Региональная политика Европейского союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:49, реферат

Краткое описание

Европейский Союз — один из наиболее экономически развитых и богатых регионов мира. С момента расширения он объединяет потенциал 25 стран, 254 регионов, более 450 млн. жителей. Однако различия в уровне экономического и социального развития отдельных регионов по-прежнему велики и влияют на общее благосостояние ЕС. Устранение этих различий и развитие регионов являются объектом пристального внимания региональной политики с момента начала процесса европейской интеграции. В 1958 г. для выполнения одного из положений Римского договора о гармонизации и снижении различий в развитии регионов были созданы два отраслевых фонда: Европейский социальный фонд и Европейский фонд аграрной помощи и гарантий.

Файлы: 1 файл

Рег. эк..docx

— 71.80 Кб (Скачать)

 

«Региональная политика Европейского союза»

 

Введение

Европейский Союз — один из наиболее экономически развитых и  богатых регионов мира. С момента  расширения он объединяет потенциал 25 стран, 254 регионов, более 450 млн. жителей. Однако различия в уровне экономического и социального развития отдельных  регионов по-прежнему велики и влияют на общее благосостояние ЕС. Устранение этих различий и развитие регионов являются объектом пристального внимания региональной политики с момента  начала процесса европейской интеграции. В 1958 г. для выполнения одного из положений Римского договора о гармонизации и снижении различий в развитии регионов были созданы два отраслевых фонда: Европейский социальный фонд и Европейский фонд аграрной помощи и гарантий.

В 1975 г. был создан один из основных инструментов региональной политики — Европейский фонд регионального  развития, занимающийся распределением вкладов членов ЕС в общий бюджет между проектами, реализуемыми в наиболее отсталых регионах. Маастрихтский договор 1992 г. задекларировал политику выравнивания состояния регионов в странах ЕС как один из главных приоритетов Европейского Союза наряду с общим рынком и валютным союзом. С 1994 по 1999 гг. более 200 млрд. ЭКЮ (одна треть бюджета ЕС) было направлено на реализацию этой политики. Кроме того, в этот период были окончательно сформированы финансовые инструменты для политики регионов, которые включали в себя структурные фонды и специализированные программы (ISPA, SAPARD, PHARE и т. д.).

С 1994 г. активное участие  в формировании политики на европейском  уровне принимает специально созданный  орган ЕС — Комитет регионов (Сommittee of Regions, COR), куда входят представители всех регионов Европы. Комитет является совещательным органом, участвующим в процессе принятия решений в различных областях: экономическое и социальное взаимодействие, трансъевропейские инфраструктурные сети, здравоохранение, образование, культура, социальная политика и политика занятости, профессиональный тренинг, охрана окружающей среды, транспорт.

Таким образом, реализуется  постепенная трансформация концепции  Европы наций в Европу регионов. Одним из следствий такой трансформации  является повышение конкурентоспособности  регионов за счет создания единого  рынка с общими “правилами игры”, на котором регионы могут рассматриваться как самостоятельные игроки. Практически каждый из регионов имеет своих представителей в Брюсселе, которые занимаются лоббированием интересов региона, отслеживают изменения европейской политики, способные повлиять на ситуацию в регионе, “выбивают” деньги для региональных проектов и программ.

Факторами, влияющими на успешность того или иного региона, все чаще становятся его инфраструктура, экология, качество рабочей силы, политика региональных властей в отношении  инвестиций. Соответственно, снижается  и напряженность отношений внутри государства, где отдельные регионы  уже не дискриминируются в рамках модели “большинство — меньшинство”, но становятся равными игроками в “Европе меньшинств”.

Особенно это важно  для тех регионов, которые в  силу различных причин стремятся  получить большую самостоятельность (Каталония и Страна Басков в Испании, Бретань во Франции, Фрисланд в Нидерландах), а также там, где исторически региональное самоуправление очень развито, — в Дании, Швеции, Германии. Таким образом, при определенной потере суверенитета на уровне государства регионы в Европейском Союзе приобретают большую независимость.

Хотя построение “Европы  регионов” и не является декларируемой  целью европейской интеграции, по всей видимости, ее можно рассматривать  как промежуточную стадию на пути трансформации ЕС в “Европу граждан”. В пользу данного вывода свидетельствуют  разработка и активное продвижение  концепции гражданства ЕС, попытки  придания легитимности органам ЕС через  их прямую выборность, разработка Конституционного договора, могущего служить определенной базой для трансформации ЕС в федеративное образование.

