Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:49, реферат
Европейский Союз — один из наиболее экономически развитых и богатых регионов мира. С момента расширения он объединяет потенциал 25 стран, 254 регионов, более 450 млн. жителей. Однако различия в уровне экономического и социального развития отдельных регионов по-прежнему велики и влияют на общее благосостояние ЕС. Устранение этих различий и развитие регионов являются объектом пристального внимания региональной политики с момента начала процесса европейской интеграции. В 1958 г. для выполнения одного из положений Римского договора о гармонизации и снижении различий в развитии регионов были созданы два отраслевых фонда: Европейский социальный фонд и Европейский фонд аграрной помощи и гарантий.
«Региональная политика Европейского союза»
Введение
Европейский Союз — один из наиболее экономически развитых и богатых регионов мира. С момента расширения он объединяет потенциал 25 стран, 254 регионов, более 450 млн. жителей. Однако различия в уровне экономического и социального развития отдельных регионов по-прежнему велики и влияют на общее благосостояние ЕС. Устранение этих различий и развитие регионов являются объектом пристального внимания региональной политики с момента начала процесса европейской интеграции. В 1958 г. для выполнения одного из положений Римского договора о гармонизации и снижении различий в развитии регионов были созданы два отраслевых фонда: Европейский социальный фонд и Европейский фонд аграрной помощи и гарантий.
В 1975 г. был создан один из основных инструментов региональной политики — Европейский фонд регионального развития, занимающийся распределением вкладов членов ЕС в общий бюджет между проектами, реализуемыми в наиболее отсталых регионах. Маастрихтский договор 1992 г. задекларировал политику выравнивания состояния регионов в странах ЕС как один из главных приоритетов Европейского Союза наряду с общим рынком и валютным союзом. С 1994 по 1999 гг. более 200 млрд. ЭКЮ (одна треть бюджета ЕС) было направлено на реализацию этой политики. Кроме того, в этот период были окончательно сформированы финансовые инструменты для политики регионов, которые включали в себя структурные фонды и специализированные программы (ISPA, SAPARD, PHARE и т. д.).
С 1994 г. активное участие в формировании политики на европейском уровне принимает специально созданный орган ЕС — Комитет регионов (Сommittee of Regions, COR), куда входят представители всех регионов Европы. Комитет является совещательным органом, участвующим в процессе принятия решений в различных областях: экономическое и социальное взаимодействие, трансъевропейские инфраструктурные сети, здравоохранение, образование, культура, социальная политика и политика занятости, профессиональный тренинг, охрана окружающей среды, транспорт.
Таким образом, реализуется
постепенная трансформация
Факторами, влияющими на
успешность того или иного региона,
все чаще становятся его инфраструктура,
экология, качество рабочей силы, политика
региональных властей в отношении
инвестиций. Соответственно, снижается
и напряженность отношений
Особенно это важно для тех регионов, которые в силу различных причин стремятся получить большую самостоятельность (Каталония и Страна Басков в Испании, Бретань во Франции, Фрисланд в Нидерландах), а также там, где исторически региональное самоуправление очень развито, — в Дании, Швеции, Германии. Таким образом, при определенной потере суверенитета на уровне государства регионы в Европейском Союзе приобретают большую независимость.
Хотя построение “Европы регионов” и не является декларируемой целью европейской интеграции, по всей видимости, ее можно рассматривать как промежуточную стадию на пути трансформации ЕС в “Европу граждан”. В пользу данного вывода свидетельствуют разработка и активное продвижение концепции гражданства ЕС, попытки придания легитимности органам ЕС через их прямую выборность, разработка Конституционного договора, могущего служить определенной базой для трансформации ЕС в федеративное образование.
Таким образом, если говорить о региональной политике, направленной на “выравнивание” регионов в рамках ЕС, то в качестве ее инструментов можно рассматривать не только программы, занимающиеся в той или иной степени перераспределением финансовых средств, но и общие принципы построения Европейского Союза.
Региональная политика построена на принципах солидарности и направлена на экономическое развитие наиболее отстающих регионов стран Европейского Союза.
В 2007-2013 гг. общий бюджет в
размере 313 млрд. EUR будет направлен
на выполнение трех главных задач. Первая
из них — конвергенция. Это наиболее
значимая из задач, которая получит
78% общего, распределяемого через
структурные фонды и фонд выравнивания
бюджета для финансирования проектов
на развитие регионов, в которых
ВВП на душу населения составляет
менее 75% от среднего по ЕС.
Вторая задача — региональная
конкурентоспособность и
Наконец, третья — это
европейское территориальное
Региональная политика —
это не просто перераспределение
средств богатых регионов в пользу
бедных. Это продуманная стратегия
инвестиций и целенаправленных реформ,
которая помогает людям найти
работу и жить лучше в их городе
или сельской местности. Занятость,
тренинг, конкурентоспособность
Для достижения поставленных задач большое внимание уделяется развитию современных скоростных транспортных магистралей, способных ускорить движение товаров и людей. Проводится диверсификация источников энергии, включая развитие альтернативных (использующих энергию ветра, воды и солнца), внедряются энергосберегающие технологии и создаются новые энергетические сети и коммуникации. Широко внедряются технологии современного информационного общества, основанные на использовании Интернета, поощряется развитие электронной коммерции и телекоммуникационных сетей. Повышенное внимание уделяется эффективности производства, улучшению систем управления и маркетинга, внедрению систем профессионального обучения на производстве.
