Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:13, реферат
Цель моего реферата – раскрыть сущность реформ Солона, значение личности Солона для государства древней Греции. Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:
определить общественно-политическое, экономическое положение Греции до реформ;
исследовать содержание реформ Солона;
Развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце 11 тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным.
Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя, рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев убийством самого царя.
Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона.
Процесс
демократизации политической жизни
в античных городах-государствах сопровождался
обострением борьбы между аристократией,
державшей в своих руках власть и стремившейся
законсервировать старые полисные порядки,
и народом (демосом), все более осознающим
свое гражданское единство. Результатом
этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах,
патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала
серия законодательных реформ, подрывающих
монополию аристократии в государственных
органах и создающих основу для развития
демократических институтов.
Цель
моего реферата – раскрыть сущность
реформ Солона, значение личности Солона
для государства древней Греции. Опираясь
на поставленную цель, задачи, данной работы
следующие:
.
.
Во II тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с тем большом рвением стали оберегать свою обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегеры, Фивы, Спарта и др.
Экономические
воззрения первого периода
Государства
еще нет. Племенем управляют народное
собрание, совет старейшин, вождь - базилевс.
Народное собрание – вместе с тем войско,
а базилевс и старейшины - главным образом
военные предводители.
Более
зрелый этап связан
с укреплением
рабовладения.
Сочинение Гесиода "Труды и дни". Оно полно воспоминаний о тех временах, когда земля была плодородней, свобод было больше. Гесиод рекомендует "систему двух детей" для ограничения дробления земельных наделов.
Большие надежды возлагаются им на земледельческий труд как источник богатства. Гесиод выступает против увеличения дохода от торговли и судоходства, отдавая предпочтение “более спокойным” доходам сельскохозяйственного происхождения. Древнегреческий мыслитель не отрицает рабство. Гесиод считает, например, покупку рабыни в качестве погонщицы волов обычным правомерным делом.
Таким образом, земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются купцы. Образуется семья с господством мужчины.
Древняя родовая организация
еще существует, но уже подорвана.
На территории фратрий и
Рабство все более укореняется, и уже не только в домах и хозяйствах знати. Попытки по разрешению проблемы долгового рабства нашли свое завершение в реформах Солона (VI в. до н.э.).
Экономическая
мысль периода расцвета рабовладельческого
полиса может быть названа скорее
описательной. Перикл (около 500 г. до н.э.),
который правил Афинами в течение
15 лет воспевал их как рай земной.
Кризис рабовладельческого строя породил
теории, направленные на поиск выхода
из кризиса.
Рабовладение прошло
три основных этапа:
IV
в. до н.э. – начало третьего
этапа.
Экономическая
мысль Греции развивается в новых
условиях. Начинается кризис рабовладения:
Наблюдается рецидив натурально-хозяйственной
концепции. Перед обществом встают вопросы:
не вернуться ли к земледелию и натуральному
хозяйству? Если ликвидация рабства невозможна,
то как смягчить его противоречия? Как
увеличить эффективность рабского труда?
Над этими вопросами рассуждают знаменитые
мыслители этого периода Ксенофонт, Платон
и Аристотель в своих трудах “Домострой”,
”Политика”, “Законы” и др.
Около
VIII в. до н. э. на месте прежнего родового
строя утвердилась новая
Размеры городов-государств были весьма различны — от очень крупных до самых маленьких. Наибольшую площадь занимала Спарта (Лакония и Мессения) — около 8400 км2, могущественная Аттика с Саламином и Оропом — 2650 км2. Все же остальные не превышали 1000 км2, а были и такие, которые располагались на площади еще меньшей: Коринф — 880 км2, Самое — 470 км2, Эгина — едва 85 км2. Некоторые государственные объединения, которые как целое охватывали значительные территории, включали в себя несколько отдельных полисов. Так, Беотия, занимавшая общую площадь в 2580 км2, состояла из 10, а позднее из 20 таких “мини-государств”. В состав Фокиды (1650 км2) их входило 22. Известно, что первая волна колонизационного движения была вызвана ростом избыточного населения: в перенаселенных городах-государствах люди искали для себя лучших условий хозяйственной деятельности. Позднейшие колонизации явились следствием переселения племен, вытесненных пришедшими доpийцами, наконец, сами победившие дорийцы - также начали мигрировать на колониальные земли.
