Реформы Солона

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:13, реферат

Краткое описание

Цель моего реферата – раскрыть сущность реформ Солона, значение личности Солона для государства древней Греции. Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:
определить общественно-политическое, экономическое положение Греции до реформ;

исследовать содержание реформ Солона;

Файлы: 1 файл

Реформы Солона.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Однако  Солон ездил за море не только ради наживы, но и для того, чтобы поучиться  мудрости, познакомиться с разнообразными обычаями людей, повидать свет. Наживу ради наживы Солон не ценил; он считал, что не только в деньгах счастье. Хотя Солон сам разбогател (так как его поездки были удачны), он считал, что доблесть и доброе имя выше богатства

    Вернувшись из путешествия на родину, Солон застал там острую борьбу партий. Простой народ не имел земли и находился в кабале у кучки знатных людей (эвпатридов). Народ боролся против эвпатридов, требуя земли и свободы. Солон вскоре приобрел его уважение; простые люди видели в нем своего защитника. Свой чудесный дар поэта Солон отдал на служение народу. В замечательных стихах, которые тогда всякий знал наизусть, поэт внушал борющимся сторонам необходимость взаимных уступок и примирения ради блага родины, а впоследствии разъяснял смысл и цель изданных им законов. 
 
 
 
 

    3.1. Содержание реформ Солона. 

    К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему  социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков – фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников.

    Оказавшись  в столь сложной ситуации, борющиеся  стороны сошлись на кандидатуре  поэта и политического деятеля  Солона. Было известно, что он не является "сообщником богатых в их преступлениях" и в то же время "не угнетен  нуждою".

      Обе стороны возлагали на него большие надежды. Крестьяне считали его справедливым человеком и верили, что он удовлетворит их нужды. Эвпатриды же полагали, что Солон, как выходец из их среды, не даст их в обиду. Приводили одно из его прежних изречений о том, что равенство не влечет за собой войну. Слова эти нравились и богатым и беднякам: одни надеялись, что получат согласно заслугам и доблести, другие ждали от законодателя справедливого передела земли и имущества.

    Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными  полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику "золотой середины". 

    Прежде  всего, Солон отменил старинные законы Драконта из-за их крайней жестокости. Эти законы за все преступления назначали только одно наказание - смерть. Так, например, человека, укравшего на рынке овощи, казнили так же, как и того, кто совершил зверское убийство.  

    Солон отменил все долговые обязательства и запретил на будущее время долговое рабство. В Афинах существовал обычай ставить на земле должника каменные плиты или столбы с обозначением суммы долга. Солон приказал снять все такие столбы. Крестьян проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить на государственный счет.  

Эти меры Солона называются "сисахфия", что значит "освобождение от бремени".  

    Самозаклад  должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. Считают, что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам.

    При уничтожении долговых обязательств не обошлось без злоупотреблений. Самого Солона враги обвинили в нечестности. Перед тем как издашь закон о долгах. Солон сообщил о нем трем своим друзьям. Эти три человека решили воспользоваться случаем и обогатиться. Они заняли у богатых большие суммы денег и купили много земли. После издания закона о долгах они не заплатили денег и удержали у себя землю. Тогда некоторые люди стали обвинять Солона в том, что он нарочно сообщил им о новом законе, чтобы получить часть земли и не заплатить денег. Однако обвинения Солона в нечестности отпали, когда он первым отказался от крупной суммы, данной им взаймы.

Разрешение  передачи собственности: 

    Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в том числе  и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т.д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало. 

Расширение  промышленности и  торговли: 

    Желая поднять промышленность страны, Солон  всячески поощрял занятие торговлей  и ремеслами. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговли Афин и т.д.

    Почва Аттики была скудной и неудобной  для земледелия, своего хлеба, особенно у городского населения, не хватало. Приходилось покупать его в обмен на местные ремесленные изделия. Поэтому тот, кто не знал какого-нибудь ремесла или не хотел трудиться, вынужден был голодать или просить милостыню.

