Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:13, реферат
Цель моего реферата – раскрыть сущность реформ Солона, значение личности Солона для государства древней Греции. Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:
определить общественно-политическое, экономическое положение Греции до реформ;
исследовать содержание реформ Солона;
То
что какие-то правила, регулирующие
ввоз и вывоз товаров, считались
необходимыми, подтверждает хотя бы рассуждение
Платона в “Законах” о
Таковы
проекты философа. Как обстояло дело
в реальных греческих государствах,
мы не знаем, — например, как решали
проблему обмена платежных средств
в портах или на таких общегреческих
встречах, какими были Олимпийские
игры.
Не была чужда грекам и проблема приспособления окружающей среды к нуждам человека. Осушение заболоченных земель и орошение засушливых, устройство каналов были распространенной практикой. Попытки поставить себе на службу силы природы влекли за собой общее упорядочение хозяйственной деятельности, все более рациональную организацию и разделение труда, изобретение и совершенствование новых его орудий, развитие техники и т. п.
Напомним, что речь идет о периоде греческих полисов, ведь в эпоху Гомера не было строгого разделения труда между различными слоями общества: там господин занимался физическим трудом наравне со своим рабом, и не только мужчины — царевна Навсикая в “Одиссее” стирает белье вместе со служанками. Подобное разделение труда становится нормой жизни лишь позднее, причем Платон стремится сделать его еще более явным, ограждая свободное население идеального полиса от всякой физической работы: “Какой же образ жизни станут вести люди, в должной мере снабженные всем необходимым? Ремесла там поручены чужеземцам; земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву достаточную, чтобы люди жили в довольстве...” (Платон. Законы, VII, 806).
Свободный гражданин обязан был всецело посвящать себя заботам о поддержании наилучшего равновесия тела и духа, а также делам государственным. “...Никакие побочные занятия не должны служить помехой для остальных дел, дающих телу закалку в трудах, душе же — знания и навыки. Кто станет осуществлять именно это и будет стремиться достичь достаточного совершенства души и тела, тому, пожалуй, не хватит для этого всех ночей и дней... Для всех свободнорожденных надо установить распорядок на все время дня. ...Если хозяйка дома заставляет служанок будить себя, а не сама будит всех остальных, то раб, рабыня, слуга и... весь дом целиком должен говорить между собой об этом как о чем-то позорном. Всем надо пробуждаться ночью и заниматься множеством государственных и домашних дел — правителям в государстве, хозяевам и хозяйкам — в собственных домах. Долгий сон по самой природе не подходит ни нашему телу, ни нашей душе...” (Платон. Законы, VII, 807—808). Далее философ вновь обращается к этой теме, облекая свои мысли в форму категорического предписания: “Прежде всего пусть никто из местных жителей не занимается ремеслом. Дело в том, что гражданину достаточно владеть тем искусством, которое одновременно нуждается в упражнении и во многих познаниях: это — умение поддерживать и соблюдать общегосударственное благоустройство. Гражданин не может этим заниматься так, между прочим” (Платон. Законы, VIII, 846).
В “Законах” — своем последнем, оставшемся неоконченным, произведении — Платон в середине IV в. до н. э. мечтал об идеальном государстве. Почти на сто лет раньше Перикл у Фукидида в своей речи в честь афинян, павших на первом году Пелопоннесской войны, рисует впечатляющий образ родного города, военной, политической и экономической силы Афин, подчеркивает преимущества демократического строя, восхваляет активность и предприимчивость афинян, разнообразие их занятий, среди которых приоритет отдается общественной деятельности:
“...со
всего света в наш город,
благодаря его величию и
Стоит отметить, что, несмотря на крайнее разнообразие экономико-географической структуры Греции и на отрицательное в целом отношение свободных греков к физическому труду, в литературе того времени можно встретить немало похвал земледельцу. Ксенофонт Афинский, который в своих трактатах “Домострой” и “О доходах” дает ряд советов, как пополнить государственную казну и поднять благосостояние народа, рассматривает ремесло как занятие низшего порядка. Напротив, земледелие и сельское хозяйство вообще он оценивает чрезвычайно высоко. “...Даже очень удачливые люди, — пишет он в “Домострое”, — не могут обойтись без земледелия. Занятие им доставляет приятность, умножает дом и упражняет тело так, что оно делается способным ко всему, что подобает свободному человеку. Во-первых, земля дает то, чем люди живут, и вдобавок то, от чего они получают удовольствие... Во-вторых, множество съедобных вещей она частью производит, частью питает, ведь и скотоводство связано с земледелием... Но, доставляя всякие блага в изобилии, земля не позволяет брать их легко, а приучает переносить и зимний холод, и летний зной. Тем, кто работает своими руками, она дает упражнение, а тех, кто заботливо наблюдает за полевыми работами, укрепляет тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, ибо в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время...