Таким образом, если говорить о региональной политике, направленной на “выравнивание” регионов в рамках ЕС, то в качестве ее инструментов можно  рассматривать не только программы, занимающиеся в той или иной степени  перераспределением финансовых средств, но и общие принципы построения Европейского Союза.

Региональная политика построена  на принципах солидарности и направлена на экономическое развитие наиболее отстающих регионов стран Европейского Союза.

В 2007-2013 гг. общий бюджет в  размере 313 млрд. EUR будет направлен  на выполнение трех главных задач. Первая из них — конвергенция. Это наиболее значимая из задач, которая получит 78% общего, распределяемого через  структурные фонды и фонд выравнивания бюджета для финансирования проектов на развитие регионов, в которых  ВВП на душу населения составляет менее 75% от среднего по ЕС. 

Вторая задача — региональная конкурентоспособность и занятость. В рамках выполнения этой задачи основное внимание будет уделяться поддержке и проведению экономических и социальных реформ, внедрению инноваций и развитию социальной сферы для повышения экономической привлекательности регионов, не входящих в число поддерживаемых в рамках первой задачи.

Наконец, третья — это  европейское территориальное сотрудничество. Данная задача направлена на усиление трансграничного и межрегионального сотрудничества, развитие общей инфраструктуры, экономических связей и сетей  компаний малого и среднего бизнеса  и базируется на существующей программе INTERREG.

Региональная политика —  это не просто перераспределение  средств богатых регионов в пользу бедных. Это продуманная стратегия  инвестиций и целенаправленных реформ, которая помогает людям найти  работу и жить лучше в их городе или сельской местности. Занятость, тренинг, конкурентоспособность компаний, инвестиции в инфраструктуру, информационное общество, исследования, качество окружающей среды — все это приоритеты региональной политики.

Для достижения поставленных задач большое внимание уделяется  развитию современных скоростных транспортных магистралей, способных ускорить движение товаров и людей. Проводится диверсификация источников энергии, включая развитие альтернативных (использующих энергию  ветра, воды и солнца), внедряются энергосберегающие  технологии и создаются новые  энергетические сети и коммуникации. Широко внедряются технологии современного информационного общества, основанные на использовании Интернета, поощряется развитие электронной коммерции  и телекоммуникационных сетей. Повышенное внимание уделяется эффективности  производства, улучшению систем управления и маркетинга, внедрению систем профессионального обучения на производстве.

Важнейшим инструментом долгосрочной инвестиционной политики считаются  создание и развитие компаний среднего и малого бизнеса, предоставление им упрощенного доступа к капиталу, развитие бизнеса, связанного с туризмом и культурным наследием регионов. При этом не остаются без внимания вопросы охраны окружающей среды  и содействия снижению экологических  рисков, так же как и создание новых рабочих мест в природоохранных профессиях.

Целенаправленная работа по реализации региональной политики приносит видимые результаты. Так, за последние 5 лет в рамках ее реализации было построено 4,1 тыс. км скоростных и 32 тыс. км обычных дорог, оказана помощь 214 тыс. компаний, создано 800 тыс. рабочих мест, тренинг прошли 8,15 млн. человек. Значительные изменения, связанные с качеством образования и экологической обстановкой, произошли в Испании, Греции и Португалии, а Ирландия из отстающей аграрной страны за 10 лет превратилась в одну из наиболее экономически развитых стран ЕС, значительно опережая по темпам роста Германию, Францию и другие страны Западной Европы.

Основные вызовы, стоящие  перед ЕС в 2007-2013 гг., связаны с  последствиями расширения, выполнением  Лиссабонской стратегии занятости  и роста, а также с повышением региональной конкурентоспособности.

Программы регионального  развития (PHARE и др.) имели огромное значение в процессе интеграции новых  стран в состав ЕС. Сыграли свою роль не только непосредственно финансовые средства, направляемые на поддержку  необходимых трансформаций и  реформ, но и то, что региональные власти и представители бизнеса  стран-новичков научились работать с программами ЕС, играть по общим  для Европы правилам, мыслить и  действовать в соответствии с  логикой программ Европейского Союза.