    Для того чтобы в стране не было нищих, он издал закон, по которому отец, не научивший сына ремеслу, не имел права требовать, чтобы сын содержал и кормил его в старости, и  ареопаг, следивший  за занятиями граждан, должен был наказывать праздных; таким образом, про Афины можно сказать, что они возвели труд в закон. 

Деление жителей по имущественному цензу: 

    Солон  ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности 500 мер продуктов, как сухих, так  и жидких, он поставил первыми и назвал их “пентакосиомедимнами”, вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить 300 мер; этих называли “принадлежащими к всадникам”; ”зевгитами” были названы люди 3го ценза, у которых было 200 мер тех и других продуктов, вместе взятых. Граждане первых трех разрядов могли занимать высшие государственные должности. Все остальные назывались “фетами”; им он не позволил исполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впоследствии, стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Одновременно предусматривалось, что только лица из 1го разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей 2го разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных - пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.

      Солон составил совет  ареопага из ежегодно  сменяющихся архонтов; он и сам был его членом как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по 100 человек от каждой из 4ех фил (“Совет 400от”). Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А “верхнему совету” он предоставил надзор за всем и охрану законов. 

Народный  суд (или гелия): 

    Солон также учредил суд присяжных - “гелию”, причем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию афинской рабовладельческой демократии. ”Гелия” была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц.

    Суд стал теперь доступным для всех свободных  граждан. Раньше крестьянин должен был лично являться на заседания суда. Жители отдаленных местностей были вынуждены подолгу отлучаться из дому и тратить рабочее время, защищая свои права в суде. Теперь каждому гражданину закон предоставлял право нанимать посредника, который мог вести за него дела. Всякий, кто был чем-нибудь обижен или оскорблен, мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду. Это мудрое постановление обуздало судебный произвол эвпатридов и положило конец множеству несправедливостей.  

    Из  других законов интересен такой: во время гражданской смуты каждый должен немедленно примкнуть к той или другой стороне. Этим законом законодатель хотел приучить граждан не быть равнодушными в общественных делах. Солон требовал, чтобы каждый вступался за справедливое дело открыто, а не ожидал, прячась, победы сильнейшего.  

    3.2. Значение реформ Солона. 

    Итак, из вышеописанного мы видим, что к  тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность  мелких землевладельцев приняла  устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продать в рабство за границу. Над основной массой общинников возникла угроза всеобщего закабаления. ”Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну”, - горестно отмечал Солон. Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение землевладельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали  острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию.

    Солон был первым из знати, кто заметил  опасность. Преодолевая сопротивление  верхушки аристократов, он провел крупные  реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя  интересы знати, и делая уступки  демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство. 

   Реформы нанесли удар по родовой организации  власти и привилегиям родоплеменной  аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации  в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Бедные возмущались тем, что не добились передела земли, не избавились от горькой нужды и тяжкого труда, и потому продолжали борьбу. Богатые же негодовали на Солона за отмену долгов. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.  

   Однако  эти мероприятия требовали все  возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых  афинян, что, в конце концов, вызвало  их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя.  

    1.   Заключение.

 

    Итак, мы рассмотрели деятельность Солона как архонта. Нельзя не согласиться, что любые реформы, проводимые личностями, наделенными властными полномочиями не могут удовлетворить интересы и запросы всех слоев населения, и Солон не стал исключением. Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах.

    Первым  делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, - выкуплены за счет государства. Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени. Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.

    Одновременно  с тем была санкционирована широкая  завещательная свобода. Родовые  владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати - опора ее власти - включались в общий гражданский оборот.

    Важной  политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые  были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти  разряда граждан получали право  замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд. Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать. За единицу исчисления богатства был избран медимн - мера сыпучих тел (приблизительно 50-60 л). Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент); для зачисления во второй - 300, для зачисления в третий - 200 медимнов.

Информация о работе Реформы Солона