зачислять валютную выручку не на свой счет в уполномоченном банке, а на счета третьих лиц в банках-нерезидентах.

     Банком  России установлено требование об использовании  нерезидентами (физическими лицами, юридическими лицами, в том числе банками-нерезидентами, находящимися в России иностранными дипломатическими и иными официальными представительствами, международными организациями, их филиалами и представительствами) специальных банковских счетов в валюте РФ для осуществления валютных операций:

  • счет «В1» - при получении кредита и займа в валюте РФ от резидента;
  • счет «В2» - при предоставлении резиденту кредита и займа в валюте РФ на срок не более  3 лет. Данное требование не распространяется на кредиты в валюте РФ, предоставляемые банками-нерезидентами российским кредитным организациям.

     Резиденты обязаны использовать следующие специальные банковские счета в иностранной валюте для расчетов и переводов по кредитным договорам [13, с.48]:

  • счет «Ф» - открывается физическому лицу - резиденту при получении от нерезидента кредита и займа на срок не более 3 лет, а также предоставлении займа нерезиденту;
  • счет «Р1» - открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента на срок не более 3 лет;
  • счет «Р2» - открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте.
 
 
 

Таблица 1 - Требование о резервировании при осуществлении кредитных операций (Указание ЦБ РФ от 29.06.2004 г. № 1465-У с изм.)

Вид счета Содержание  операции Сумма резервирования, % от суммы операции Срок резервирования, календарных дней Срок внесения суммы
В1 Получение нерезидентом от резидента кредита (займа) в валюте РФ 25 15 за 15 дней до списания суммы кредита со счета В1
В2 Предоставление  нерезидентом резиденту кредита (займа) в валюте РФ 2 365 не позднее  дня зачисления суммы кредита на счет В2
Р1 Получение резидентом от нерезидента кредита (займа) в  иностранной валюте 2 365 не позднее  дня зачисления суммы кредита на счет Р1
Р2 Предоставление  резидентом нерезиденту кредита (займа) в иностранной валюте 25 15 за 15 дней до списания суммы кредита со счета В1
         

    Таким образом, регулирование валютного рынка в России происходит с учетом многочисленных факторов относительно финансовой области, которая в свою очередь значительно изменила свои параметры. Данное изменение коснулось не только курсов валют на валютном рынке, но и порядка заключения сделок по купле-продаже валюты. Регулирование валютного рынка в России является одной из важных частей ведения всей экономической политики страны по отношению к другим странам. На данном этапе развития экономической отрасли регулирование валютного рынка в России практически на 90% возложено на Центральный банк Российской Федерации, который определяет политику ведения всех валютных операций на международной арене. К регулированию валютного рынка в России относится контроль всех экономических институтов относительно заключения сделок, проверка всех документов и их законности, контроль всех участников и посредников заключения сделок, выявление направлений дальнейшей деятельности и политики осуществления ее на валютном рынке и т.п.  Также стоит обратить внимание, что регулирование валютного рынка в России осуществляется по специально разработанной программе, которая была составлена с учетом всех аспектов валютной сферы и экономических политик других стран

    В 2010 году тенденции, оказывающие воздействие на состояние внутреннего валютного рынка, носили разнонаправленный характер. На протяжении первого полугодия 2010г.на внутреннем валютном рынке наблюдалась устойчивая тенденция к укреплению рубля. Она формировалась в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры под влиянием поступлений по счету текущих операций, что обусловило проведение Банком России операций по покупке иностранной валюты. При этом в мае и июне 2010г. на фоне негативных событий в странах зоны евро и некоторого снижения цен на энергоносители на мировых рынках на внутреннем валютном рынке возросла волатильность обменного курса рубля [14].

    С июля до первой половины сентября 2010 г. ситуация на внутреннем валютном рынке характеризовалась достижением определенного баланса между спросом на иностранную валюту и ее предложением, обусловленным, главным образом, соответствием интенсивности трансграничных потоков капитала и поступлений по счету текущих операций. В этих условиях Банк России осуществлял операции по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в рамках установленного целевого объема [14].

    Со  второй половины сентября 2010 г. на внутреннем валютном рынке спрос на иностранную валюту превышал предложение. Данная тенденция формировалась в условиях оттока капитала и быстрого роста импорта. В этот период Банк России осуществлял плановые продажи иностранной валюты. В декабре 2010г. на фоне роста цен на энергоносители на мировых рынках и постепенного исчерпания действия факторов, обуславливающих высокий спрос на иностранную валюту, на внутреннем валютном рынке укрепление рубля возобновилось.

    В целях повышения гибкости валютного  курса и сокращения масштабов  присутствия Банка России на внутреннем валютном рынке с 13 октября 2010 года был расширен с 3 до 4 рублей операционный интервал допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины, используемый для сдерживания излишне резких колебаний валютного курса. Одновременно с 700 млн. до 650 млн. долларов США была снижена величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 копеек [14].

    По  данным Минэкономразвития

    Рисунок 1 - Динамика стоимости бивалютной корзины

 

    Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России за прошедший год составил 34,1 млрд. долларов США. При этом объем нетто-продажи иностранной валюты Банком России в октябре-декабре 2010г. составил 10,4 млрд. долларов США [14].

    Динамика  котировок доллара США и евро к российскому рублю формировалась  под воздействием изменений курса  доллар США/евро на международном рынке и проводимой Банком России курсовой политики. По итогам 2010 года официальный курс доллара США к российскому рублю повысился лишь на 0,55% до 30,3505 рублей за доллар США, курс евро к рублю снизился на 6,84% до 40,4876 рублей за евро по состоянию на 1 января 2011 года. Стоимость «бивалютной»  корзины снизилась с 36,16 руб. на 1 января 2010 года до 34,91 руб. – на 1 января текущего года. При этом среднегодовое значение курса доллара к рублю снизилось с 31,75 руб./долл. в 2009 году до 30,37 руб./долл. в 2010 году, курса евро к рублю - с 44,14 руб./евро до 40,30 руб./евро соответственно [14].

По данным Минэкономразвития

 

 Рисунок 2 - Динамика официальных курсов доллара США и евро

  

 По  расчетам Минэкономразвития России, в целом за 2010 год (из расчета декабрь 2010 года к декабрю 2009 года) реальное (с учетом внешней и внутренней инфляции) укрепление рубля к доллару США составило  4%, к евро – 14,4%, к фунту стерлингов – 6%, ослабление к швейцарскому франку – 0,5%, к японской иене - 1,7%, к канадскому доллару – 1,5 процента. Укрепление  реального эффективного курса рубля оценивается в 7,1 процента [14].

    В 2010 году наблюдалось снижение активности биржевой торговли как по операциям рубль/доллар США, так и по операциям рубль/евро по сравнению с предыдущим годом. Совокупный биржевой оборот по операциям рубль/доллар США снизился на 7,7% до 2,3 трлн. долларов США, по операциям рубль/евро – на 36,4%, составив 250,1 млрд. евро [14].

Информация о работе Регулирования российского валютного рынка