Затем,
если хочешь защищать свое отечество
на коне, земледелие дает более всего возможности
содержать и коня; если хочешь служить
в пехоте — оно делает тело крепким. Земледелие
побуждает предаваться трудам охоты, потому
что легко доставляет корм собакам и вместе
с тем растит диких зверей. Но получая
пользу от земледелия, лошади и собаки,
в свою очередь, приносят пользу хозяйству:
лошадь рано утром вывозит хозяина на
работы и дает ему возможность поздно
вечером возвратиться, а собаки отгоняют
зверей от посевов и стад и делают безопасным
уединение... Земля побуждает земледельцев
также защищать страну с оружием в руках,
потому что хлеб, производимый ею, легко
может стать добычей победителя”.
Обрабатывать землю, полагает Ксенофонт, необходимо и из соображений воспитательных:
“Земля учит даже
Так высоко ценили греки земледелие — основу их экономики.
Наиболее интересным и вместе с тем наиболее изученным представляется процесс образования государства в двух известных греческих полисах - древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая - аристократии.
Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, - Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли.
Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий.
В VIII столетии до н. э. в. Аттике вырос (вокруг древней крепости) город, которому предстояло сделаться величайшим центром античной и мировой культуры. Его назвали в честь богини-покровительницы Афинами.
Город стал средоточием людей, принадлежащих к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению приходит новое. Знатные образуют сословие эвпатридов ("благородных"). Мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники - демиургов.
Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на холме бога войны Ареса, и потому его назвали ареопагом. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц.
Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. "Бедные, - пишет Аристотель, -находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они... шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая). Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей".
Всюду
на полях стояли закладные камни.
На них было написано, кому и на какой
срок заложен участок. Такая форма
залога - ипотека - была ранним изобретением
Греции. Земля отдавалась в пользование
должника, но при просрочке платежа
- столь обыкновенной - переходила к
кредитору.
"...Развивающееся
денежное хозяйство, - справедливо пишет
Ф.Энгельс, - проникало в сельские общины,
воздействуя, точно разъедающая кислота,
на их исконный, основанный на натуральном
хозяйстве образ жизни".
Начиная с VI века до н. э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н. э. и особенно благоприятные природные условия самой Аттики (с ее небольшим земельным фондом и удобным для торговли местоположением) способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Большую часть его составляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя "демосом" - "народом".
Демос
находился в постоянной вражде с
презиравшей его аристократией.
Шаг за шагом вырывал он у нее
политическую власть. Когда это ему
удалось, в Афинах установилась рабовладельческая
демократия.
Как рассказывали, Солон, один из "семи мудрецов" знаменитый афинский законодатель и поэт, происходил из знатного рода; одним из его предков был афинский царь Кодр.
Отец законодателя был человеком небогатым. О детстве и юности Солона мы ничего не знаем. Известно лишь, что после смерти отца он остался почти без средств. Помощь от чужих людей юноша стыдился принять и потому решил попытать счастья за морем. Он отправлял в заморские страны на кораблях афинские товары и привозил товары чужих стран.
В те времена в Афинах торговлей с заморскими странами занимались только немногие смельчаки. Это были богатые аристократы, а также состоятельные и предприимчивые купцы из народа. Путешествия за море были делом опасным, но зато одна удачная поездка могла дать большую прибыль. К человеку, побывавшему в чужих краях, который приобрел знания и жизненный опыт, сограждане относились с уважением.