Для стран — новых членов ЕС региональная политика является одним  из национальных приоритетов. Например, уже сейчас заметна существенная разница между западными (близкими к Германии) и восточными регионами  Польши. 

Актуальность  темы

Региональная политика уже  несколько десятилетий входит в  число ключевых на правлений социально  экономической политики в ЕС что вполне объяснимо. Ведь, с одной стороны, в пределах основной европейской интеграционной группировки всегда сохранялось немало проблемных территорий. Среди них особенно выделяются районы с неблагоприятной хозяйственной структурой (главным образом отсталые аграрные и депрессивные старопромышленные регионы), с острыми социальными проблемами (особенно хронически высокой безработицей, в том числе молодежной), с недостаточными для достижения долгосрочного устойчивого развития собственными региональными ресурсами (в частности у периферийных и островных регионов).

На глобальном уровне, пока Европейский Союз остается центром  сосредоточения значительного богатства  и экономического потенциала, характер развития является очень неравномерным, сохраняются значительные социально-экономические  диспропорции, которые увеличились  после присоединения новых стран. Например, до 2004 г. Среднедушевой ВВП самого бедного региона составлял две трети (67%) среднедушевого ВВП ЕС. После вступления десяти новых стран-участников среднедушевой ВВП в самом бедном регионе составил меньше трети (28%) среднедушевого ВВП ЕС. И снова, 43% объемов производства в ЕС приходятся лишь на 14% территории ЕС – географический пятиугольник, где производится продукция с высокой добавленной ценностью, который образуют Лондон, Гамбург, Мюнхен, Милан и Париж (где проживает около трети населения этой территории). Люксембург, который является самой богатой страной-участником по уровню среднедушевого дохода, теперь в семь раз богаче самой бедной страны, Румынии, а на региональном уровне отличия еще сильнее.

Предмет исследования

Европейская политика регионального  развития базируется на политическом принципе, в соответствии с которым  более богатые страны и регионы  должны проявлять солидарность с  более бедными странами и регионами, а также на экономическом принципе, в соответствии с которым более  низкие объемы производства в бедных странах-участниках и регионах, или  странах и регионах с высокими уровнями безработицы, представляют собой потерю потенциала и возможности для Европейского Союза в целом. Инвестиции в современную инфраструктуру и инновационную деятельность, более качественное образование и профессиональная подготовка для людей в слабых регионах открывают ценные новые рынки и расширяют экономический потенциал всех стран-участников. В то же время, политика сближения помогает поддерживать консенсус на фоне ключевых исторических достижений ЕС, в частности создание единого рынка и введение единой валюты, евро, которая используется теперь (в 2009 году) в 16 странах-участниках.

Региональное развитие является процессом, который требует действенных  и эффективных институтов, а также  тесного сотрудничества между правительствами, бизнес-организациями и социальными группами на каждом уровне. Европейская региональная политика ориентирована на преобразование проблем в возможности.

Принципы регионального  развития проверялись и неоднократно совершенствовались на протяжении многих лет, чтобы можно было разрабатывать  различные стратегии, направленные на решение экономических и социальных проблем, а также достижение экологических  целей. Успех этой политики базируется на партнерствах в рамках ЕС, планировании и надлежащем управлении. В случае использования этих принципов управление программами развития может осуществляться децентрализовано.

На сегодняшний день в  Евросоюз входят: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния.

Разнообразие  регионов в странах Евросоюза

Европейский Союз, который с 2007 г. состоит из 27 государств с суммарным населением 495 млн. чел. и общей площадью 4,4 млн. кв. км, представляет собой, крупную интеграционную группировку. Об этом свидетельствуют и высокая степень экономической взаимозависимости стран-членов, и глубина политической интеграции в Евросоюзе. Вместе с тем именно в Европе зародилось и продолжает развиваться большинство наиболее дееспособных национальных государств. Одновременно в пределах ЕС существуют многочисленные, устоявшиеся на протяжении десятилетий и даже веков региональные общности самого разного вида. Более того, именно в рамках Евросоюза получил максимальное развитие принцип субсидиарности (когда полномочия передаются вышестоящим административно-территориальным единицам, только если их нельзя эффективно реализовывать на данном уровне), а составляющие национальные государства регионы были признаны неотъемлемым элементом европейской интеграции [1], что позволило ряду экспертов даже говорить о формировании «Европы регионов».

Информация о работе Региональная политика Европейского союза