Политическое
деление Греции совпадало в целом
с физико-географическим: разнообразие
ландшафта, перерезанного горами, перевалами,
долинами. Вместе с тем количественные
соотношения между населением полиса
и занимаемой им территорией не помогают
при оценке экономических условий того
или иного города-государства, ибо структура
хозяйства повсюду была различной. Общую
основу его составляли зерновые, главным
образом пшеница и ячмень, с VI в. до н. э.
наиболее выгодным оказалось разведение
винограда и маслин, хотя не везде существовали
благоприятные условия для выращивания
этих культур. В одних государствах не
хватало хлеба, другие испытывали недостаток
скота. Хорошие урожаи зерновых собирали
на афинской, элевсинской и марафонской
равнинах, а также на землях между Гиметтом,
Восточным побережьем и Пентеликоном.
Беотия славилась превосходной пшеницей,
и она экономически поддерживала себя
также скотоводством и рыболовным промыслом.
Однако с течением времени в северной
части Беотии, в районе города Орхомена,
каналы, ведущие к морю, стали зарастать
илом, что привело к сильному заболачиванию
местности и хозяйственному упадку всего
края. Весьма урожайными областями были
Аркадия и Мессения; в Фессалии также выращивали
хлеб, занимались скотоводством; плодородные
почвы были и в Этолии — к северу от Акрокоринфских
гор. Кроме того, Аттика славилась гиметтским
медом и особенно своими рощами фиговых
деревьев: фиги были такой ценной статьей
дохода, что вывозить их из Аттики было
запрещено, а тот, кто уличал какого-либо
гражданина в нарушении этого запрета,
оказывал, как считалось, важную услугу
государству. По всей видимости, именно
таких доносителей называли поначалу
сикофантами (“сикон” — фига); со временем
так стали называть того, кто доносил о
провозе товара, запрещенного к вывозу
или ввозу, а затем уже всякого доносчика
и даже шантажиста начали именовать сикофантом.
Вероятно, греки рано познакомились с золотом, рано осознали его ценность, ведь уже во многих мифах оно играет немалую роль. Однако за золотом приходилось отправляться в далекий путь, за пределы Греции: в Лидию, где река Тмол несла “золотой песок”, или в Колхиду — за “золотым руном”. Уже древние греки пытались разгадать тайну “золотого руна”, о котором рассказывала история о Ясоне и Медее, и, пожалуй, следует признать правильным объяснение географа Страбона, что понятие “золотое руно” связано с определенным способом добывания золота на некоторых территориях. Страбон сообщает, что люди, жившие вблизи реки Фасис в Колхиде (нынешняя Риони), добывали из воды золотой песок погружая в реку шкуру (руно) барана: крупинки золота оседали на шерсти, откуда их и извлекали (Страбон. География, XI, 2,19). По мнению многих ученых, известие Страбона заслуживает доверия, поскольку подобные же способы “ловли” ценного металла в золотоносных реках встречались у некоторых, по большей части отсталых, народов и в новое время.
Серебром Грецию снабжали острова Тасос и Сифнос (VII— VI вв. до н. э.). В VI в. до н. э. приобретают известность серебряные рудники в районе Лаврия на юге Аттики, и, наконец, в V в. до н. э., в 483 г., были открыты новые залежи драгоценного металла в Маронеях. Этот новый источник серебра укрепил финансовое положение Афин во время греко-персидских войн, позволил построить мощный флот и обеспечил преобладание Афин над другими городами-государствами Греции.
Зато на нехватку меди греки не могли пожаловаться, хотя многим полисам также приходилось ввозить ее извне, особенно с острова Эвбея. Там же на Эвбее, как и в Беотии и Лаконии, добывали железо. Не менее важным сырьем была глина — из нее изготовляли посуду, которую и сегодня можно увидеть в десятках музеев, — а также известняк, используемый при строительстве, и мрамор. Залежи мрамора находились в самых разных областях Греции, особенно богатыми были пентеликонские — из добытого там мрамора в Афинах построили Парфенон и Пропилеи. Высоко ценился и мрамор с островов. Наксос и Парос, где в VI в. до н. э. развивались знаменитые школы резьбы по камню. Из Лаконии и Фессалии, с островов Делос и Тинос привозили гранит.
Уже из этой краткой характеристики экономических основ античной Греции видно, как неравномерно были распространены жизненные блага в отдельных городах-государствах. Несомненно, должны были существовать широко развитые торговые связи: сначала, как и повсюду, простой натуральный обмен, затем купля и продажа за деньги, причем в каждом полисе чеканили собственную монету. Как же осуществлялась торговля между городами-государствами, как производились “валютные” расчеты, взимались ли таможенные пошлины?