Важнейшим инструментом долгосрочной
инвестиционной политики считаются
создание и развитие компаний среднего
и малого бизнеса, предоставление им
упрощенного доступа к
Целенаправленная работа по реализации региональной политики приносит видимые результаты. Так, за последние 5 лет в рамках ее реализации было построено 4,1 тыс. км скоростных и 32 тыс. км обычных дорог, оказана помощь 214 тыс. компаний, создано 800 тыс. рабочих мест, тренинг прошли 8,15 млн. человек. Значительные изменения, связанные с качеством образования и экологической обстановкой, произошли в Испании, Греции и Португалии, а Ирландия из отстающей аграрной страны за 10 лет превратилась в одну из наиболее экономически развитых стран ЕС, значительно опережая по темпам роста Германию, Францию и другие страны Западной Европы.
Основные вызовы, стоящие перед ЕС в 2007-2013 гг., связаны с последствиями расширения, выполнением Лиссабонской стратегии занятости и роста, а также с повышением региональной конкурентоспособности.
Программы регионального развития (PHARE и др.) имели огромное значение в процессе интеграции новых стран в состав ЕС. Сыграли свою роль не только непосредственно финансовые средства, направляемые на поддержку необходимых трансформаций и реформ, но и то, что региональные власти и представители бизнеса стран-новичков научились работать с программами ЕС, играть по общим для Европы правилам, мыслить и действовать в соответствии с логикой программ Европейского Союза.
Для стран — новых членов
ЕС региональная политика является одним
из национальных приоритетов. Например,
уже сейчас заметна существенная
разница между западными (близкими
к Германии) и восточными регионами
Польши.
Актуальность темы
Региональная политика уже несколько десятилетий входит в число ключевых на правлений социально экономической политики в ЕС что вполне объяснимо. Ведь, с одной стороны, в пределах основной европейской интеграционной группировки всегда сохранялось немало проблемных территорий. Среди них особенно выделяются районы с неблагоприятной хозяйственной структурой (главным образом отсталые аграрные и депрессивные старопромышленные регионы), с острыми социальными проблемами (особенно хронически высокой безработицей, в том числе молодежной), с недостаточными для достижения долгосрочного устойчивого развития собственными региональными ресурсами (в частности у периферийных и островных регионов).
На глобальном уровне, пока
Европейский Союз остается центром
сосредоточения значительного богатства
и экономического потенциала, характер
развития является очень неравномерным,
сохраняются значительные социально-экономические
диспропорции, которые увеличились
после присоединения новых
Предмет исследования
Европейская политика регионального развития базируется на политическом принципе, в соответствии с которым более богатые страны и регионы должны проявлять солидарность с более бедными странами и регионами, а также на экономическом принципе, в соответствии с которым более низкие объемы производства в бедных странах-участниках и регионах, или странах и регионах с высокими уровнями безработицы, представляют собой потерю потенциала и возможности для Европейского Союза в целом. Инвестиции в современную инфраструктуру и инновационную деятельность, более качественное образование и профессиональная подготовка для людей в слабых регионах открывают ценные новые рынки и расширяют экономический потенциал всех стран-участников. В то же время, политика сближения помогает поддерживать консенсус на фоне ключевых исторических достижений ЕС, в частности создание единого рынка и введение единой валюты, евро, которая используется теперь (в 2009 году) в 16 странах-участниках.
Региональное развитие является процессом, который требует действенных и эффективных институтов, а также тесного сотрудничества между правительствами, бизнес-организациями и социальными группами на каждом уровне. Европейская региональная политика ориентирована на преобразование проблем в возможности.
Принципы регионального
развития проверялись и неоднократно
совершенствовались на протяжении многих
лет, чтобы можно было разрабатывать
различные стратегии, направленные
на решение экономических и
На сегодняшний день в Евросоюз входят: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния.
Разнообразие регионов в странах Евросоюза
Европейский Союз, который с
2007 г. состоит из 27 государств с суммарным
населением 495 млн. чел. и общей площадью
4,4 млн. кв. км, представляет собой, крупную
интеграционную группировку. Об этом свидетельствуют
и высокая степень экономической взаимозависимости
стран-членов, и глубина политической
интеграции в Евросоюзе. Вместе с тем именно
в Европе зародилось и продолжает развиваться
большинство наиболее дееспособных национальных
государств. Одновременно в пределах ЕС
существуют многочисленные, устоявшиеся
на протяжении десятилетий и даже веков
региональные общности самого разного
вида. Более того, именно в рамках Евросоюза
получил максимальное развитие принцип
субсидиарности (когда полномочия передаются
вышестоящим административно-
Информация о работе Региональная политика Европейского союза